О духовно одичавших людях
Сегодня в мире происходит явное противостояние так называемых современных европейских моральных ценностей и традиционных общемировых христианских ценностей. Складывается такое ощущение, что нам упорно пытаются навязать эти «европейские ценности» – ювенальная юстиция, сексуальная свобода, общество потребления, легализация наркотиков, суррогатное материнство и т.д. Что же сегодня может противопоставить всему этому Православная церковь? Об этом и многом другом мы сегодня беседуем с благочинным города Новосибирска митрофорным протоиереем Александром Новопашиным
– Истинные ценности… «Что есть Истина?» – любимый вопрос философов. Миллионы людей ищут ответ на него и не могут найти. Хотя ответ на него дан две тысячи лет назад: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6), – говорит Спаситель. Жить во Христе – значит верить Ему и соблюдать заповеди Божии. Они всем хорошо известны. Но не все хотят их соблюдать, потому что заповеди Божии не вписываются в их образ жизни. Вспомните, что говорит в великом произведении Ф. М. Достоевского Иван Карамазов: «Если Бога нет, то все позволено». Вот они и хотят все. А для этого нужно устранить Бога из своего сердца, а заодно и из сердец окружающих их людей, чтобы они не смогли помешать им творить беззаконие и, больше того, стали их соучастниками, богоборцами. Сатанинский путь.
Какова главная ценность Конституции объединенной Европы? Вы не поверите – гомосексуализм. Почему именно гомосексуализм? Да потому что в понимании современных либералов абсолютная свобода – это когда человек свободен настолько, что может извратить собственное естество. Почему извращенцы ставятся в Европе чуть ли не во главу угла? Потому что они «по-настоящему свободны», ибо пожелали извратить свою природу и извратили ее. «Тварь ли я дрожащая или право имею…»? Вот они и хотят – право иметь.
Конечно, христианская мораль современным либералам как кость в горле. Ведь духовные нравственные законы – запретительные. Господь запретами ограждает человека от греха, ведущего к духовной смерти: «не кради», «не убивай», «не лжесвидетельствуй», «не прелюбодействуй», «не сотвори себе кумира»… Современным либералам нужно устранить эти запреты, и тогда они сполна получат свою свободу. Они не боятся греха, для них он не существует. Для них существует только «плюрализм мнений»: если кто-то думает не так, как мы, то и пусть думает, но нам чтобы не мешал!
Защитить себя от либеральных, общеевропейских ценностей общество сможет только в том случае, если обернется к своим корням. Наши корни уходят в Православие, наши традиции, наша духовная культура – это православная культура. Наша свобода – это свобода от греха. Если человек будет знать, откуда он родом, какую веру исповедовали его предки, если он будет ценить и любить свою культуру, будет настоящим, а не квасным патриотом, то в этом человеке сформируется мощный духовный стержень, который является своеобразным иммунитетом ко всему мерзкому, греховному. Вот в этом иммунитете наша сила.
Конечно, противники нравственного возрождения это тоже понимают и делают все, чтобы в нашей стране даже слова такого – духовность – не произносили. Увы, у них есть пособники, к ним в первую очередь относятся люди с атеистическим мировоззрением.
Удивительно, но именно таких людей немало среди новосибирских педагогов. Во многих городах нашей страны родители единогласно выбрали из предлагаемых учащимся курсов…модуль «Основы Православной культуры», а у нас в Новосибирске – «Светскую этику», которая утверждает, что каждый человек должен сам для себя определить, что есть нравственность. Стали разбираться, почему так произошло, и оказалось, что учителя бойкотируют продвижение предмета, лгут родителям, что у них якобы нет учебников, стараются вообще не упоминать, что есть такой модуль курса «Основы религиозных культур и светской этики». Более того, школы обязаны приглашать священнослужителей на родительские собрания, на которых обсуждается выбор модуля. Но большинство новосибирских школ этого не делает. Когда мы сами им звоним и спрашиваем, когда же они нас пригласят, учителя отвечают, что собрания уже прошли, и все родители единогласно выбрали «Светскую этику»!
Положение удручающее. И, тем не менее, я не склонен излишне драматизировать ситуацию. Да, плохо, но не хуже, чем в советские времена, когда были уничтожены сотни тысяч священников и монахов, когда слова «Великая русская культура» были запрещены, как была запрещена и сама Великая Русская Культура. Вместо нее мы учили историю КПСС.
