О чем печется Святейший Синод?

О чем печется Святейший Синод?


Ведущий ТВ программы “Церковь и Общество” подверг резкой критике БПЦ за ее нежелание заниматься миссией (в том числе молодежной), идти в народ и тд.


 


“Церковь не должна заботиться о материальном благополучии людей, а о спасении их душ”. Это оправдание я слышу каждый раз, когда спрашиваю какого-нибудь священника, почему Церковь не занимается социальной деятелностью.



Действительно, Церковь существует не для того, чтобы сделать нас преуспевающими, сытыми и обеспеченными материально. Как известно, Церковь не принадлежит к миру сему, ее основная цель иная – спасти наши души и привести нас в Царствие Небесное. Эта простая и вечная истина очень далека от материальной сытости. Только можно ли спасать душу того, кто роется в мусорных ящиках и спит в картонных коробках? Или того, кто остался без работы? Можно ли таким людям объяснить, что существует душа, которая в отличие от тела вечна и заслуживает большей заботы? Ведь для того, чтобы это услышать, человек хотя бы в этот момент не должен думать о куске хлеба.


Показала ли нам это Болгарская Церковь в течение прошедших двух десятилетий религиозной свободы? Создала ли хотя бы один хоспис для пожилых, взяла ли под патронаж хотя бы один дом для оставшихся без родителей детей, открыла ли двери пустующих монастырей для бездомных? Конечно, кое-где мерцают огоньки благотворительности, но, к сожалению, очень слабо. Изолированными явлениями остаются Центр помощи наркоманам священника Георгия Фотакиева из Варны и социальная кухня Ловечской митрополии, где городские учителя и артисты каждый день готовят еду для нуждащихся. Хотя обе инициативы имеют благословение местного митрополита, Святейший Синод далек от идеи цельной социально-милосердной миссии Болгарской Церкви. Миссии, которая некогда у нее была и проявлялась в создании и поддержании на церковные средства приютов, многочисленных церковных лагерей для детей и столовых для бедных учеников.


В то время Болгарская Церковь была не богаче, чем сегодня, и ее клирики тоже не были святыми, как и сейчас. Но при этом они обладали авторитетом. Ибо жили болью и страданиями народа. И самое важное – осознавали свою миссию, понимали, что призваны создать народ Божий, общность верующих, которая будет жить по Христовым законам – не красть, не убивать, помогать, а не вредить друг другу. В 30-е годы прошлого века, когда Болгария находилась в кризисе, подобном сегодняшнему, Софийский митрополит Стефан обратился к народу со следующим призывом: “Фабриканты, не эксплуатируйте безжалостно рабочих. Братья и сестры, заботьтесь о бедных. Раз в неделю откажитесь от ужина и сэкономленные деньги дайте тому, кто не может купить себе пищу!” Сегодня мы даже не даем себе отчета в том, что плоды подобных проповедей давали знать о себе в болгарском обществе вплоть до времен “зрелого социализма”, когда начали уходить в мир иной наши бабушки и дедушки, учившиеся христианским ценностям до 1944 года. И именно поэтому Болгария смогла выжить сквозь несколько национальных катастроф, гораздо более тяжких, чем наш двадцатилетний переход к новому обществу.


Недавно я слышал, как один приходской священник хвалился: “В моей церкви все церковные настоятели – бизнесмены”. Действительно, бизнесмены сменили окна, поставили хороший абсорбатор возле подсвечников, наняли иконописца для росписи храма. Правда они ничего не знали о церковных канонах и приняли проект росписи, в которой перепутаны два Господских праздника…  Куда же смотрят священники? Не знаю. Ясно, однако, что они не видят и то, как прихожане, которые приходят кажое воскресенье в храм, после литургии делятся старой одеждой и деньгами с несколькими неимущими бабушками. Они делают это сами – с амвона их никто не призывал давать сэкономленные деньги бедным.


