Новый российский эсминец – опорная точка противокосмической обороны в океане
На прошедшем в Санкт-Петербурге международном экономическом форуме, глава Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) наконец-то внёс ясность в вопрос строительства крупных кораблей класса эсминец для российского флота. Роман Троценко объявил, что закладка первого в серии из шести новых эсминцев планируется на 2016 год. При этом, о новом эсминце он сказал кое-что новое:
«Это будут, по сути, опорные точки российской системы противокосмической обороны в мировом океане».
Итак, что же было известно об этом корабле ранее. Информация о как минимум двух проектах эсминцев, неоднократно озвучивалась представителями флота и ОСК.
Первый из них имел давнюю историю и являлся развитием отечественных БПК и эсминцев. Макет его демонстрировался ещё на выставке МВМС-2007 Северным ПКБ, как проект 21956, в котором легко угадывались черты БПК пр. 1155. Хотя не скрывалась экспортная направленность этой разработки, неоднократно заявлялось, что возможность его постройки для России не исключается. При водоизмещении около 9000 т. и газотурбинной силовой установке, этот корабль, по сути, являлся океанским носителем вооружений, которые не успели попасть в последние советские проекты, поскольку были разработаны тогда, когда советская кораблестроительная программа канула в лету. Это, прежде всего, комплексы противокорабельных ракет (ПКР) «Калибр» или «Оникс», ЗРК большой дальности «Форт-М». Если первые два комплекса ещё применяются для кораблей небольшого водоизмещения и на экспорт, то последний (модификация ЗРК С-300Ф – «Форт») получил в ходе модернизации только крейсер «Пётр Великий». Таким образом, сейчас флот не имеет достаточных возможностей зенитной и противоракетной обороны дальней зоны. Более-менее это положение исправит ввод в строй фрегатов пр. 22350, с комплексом «Полимент-Редут», а также модернизация крейсеров проектов 1164 и 1144, в ходе которой планируется оснащение их последней версией ЗРК «Форт», имеющим название «Крепость». Тем не менее, радикально решить проблему защиты корабельных группировок от средств воздушного нападения, эсминец проекта 21956 не мог. То же можно сказать и о наступательном оружии. Отечественные комплексы «Калибр» (экспортное название «Клаб») и «Оникс» (экспортное название «Яхонт») имеют вполне достаточные на текущий момент характеристики: дальности соответственно 220-375 км. и 120-300 км. (в зависимости от типа ракеты и траектории полёта), и скорости до 3М и 2,6М (также в зависимости от типа ракеты). Однако сейчас на флотах НАТО активно идут работы по увеличению возможностей борьбы со сверхзвуковыми ракетами, в первую очередь связанные с принятием на вооружение новых ракет семейства «Standard» (SM-2МR Block III, SM-2ER Block IV и SM-6 ERAM), имеющих возможность поражать сверхзвуковые низколетящие цели на большой дальности. Для отработки действий по таким целям, используются сверхзвуковые мишени GQM-163A, имеющие характеристики близкие к отечественным ПКР. Таким образом, эсминец проекта 21956, рисковал стать реализацией советских программ морского оружия, опоздавшим на 20 лет.
О том, что появился другой проект, стало известно несколько лет назад. Морские системы вооружения продолжали развиваться и определённые успехи в их создании потребовали нового корабля. Они уже не вписываются в пусть даже сильно переработанные, но устаревшие ещё советские проекты. Ориентировочно в 2009 году был объявлен тендер на эскизный проект нового эсминца. В прошлом году главком ВМФ говорил о выборе корабля водоизмещением 9-10 тыс. т., или 12-14 тыс. т., в зависимости от энергетической установки и комплекса вооружения.
Очевидно, что первый вариант – это проект 21956, потяжелевший за счёт попытки разместить новые радиотехнические средства и комплексы вооружения. Второй вариант, судя по всему, явился развитием наработок по перспективному крейсеру с атомной энергетической установкой (АЭУ), который должен был прийти на смену крейсерам пр. 1164 и 1144. В пользу этого говорит тот факт, что в прошлом году говорилось о том, что новый эсминец должен заменить как эсминцы проекта 956 и БПК, так и ракетные крейсера. При этом по составу вооружения он должен превосходить противокорабельные возможности эсминцев и крейсеров, противолодочные возможности БПК, противовоздушные возможности крейсеров, а также иметь возможность наносить удары по побережью с большого расстояния.
В марте этого года руководитель ОСК говорил об успешных работах ЦНИИ Крылова в области АЭУ для кораблей класса эсминец, крейсер и авианосец, а уже в апреле сделал заявление о том, что разработка «платформы» нового эсминца завершится в 2013 году (а авианосца в 2014). И вот, первая серия из шести кораблей, закладка первого эсминца в 2016 году. Причем, указание на разделение заказа между Северной верфью и Балтийским заводом, говорит о том, что проект достаточно глубоко проработан. Указание на элементы противоракетной и противокосмической обороны, которыми будет оснащен эсминец, говорит о том, что основу его зенитного вооружения составит нечто отличное от С-300ФМ. А формулировку его назначения, как «опорной точки российской системы противокосмической обороны в мировом океане» – следует признать возобладавшим здравым смыслом, который диктует осознание новой реальности боевых действий. В них наиболее опасны для корабельных группировок и береговых объектов, входящих в сферу ответственности флота, станут средства поражения воздушно-космического пространства, которое на наших глазах становится единым.