– Никакая другая страна в мире не пережила таких идеологических и политических катаклизмов как Россия. Чего только стоят два распада государства за одно столетие. Почему же именно в России сохранились как нигде традиционные христианские ценности?
– Христианские ценности – это ведь не только великолепные храмы, иконопись. Это понятие вмещает в себя нечто большее – «веру, надежду, любовь, но любовь из них больше» (1 Кор. 13:13). Потому что «Бог есть любовь». Это наше основание, это наш камень, на котором мы построили дом Веры, и никакие ветры не смогут его уронить (Матф. 7:24-27). В отличие от дома, построенного на псевдоценностях, то есть на зыбком песке. Такие дома быстро падают, и «падение их великое». А если мы соблюдаем заповеди Божии, блюдем христианские ценности, то Господь не оставит нас. «Я с вами до скончания века», – сказал Христос своим ученикам. Сказал всем христианам.
Могут возразить: но ведь и «просвещенный Запад» считается христианским. Запад – может быть, но просвещенный – вряд ли… Чем просвещенный? Тот же протестантизм является, по сути, либеральным прочтением христианства. Есть такое выражение: «порок всегда агрессивен». Либерализация – агрессивна вдвойне, потому что она дает зеленый свет скопищу пороков. Это ржавчина, которая разъедает все вокруг. Но она не может «прогрызть» наше основание, потому что, как вы верно заметили, «именно в России сохранились как нигде традиционные христианские ценности».
– Вы много бываете в Европе, встречаетесь с европейскими вященнослужителями. Как они сами оценивают моральный климат в их странах?
– Моральный климат везде оставляет желать лучшего. О католичестве говорят как об оплоте нравственности на Западе. Действительно, там, где католические устои достаточно сильны, там люди противятся всеобщей либерализации. Однако дух времени все равно оказывает влияние и на них. Например, в католической Чехии, согласно одному из последних опросов, лишь 20 процентов опрошенных сообщили, что являются христианами, однако при этом далеко не все из них посещают богослужения. Прихожан в католических храмах становится год от года меньше. Основная часть населения Чехии, как мне рассказывали, верят в какую-то сверхъестественную силу. Сильны и атеистические настроения.
В католической Франции так же уменьшается число прихожан. Французы утверждают, что они католики, однако в храм большинство тоже не ходит. Мне рассказывали, что когда православный священник в одном из французских городов обратился к местному католическому епископу с просьбой разрешить православные богослужения в заброшенном костеле, в котором не было служб уже 50 лет, тот обещал подумать. Однако уже на следующий день в костеле неожиданно провели мессу, на которой присутствовала пара-тройка прихожан. И епископ отказал нашему священнику, объяснив, что он не может отдать «действующий костел». Хотя уже через неделю костел снова закрыли.
Естественно, на этом фоне в Европе усиливаются либеральные течения. Свято место пусто не бывает. Вы посмотрите, что сейчас происходит в католической Испании, славящейся когда-то своими религиозными устоями: то в одном городе проходит увеселительный карнавал, участники которого шутки ради несут Распятие, то по Мадриду маршируют атеисты с лозунгами, оскорбляющими верующих людей: «Хороший священник – мертвый священник!», «Долой церкви из университетов!»… В Италии, Германии, Франции ставят кощунственную пьесу «О концепции лица Сына Божьего», несмотря на протесты верующих людей. Все это следствие не столько яростных нападок либералов-кощунников, сколько духовного обнищания европейского общества в целом. Несмотря на то, что в этих странах есть и немало ревностных христиан. Но их несравнимо меньше, чем безразличных, духовно одичавших людей, ищущих в этой жизни одни удовольствия.
Но ведь то же самое происходит и в России. Либерализация наступает широким фронтом. У нас тоже с попустительства властей проходят омерзительные, кощунственные выставки, гомосексуалисты мечтают проводить свои парады, которые на «просвещенном» Западе стали традиционными, и устраивают по этому поводу бесконечные провокации. Атеисты поднимают голову. Все это есть.
– Как только российские, будем так говорить, фундаменталисты, начинают твердо отстаивать свою правоту, тут же со всех сторон сыплются обвинения в отсутствии толерантности. Но нужна ли такая толерантность?
– Под фундаментализмом у нас принято понимать крайние проявления консервативных взглядов, настроений. Я предпочел бы называть людей, отстаивающих правду, патриотами. Это слово у нас осмеяно и поругано. Потому что это священное понятие, а все что священно для русского народа, терпеть не могут наши враги. Патриотизм переводится как «земля отцов». Патриоты защищают эту землю и этот народ, который ее населяет. Понимаете, это наша земля, это наш народ, это наша Вера, это наше священное наследство, которое мы обязаны не просто сохранить, но и преумножить, чтобы передать его потом нашим детям.
