О состоянии спекулятивных рынков: до осени обвала не будет
Сегодня уже не секрет, что практически вся эмиссия, которую осуществляет Федеральная резервная система США, идёт на спекулятивные рынки и практически не влияет на реальный сектор экономики. Казалось бы, в такой ситуации эти рынки должны непрерывно расти, однако эффект оказывается куда более сложным. Для начала посмотрим на результат последнего рабочего дня весны. В Лондоне на электронной товарной бирже цена на нефть марки Brent понизилась на 1,80 долл., составив 100,39 долл./барр.
В Нью-Йорке на срочной товарной бирже NYMEX нефть марки WTI упала почти так же сильно — на 1,64 долл. (теперь цена за баррель составляет 91,97 долл.). Что касается фондовых рынков, то индекс DJIA, который охватывает 30 крупнейших компаний США, понизился на 208,96 пункта (-1,36%) и составил 15115,57 пункта. IT-индекс Nasdaq понизился на 35,38 пункта (-1,01%) и составил 3455,91 пункта.
Теперь давайте посмотрим, что пишут официальные аналитики. Движение цен на нефть они связывают с решением Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) не понижать уровень добычи нефти (сейчас — 30 млн баррелей в сутки). Кроме того, влияние оказали опубликованные Министерством энергетики США данные, согласно которым запасы черного золота за прошлую неделю выросли на 3 млн баррелей (в то время как прогнозы говорили о 500 тыс. баррелей).
Что касается фондовых рынков, аналитики считают, что причиной падения стало опасение относительно сокращения Федеральной резервной системой программы скупки активов, которая долгое время была одним из главных инструментов стимулирования экономики. А теперь давайте немножко подумаем.
Цены на чисто спекулятивный актив — нефтяные фьючерсы — связывают спекулятивные рынки и реальный сектор. Иными словами, денежные власти, что США, что других крупных стран, не должны позволять этим ценам расти слишком сильно, поскольку это увеличивает инфляцию издержек и сильно бьет по производителям реального сектора в условиях падения конечного спроса. Да и сами домохозяйства не очень довольны ростом цен на бензин. Если бы эмиссия хотя бы немного стимулировала частный спрос, то можно было оценить, какой рост цен на нефть допустим, но в сегодняшней ситуации это крайне опасная тенденция, допускать которую никак нельзя. А вот какой повод использовать для снижения цен на нефть — тут у денежных властей США полная свобода выбора.
Что касается фондового рынка, то тут ситуация немного иная. Здесь никакой связи с реальным сектором уже довольно давно нет: фондовые индексы находятся на исторических максимумах, при том, что состояние компаний, чьи акции торгуются, оставляет желать много лучшего. Но это означает, в частности, что никаких реальных доходов, компенсирующих затраты на покупку этих акций, покупатель не получит. И если он свои акции вовремя продать не сумеет — он будет не просто в убытках, а в очень серьезных убытках.
А потому — все чаще и чаще по мере роста фондового рынка спекулянты будут фиксировать прибыль — что будет вызывать локальные откаты индексов. В какой-то момент страх пересилит — и мы получим классический обвал, который бывал в истории этого института уже много раз. И никакая эмиссия тут не поможет, поскольку если спекулянт не уверен, что кто-то у него эти бессмысленные бумажки купит, то он и сам их покупать не будет. Есть тут, кстати, еще одна тонкость. Обычно, «конец» повышательного тренда приходится на тот момент, когда на рынок выходит много «физиков», привлеченных постоянным ростом рынка. Грубо говоря, сначала спекулянты, продавая акции друг другу, создают повышательный тренд, потом физические лица, привлеченные этим трендом, покупают акции (у спекулянтов), а потом происходит обвал.
Судя по всему, пока резкого прироста «физиков» на рынке нет, а значит, картинка будет примерно такая. Те спекулятивные рынки, которые связаны с реальным сектором (нефть, металлы, продовольствие) будут расти и падать достаточно часто и общего повышательного тренда там наблюдаться не будет. А вот фондовый рынок и дальше будет активно расти — но с некоторой интенсивностью на нем будут откаты, в процессе которых спекулянты будут фиксировать прибыль. А вот как только начнет резко расти доля «физиков» (а она непременно начнет расти, поскольку американец не может спокойно смотреть на постоянный повышательный тренд), вот тут можно уже ожидать, что обвал не за горами. Когда это произойдет, точно сказать нельзя — но я думаю, что до конца лета все будет спокойно.