Большой недостаток Болгарской Церкви – не только в отсутствии заботы о людях, но и в отсутствии проповеди о том, что надо жить по христианским законам вопреки испытаниям современности. Сегодня, может быть, мало кто помнит, что несколько месяцев тому назад умирающий сербский Патриарх Павел призывал свою паству: “Не тратьте средства на венки и цветы на моих похоронах, лучше дайте их для окончания строительства кафедрального собора Св. Саввы в Белграде”. Слышали ли вы от какого-нибудь болгарского архиерея подобные слова, которые потрясают душу? Сегодня, когда Болгарская Церковь вдруг решает высказаться по какому-нибудь наболевшему вопросу, ее голос остается слабым. Последний пример – осуждение гей-парада в Софии. Позиция Святейшего Синода утонула в декларациях 25 партийных организаций. Церковь выступила как одна из многих, а не как первая и единственная.


Очарованные под своими шелковыми одеяниями, властью и почестями, наши владыки не интересуются даже нуждами своих подчиненных. Простые священники в провинции похожи на одного священника в Монтанской области, который каждое утро вставал с мыслью: ”Господи, хоть бы в эту ночь кто-нибудь умер, чтобы мне дали 20 левов от похорон, потому что моим детям нечего есть”. Или на двух его собратьев из Видинской области, решивших помочь самим себе – один найдет себе какую-нибудь работу за границей, а другой в это время будет заботиться об обоих приходах. А затем через несколько месяцев будут меняться.


Сегодня мы не знаем, сколько болгарских священников в последние годы сняли с себя рясу и стали экономическими эмигрантами. А Синод не только не платит зарплату, но и забывает выплачивать медицинские и пенсионные страховки своих священников. Как будто они не имеют трудового стажа!  Неделю тому назад выяснилась неприятная истина, что на Синод составлен акт на 2,5 млн левов за неуплату страховок. Уже несколько лет в Церкви говорят о строительстве старческого дома для пожилых и немощных духовников, но в Синоде все еще не дают зеленый свет идее. Как в таком случае можно ожидать, что владыка, которому безразличны его собственные священники и монахи, будет заботиться о бедных, о пенсионерах, о детях? Как священники, которые видят притязания своих начальников, будут вместо произнесения бессодержательных фраз призывать своих прихожан жить по-христиански и помогать друг другу? И не будут встречать людей по их дорогой одежде и толстым кошелькам, а по их вере? И не будут их заблуждать, что для общения человека с Всевышним достаточно котла с обрядовым угощением или щедро оплаченного освящения бизнес-центра или магазина? В своей беспросветности большая часть духовенства не имеет даже представления о том, что сейчас европейские программы предоставляют возможность для церковной деятельности, связанной с социальными обязательствами или реставрацией храмов, и что не обязательно ждать у государственной кормушки.


За прошедшие двадцать лет владыки и священники могли показать, что миряне для них не только источник доходов – от продажи свечей по праздникам, крещений, свадьб и похорон (вся эта деятельность освобождена от налогов). Но не сделали этого. Не осознали, что те средства, которые государство не берет в виде налогов, могут быть использованы для людей, для духовного просвещения и социальной деятельности, вместо приобретения золототканых одежд, мобильных телефонов последнего класса или дорогих лимузинов.


Мы в кризисе, дорогие болгарские клирики! В кризисе, в котором тысячи болгар нуждаются в протянутой руке Церкви – и не только для того, чтобы им дали несколько левов, но и для того, чтобы накормили их душу. Используйте золотой шанс, данный вам свыше, чтобы доказать, что вы истинные пастыри, которые ведут свое духовное стадо не по колючкам и камням, а по зеленым пастбищам. Ведь именно этому вас учит Евангелие?! Ибо кризис когда-нибудь закончится. И если за это время болгарин не увидит Церковь рядом с собой, как это было при других испытаниях, выпавших на долю Болгарии, то вы напрасно будете ждать его в Храме. Он просто в очередной раз поймет, что Церковь не является фактором в его жизни и от нее ничего не зависит. Но ведь Бог не создал Церковь для того, чтобы вы превратили eе в маргинальное учреждуние?


Автор – ведущий передачи “Церковь и общество” на Болгарском национальном телевидении


| Газета “Сега”, www.segabg.com


 

Источникru.pravoslavie.bg

Ещё похожие новости