Ну а то, что нас обвиняют в нетолерантном отношении к инакомыслию, то это обычный прием либералов. Мы не отвергаем инакомыслие, мы против агрессивного насаждения порока. Кстати, самым нетолерантным, самым нетерпимым ко всякому инакомыслию и самым агрессивным является современный либерализм. Чтобы понять это, достаточно почитать так называемую либеральную прессу, которая пропагандирует европейские ценности («ешь, пей, размножайся!») и беспощадно атакует неугодных ей людей, пытающихся противостоять пороку и отстаивающих нравственность, духовность, патриотизм. Таких слов либерализм не знает.
– Не считаете ли вы еще одной угрозой все большее количество гастарбайтеров и в Европе, и в России? Это люди другой культуры, менталитета, вероисповедания. Когда их масса становится, так сказать, критической, в обществе начинают происходить непростые процессы (имя самое в Лондоне популярное – Мухаммед).
– Гастарбайтеры… Ну, это явление свойственно всем странам. И оно всегда было. Люди уезжали на заработки в «хлебные» города, богатые страны, зарабатывали, как могли, заработанные деньги отсылали на родину семье… Наверное, здесь можно вспомнить и нашу «лимиту», к которой в столице относились точно так же, как у нас относятся к нынешним гастарбайтерам из Таджикистана, Узбекистана, Молдавии… Думаю, что этот вопрос можно было бы решить законодательным путем, если бы не коррупция…
Но насколько я знаю, на Западе (Франция, Германия, Норвегия и др.) людей волнует не столько проблема большого количества гастарбайтеров, сколько усиливающаяся миграция азиатских народов, как правило, исповедующих ислам. В связи с этим сейчас уже начали говорить не о самой миграции азиатов, а об исламизации европейской культуры. И вот здесь опять же нужно говорить с духовно-нравственной позиции. Если народ духовно крепок, религиозен, то ни его внутренней культуре, ни культуре его страны ничего не угрожает. Потому что проблема, на мой взгляд, не в исламизации европейской культуры, а в дехристианизации Европы.
– Не кажется ли вам, что европейские ценности очень сильно сказываются на экономической жизни, в том числе и России? (Игра на биржах, виртуальные деньги; ничего не производят, играют на акциях и т. д. Все это отодвигает на второй план реальную экономику, людей реально работающих и производящих, а без их труда жить невозможно. А это, в свою очередь, отражается в негативном свете уже у нас – все идут учиться на экономистов да менеджеров).
– Прежде всего, европейские ценности сказываются на сознании людей. Люди меняются. Их внутренний мир не преображается, а преломляется. И видеть эти люди начинают все в преломленном свете. Отсюда и негативные последствия во всех сферах человеческой деятельности.
– После распада СССР в нашей стране философская парадигма вроде бы официально сменилась. Теперь больше не позиционируется материализм как основная идеология. Но не кажется ли вам, что на деле ничего не изменилось, действуют прежними материалистическими подходами. Материя по-прежнему первична…
– Современное общество сотворило себе кумира, божка. Имя ему – материальный комфорт. И люди с упоением ему служат, забывая об истинных вечных ценностях, забывая о страждущих и обремененных, которым нужно помогать. В безумной погоне за материальными благами они не замечают ближних и думают только о том, как бы взять от жизни все! А если и не все, то, хотя бы, как можно больше. Им самим нужна помощь, потому что их стремление стать богатыми, а значит и «свободными», на самом деле ведет в тупик. Богатыми становятся единицы. И в этом смысле остальные обречены. Когда-нибудь в своем стремительном беге «за лучшей жизнью» они все равно споткнутся, наступит крах их надеждам. И хорошо, если они поймут, что их жизнь была напрасной, что они строили дом на песке, но есть еще немного времени что-то исправить. А если не поймут? Так и будут, как рыбы, биться головой об лед? Сколько людей страдает от депрессии, других нервных расстройств, сколько суицидов совершается на этой почве?.. Не счесть!
Сегодня в мире создается общество потребителей, которое напрочь лишено духовности. У этого общества свои божки во главе со своим главным богом – золотым тельцом, свои законы. И самое страшное заключается в том, что люди хотят видеть себя в этом обществе. А если есть спрос, то будет и предложение, причем предложение может даже превышать этот самый спрос, чтобы утопить человека в изобилии. Чтобы он уже вообще не думал ни о чем другом, как только о материальном благополучии. Ни о какой духовности здесь не может идти речь. Материальное антипод духовному.
