Новые преследования сербских патриотов
Даже противозаконное признание Западом расчленения Сербии не останавливает официальный Белград от продолжения сотрудничества с гаагским судилищем
Однако и этим дело не ограничилось. Сербские спецслужбы провели 26 марта в городе Ниш серьезную операцию по поиску и захвату одного из четырех остающихся на свободе сербов, преследуемых гаагским судилищем Стояна Жуплянина. Белградские чиновники поспешили публично отрапортовать о своих действиях.
Стоян Жуплянин был советником по внутренним делам президента Республики Сербской (РС) в Боснии и Герцеговине (БиГ) Радована Караджича. Он родился в БиГ в 1951 году. В отношении его семьи применяют меры психологического давления. Недавно жена Жуплянина обратилась с очередным призывом к мужу сдаться, т.к., по ее словам, “из-за невыносимого давления семья находится на грани выживания”.
Показательно, что на следующий день, 27 марта, в РС очередному бесцеремонному обыску подвергся дом семьи лидера боснийских сербов Радована Караджича.
В городе Пале (РС) “миротворцы” из сил EUFOR ранним утром в четверг обыскали три дома – жены Караджича Лиляны Зелен-Караджич, дочери Караджича Сони и Смильки Попов, подозреваемой в поддержке Караджича. Обыски завершились около полудня, сообщает агентство “Бета”. Как уточняет агентство “Срна”, операция проводилась при поддержке сил НАТО и координировалась из Гааги.
Белградская газета “Вечерне новости” уточнила 27 марта, что в операции принимали участие спецназ МВД РС, а также военные Великобритании, Италии, Португалии и Македонии из состава EUFOR и НАТО. Жена Радована Караджича отказалась давать комментарии, сказав журналисту издания: “Я себя чувствую никак. Это уже слишком”.
Накануне, 26 марта, в сербском городе Ниш была проведена масштабная операция по поискам Стояна Жуплянина. Как заявил агентству “Танюг” председатель Национального совета по сотрудничеству с Гаагским трибуналом Расим Ляич, серьезные меры были приняты на основании нескольких “надежных донесений”, поступивших в распоряжение компетентных органов.
По данным агентства “Бета”, около 14 часов полиция окружила и обыскала дом в одном из нишских районов.
Как уточняет газета “Danas”, операция проводилась по требованию прокурора по военным преступлениям Владимира Вукчевича. По данным издания, операция носит долгосрочный характер, и будет продолжаться несколько дней.
По информации агентства “Бета”, в четверг 27 марта Вукчевич подвел итоги операции и сообщил, что получены доказательства того, что в доме, обысканном спецслужбами Ниша, действительно определенное время находился Стоян Жуплянин. Прокурор рассказал следующее: “Как только мы получили информацию о том, что на квартире может находиться Жуплянин, мы предприняли соответствующие шаги: установили наблюдение за квартирой и передвижениями ее обитателей. Через некоторое время мы ее обыскали. Найденные следы указывают, что там находился Жуплянин”.
Пресс-секретарь сербской прокуратуры по военным преступлениям Бруно Векарич назвал проведенную акцию одной из крупнейших подобного рода. Чиновник выразил удовлетворение сотрудничеством с полицией и местными органами власти. Вместе с тем, Векарич отметил присутствие “определенных политических течений”, противящихся сотрудничеству с Гаагой, и сказал: “Если определенные политические силы придут к власти, отдельные обвиняемые могли бы стать начальниками Генштаба”. Видимо, Векарич реально боится прихода к власти в Сербии после парламентских выборов 11 мая патриотического правительства, которое может свернуть сотрудничество с Гаагой и заняться расследованием деятельности отдельных чиновников, в частности, выяснением источников их доходов.
Напомним, что от преследования гаагского судилища в данный момент вынуждены скрываться четверо сербов: Радован Караджич, Ратко Младич, Стоян Жуплянин и Горан Хаджич, бывший президент Республики Сербская Краина.
Представляется, что первым реальным ответным шагом Белграда в связи с признанием отдельными странами “косовской независимости” могли стать действия в отношении так называемого МТБЮ. Не пора ли Сербии официально заявить о прекращении “сотрудничества” с гаагским судилищем? Ведь пока официальный Белград исполняет его требования, Запад диктует свои условия: албанским изуверам – оружие и международное признание, сербам – преследования и ультиматумы. Инициативу здесь могли бы проявить и соответствующие государственные органы РФ. Видимо у Белграда и Москвы политической воли хватает пока только на разговоры…