«О старом и новом календарном стиле празднования Нового года в Российской Федерации»
С целью подавления традиций и канонов Русской Православной Церкви декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР от 24 января 1918 года по Р.Х., в России введен григорианский календарь, в соответствии с которым была введена поправка в 13 суток. После 31 января 1918 года по Р.Х. считалось не 1, а 14 февраля. Исправленный календарь получил название «нового стиля», а за старым юлианским укрепилось название «старый стиль».
В 2008 году по Р.Х. Государственная Дума Российской Федерации рассматривала вопрос о переводе российского календарного стиля с григорианского на юлианский. Документ поддержал всего один депутат, против высказались три человека. Остальные 446 депутатов вообще не участвовали в голосовании.
Календарь касается священных времен народа, его праздников. Календарь определяет порядок и ритм религиозной жизни. Ко времени рождения христианской государственности человечество имело уже достаточно разнообразный календарный опыт. Существовали календари: еврейский, халдейский, египетский, китайский, индусский и другие. У иудеев по-прежнему существует лунный календарь, с соответствующим передвижением Нового года. У мусульман летоисчисление ведется от Хиджры, то есть от переселения Мухаммеда из Мекки в Медину в 622 году по Р.Х., по лунно-солнечному календарю древних арабов. Японцы также используют свой календарь, исчисляемый по времени правления конкретных императорских династий.
Русская Православная церковь, сохраняя традиции, живет по юлианскому календарю.
По Божественному Промыслу календарем христианской эры стал Юлианский календарь, разработанный в 46 г. до Р.Х. и пришедший с 1-го января 45 года до Р.Х. на смену несовершенному лунному римскому календарю. Разработал его александрийский астроном Созиген по поручению Юлия Цезаря, который соединял тогда власть диктатора и консула с титулом pontifex maximus (верховный жрец). Поэтому календарь стал называться юлианским. В качестве астрономического года был взят период полного обращения Земли вокруг Солнца, а год календарный был определен протяженностью в 365 суток. Существовала разница с астрономическим годом, который был немного больше – 365,2425 суток (5 часов 48 минут 47 секунд). Для устранения этого расхождения был введен високосный год (annus bissextilis): каждые четыре года в феврале добавлялся один день. В новом календаре нашлось место и выдающемуся инициатору его: римский месяц квинтилий был переименован в июль (от имени Юлий).
Отцы I-го Вселенского собора, состоявшегося в 325 году по Р.Х. в Никее, определили отмечать праздник Пасхи в первое воскресенье после наступления полнолуния, которое выпадает на период после весеннего равноденствия. В то время по юлианскому календарю весеннее равноденствие приходилось на 21 марта. Святые отцы Собора, исходя из евангельской последовательности событий, связанных с Крестной смертью и Воскресением Господа нашего Иисуса Христа, заботились о том, чтобы новозаветная Пасха, сохраняя свою историческую связь с ветхозаветной Пасхой (которая всегда празднуется 14 нисана), была бы независима от нее и всегда праздновалась позже. Если случается совпадение, то правила предписывают перейти к полнолунию следующего месяца. Это было настолько значимо для отцов Собора, что они пошли на то, чтобы этот главный христианский праздник был передвижным. При этом солнечный календарь был соединен с календарем лунным: в юлианский календарь, строго ориентирующийся на Солнце, было введено движение Луны со сменой ее фаз.
4 октября 1582 года по Р.Х. папа Григорий XIII ввел григорианский календарь взамен старого юлианского, принятого еще при Юлии Цезаре в 45 г. до Р.Х. Поводом к принятию нового календаря стало смещение дня весеннего равноденствия, по которому определялась дата Пасхи.
Признав неточность юлианского календаря на Константинопольском соборе 1583 года по Р.Х., православная церковь переходить на новый календарь отказалась, т. к. по григорианскому календарю христианская Пасха иногда совпадает с еврейской, что запрещено «Апостольскими правилами». Прежде всего, переход на григорианский календарь означает разрушение той пасхалии, которая является великим достижением святых отцов IV века.
Не перешла на новую календарную систему и Россия. Хотя с 1700 года по Р.Х. Петр I отказываясь от всего русского и насаждая европейское, повелел встречать Новый год 1 января, а отсчет лет вести не от сотворения мира, а от Рождества Христова, но все же в государстве Российском празднование Нового года происходило на 11 суток позднее других европейских государств.
Постепенно, к 1782 году по Р.Х. почти все государства Европы, в том числе и протестантские, перешли на новое летосчисление, григорианское.
В католическом и протестантском мире Рождество Христово – самый главный праздник в году.
Православные тоже считают Рождество Христово большим праздником, но великим – Пасху, ибо духовное возрождение в православной церкви считается важнее земного рождения.
Сегодня католики и протестанты празднуют Рождество Христово 25 декабря по григорианскому календарю, а православные – тоже 25 декабря, но по юлианскому.
Апостольские правила не разрешают праздновать святую Пасху ранее иудейской Пасхи и в один день с иудеями: Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон святой день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет: да будет извержен от священного чина (правило 7).
Григорианский календарь приводит католиков к нарушению этого правила. Они праздновали Пасху прежде иудеев в 1864, 1872, 1883, 1891 годах по Р.Х., вместе с иудеями в 1805, 1825, 1903, 1927 и 1981 годах по Р.Х.
Православная церковь же до сих пор устройство церковного года осуществляет по юлианскому календарю.
Господь Бог Свое Знамение у Гроба Господня (схождение Благодатного огня) совершает в Великую Субботу по юлианскому календарю.
Шевченко А.А.
г. Новосибирск