Олег Валецкий
О перспективах политики ЕС на Украине
ЕС в своей политике по отношению к приему новых членов показало все противоречия между декларируемой целью стать одним из мировых лидеров и очевидным фактом сиюминутного сугубо материалистического отношения к ведению внешней политики, в том числе к приему новых членов.
Босния и Герцеговина, находящаяся под фактическим управлением ЕС должна получить статус кандидат только в этом году, Сербия только его получила. Хорватия близка но ее долги уже равны 40 с лишним миллиардов долларов. Болгария и Румыния вступив вызвали своим появлением резкое недовольство остальных членов ЕС и производство в этих странах не развивается. Единственный плюс дающийся статусом кандидата это Белый шенген, что для граждан немаловажно, но проще достичь такой Шенген переговорами. Бывшая СФРЮ не имея статуса кандидата в ЕС в 70-80-ых годах имела безвизовый режим со странами ЕС. Турция также имеет облегченный визовый въезд своих граждан в ЕС, но хотя реформы в ней под давлением ЕС идут, вопрос того когда Турция, являющаяся членом НАТО войдет в ЕС скрывается в туманной дали.
Статьи подобные вот этой “Деструктивное полупрезидентство и отсутствие перспективы членства в ЕС” http://www.polit.ru/institutes/2010/01/18/kiev.html оперируя фразами о приеме Украины в ЕС в “не слишком отдаленном будущем”, умалчивают о том, что такое “не слишком”, ибо согласно политике ЕС, где связи с новой конституцией ЕС членство каждого нового члена будет определятся референдумом в каждой стране, и согласно примерам приема новых членов как и получения статусов кандидатов в последние 10-15 а также учитывая размеры Украины это составит лет где-то 15 при условии что подготовка к начнется сразу после президентских выборов. Более реально звучат мысли в этой статья, раньше бы звучавшие крамольно о делении Украины. В данном случае значительная часть противоречий была бы снята, однако в данном случае уже сейчас надо приступать к разработке программы по делению Украины на федеральные области, согласно моделям из Германии и Канады.
Что касается России, то в нынешней Москве где добровольно отказались от продолжения существования СССР, нынешняя Украина не нужна и роль Российской Федерации на Украине выросла только по инициативе из самой Украины. В силу этого, если деление по федеральному признаку произойдет, “русскоязычным” регионам развивая свои отношения с Россией, видимо, придется столкнутся с не слишком большим энтузиазмом по их приему в состав РФ и потому этим регионам придется двигаться в направлении создания независимого государства, отделившись от остальной Украины. Вряд ли в данном случае произойдут какие либо серьезные конфликты и скорее всего ЕС данное движение активно останавливать не будет. Скорее может произойти другое. Так как в условиях мировой глобализации, когда географическое положение не является ключевым фактором в обеспечении военно-политической поддержки, какие-то силы в мире могут попытаться после выборов развернуть террористическую компанию на Западной Украине, где тому способствует множество факторов, включая и близость событий последней войны на этой территории так и наличия определенного числа боевиков прошедших школу боевых действий в составе украинских “националистических (пробендеровских)” организаций. В этом случае ЕС придется активизировать свою внешнюю политику путем ввода своих сил “быстрого реагирования” на запад Украины как для обеспечения границ с членами ЕС так и для охраны нефте-газо проводов.