Министру транспорта России Максиму Юрьевичу Соколову не позавидуешь – подведомственная ему транспортная отрасль находится на прицеле интересов многих влиятельных и достаточно серьезных людей. Тут, например, господин Якунин с его РЖД, которая недавно отметилась отменой электричек – история, шум от которой докатился даже до стен московского кремля. И Аркадий Ротенберг с его интересами в сфере дорог, мостов и аэропортов. Вроде и у «Аэрофлота» есть определенное желание лишний раз ущипнуть министра. И наверняка еще множество серьезных людей, в хитросплетения которых лезть я не буду за ненадобностью, пьют кровь у Максима Юрьевича. В общем, должность – не позавидуешь.
Самым интересным для меня аспектом работы министра транспорта являются его отношения с олигархом Аркадием Ротенбергом. Так, при рассмотрении заявок на строительство керченского моста, Минтрансом была выбрана именно компания Ротенберга, и сколько бы ни говорили, что это чуть ли не меценатский проект, лично мне в это поверить будет слишком трудно. А в аэропорту Шереметьево – крупнейшем объекте транспортной инфраструктуры – орудует также кипрская «TPS Avia», принадлежащая все тому же Ротенбергу (Минтранс не реагирует на это никак, впрочем, как и другие федеральные чиновники, чего уж там). Платную трассу в Питер я даже в расчет не беру, это не такой яркий пример, как перемещение лучшего аэропорта России на Кипр, согласитесь. Хотя выявленное счетной палатой завышение сметы на строительство участка дороги в размере 6,6 миллиардов рублей – вполне ничего себе история, но такого рода новости уже становятся привычными, и поэтому внимания не привлекают.
Вообще, союз министра транспорта М.Ю. Соколова, государственной компании «Автодор» и Аркадия Ротенберга – не такая уж и удивительная новость. Про шесть миллиардов при строительстве дороги (совместный проект «Автодора» и Ротенберга) я уже сказал, сами решайте, кому это выгодно. А вот про керченский мост – отказ от строительства туннеля и переход к проекту моста Соколов, держа ответ в Госдуме, обосновал именно позицией Автодора, хотя крымчане то, вроде, склонялись к проекту туннеля. Опять же – всем известно, что бывший министр транспорта Игорь Левитин до сих пор играет важную роль в управлении Минтрансом, об этом говорил и сам Соколов. А ведь именно Игорь Левитин подписал предварительное соглашение о сотрудничестве с партнерами Ротенберга еще до проведения открытого конкурса на строительство платной трассы, да и информация о темных делишках, связанных с совместным владением этими двумя «Мостотрестом» через оффшоры, еще не скоро сотрется из глубин Интернета. Вполне эффективный союз, как по мне – министр транспорта, государственная строительная компания и оффшор, с удивительной упорностью заглатывающий все госзаказы, словно сверхмассивная черная дыра в центре нашей галактики, только еще больше.
Если верить последним слухам, на данный момент Соколов содействует Ротенбергу в установлении нужного уровня контактов в «Аэрофлоте». Как отмечалось выше, в интересы Аркадия Романовича входит Шереметьево (TPS Avia фактически получила аэропорт путем создания совместных предприятий с микроскопической долей государства, а трое менеджеров Ротенберга – Ярышев, Олейник и Ильин – давно уже заменили официального гендира Василенко), в котором, как всем известно, и базируется Аэрофлот. Отношения порта и авиаперевозчика, традиционно, достаточно натянуты, при этом авиакомпания как правило побеждает (все помнят скандал с якобы отставкой гендира Шереметьево? Очень яркий пример дипломатической победы Аэрофлота). Разумеется, серьезному человеку Ротенбергу такие отношения как-то не с руки, но опыта взаимодействия с авиаперевозчиком у него еще нет – особо не сталкивались до этого. А вот опыт успешной (да-да, 6 с половиной миллиардов в уме) дружбы с министром транспорта – есть. Вполне логично, как по мне, обратиться к старому другу, который и сам не прочь немного приземлить зарвавшуюся авиакомпанию, чтоб не лезла с советами по снижению налогов да прекращением финансирования всех, кроме нее самой. Вот и рассказывает Максим Юрьевич, что доходы от приватизации Шереметьево пойдут на пользу, и будут направлены на развитие всего московского авиаузла… Умалчивая, правда, что никакими доходами там, по сути, и не пахнет.
В общем, если у одного Соколова и одного Ротенберга раздельно задавить Савельева (руководителя Аэрофлота) не получается, то вот вдвоем – запросто. Выгоды сторонам очевидны, давние (относительно, конечно) плодотворные отношения тоже не вызывают сомнений, так что слух мне кажется вполне правдоподобным. Теперь, если все пойдет «правильно», Шереметьево окончательно перейдет под монопольное управление олигарха при попустительстве поставленных надзирать, бдеть и охранять чиновников. Разумеется, «Аэрофлоту» это не очень то и с руки, ведь потребитель обычно не разбирается в таких тонкостях, как разграничение полномочий аэропорта и авиакомпании. Человеку неважно, из-за кого у него проблемы – из-за Аэрофлота или аэропорта Шереметьево, или еще от кого – гневные отзывы не заставят себя ждать. Учитывая, как трепетно национальный авиаперевозчик относится к своей репутации, спонсируя футбольные и баскетбольные команды, заключая контракты на PR с медийными персонами и тратя миллионы на прочие радости эффективного менеджера, можно понять, почему с такой неохотой смотрит господин Савельев на монополизацию базового аэропорта. Но – вот вопрос – хватит ли теперь у него, годами принуждавшего до сего момента «Шереметьево» к нужным для него шагам, сил на то, чтобы справиться со сплоченным коллективом Ротенберга и Соколова?