– В чем церковь черпает силы для противостояния антихристианским силам и тому, о чем говорилось выше?
– Народ черпает силы из своей родной культуры, которая зиждется на Православии, и из своей Веры. Той самой Веры, о которой Спаситель говорит: «На сем камне Я создам церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16,18).
– Как вы считаете, почему в европейских неправославных церквях идет такое искажение христианских принципов? Например, благословение гомосексуальных браков, женское священство и епископат. Или, к примеру, недавно одна протестантская священница причастила собаку, которая вошла во время причастия в храм…
– Искажение христианских принципов?.. Нет, я бы назвал это попранием всего, что свято для христианина. Это богоборчество, это сатанинский акт. История христианства знает немало подобных примеров, от которых у христиан кровь стынет в жилах. Но проблема сегодняшнего дня в том, что в наш век кощунственные акции становятся как бы нормой. Сначала у общества вызывало шок, когда женщины становились священниками, теперь на это машут рукой – попривыкли. Вспомните историю с венчанием гомосексуальной пары – был взрыв негодования. А сейчас? Людей приучают к святотатству и кощунству. Приучают их не замечать богохульства или считать его «в порядке вещей». А тех, кто пытается выступить против кощунников, называют «возмутителями спокойствия», «нарушителями общественного порядка», «мракобесами», «экстремистами»…
– Отец Александр, как лично вы оцениваете, в связи с темой этого разговора, присутствие на территории России огромного количества христианских и псевдо-христианских сект? Есть ли их вклад в ослабление традиционных моральных твердынь православной России (неопятидесятники могут во имя Христа подделывать документы, Свидетели Иеговы в случае нападения на Россию во имя Христа не пойдут защищать страну – т. е. некая подмена ценностей).
– Недруги Великой России понимали, что с падением СССР и его жесточайшей атеистической идеологии Православная Церковь обязательно воспрянет. Тем более, что за семьдесят лет безбожного ига коммунистам все равно не удалось вытравить из народа дух Правды. Поэтому народ пошел в Церковь. Сейчас некоторые говорят, что это была дань моде, другие утверждают, что якобы людям было интересно взглянуть на «запретный плод». Все это неправда. Людей позвала в Церковь их душа-христианка. Собственно, для ослабления традиционных моральных твердынь православной России и забрасывались к нам, как вражеский десант, деструктивные псевдорелигиозные организации. Это была хорошо спланированная идеологическая диверсия. Здесь можно вспомнить и Гитлера, который разрабатывал план по насаждению среди бывшего советского населения, находящегося на оккупированных фашистами территориях, сектантских мировоззрений. Особое значение нацисты придавали секте «Свидетелей Иеговы», идеология которой, по их мнению, как нельзя лучше подходила для того, чтобы держать народ в узде.
– Вы много общаетесь с актерами театра и кино. Это люди богемные, они как бы по определению должны тяготеть к тем, «европейским ценностям», однако все большее количество представителей артистического мира все с большей надеждой смотрит в сторону православия. Может быть, это маленькая модель того, что вообще происходит в стране?
– У артистов подвижная психика. Они эмоциональнее, умеют глубже чувствовать. Умеют переживать различные жизненные ситуации, которые в их жизни может быть никогда бы и не случились. Но благодаря этому они лучше познают тонкости и материального, и, если хотите, духовного миров в отличие от обычных людей, погруженных в реалии сегодняшнего дня. Кроме того, в силу своей профессии, если это настоящий артист, а не случайная однодневка, у них вырабатывается пытливый ум, они не просто много читают, но и глубоко изучают отечественную классическую литературу, которая как никакая другая раскрывает душу русского человека. А русская душа – христианка. Думаю, поэтому среди артистов театра и кино много православных христиан.
То есть артисты имеют возможность прикоснуться и даже погрузиться в русскую культуру, которая пронизана духом Православия. Далеко не все имеют такую возможность. Поэтому мы и говорим, что русскую культуру, основы православной культуры нужно изучать в школах. Человек должен встречаться с по-настоящему прекрасным в детстве и юности, когда у него все чувства особенно обострены, когда он впитывает все, как губка, и очень хочется, чтобы все впитываемое им было действительно разумное, доброе и вечное.
Беседовал Александр ОКОНИШНИКОВ, «ЧЕСТНОЕ СЛОВО»