Новые преследования сербских патриотов
Даже противозаконное признание Западом расчленения Сербии не останавливает официальный Белград от продолжения сотрудничества с гаагским судилищем
После провозглашения косовской “независимости” и ее признания отдельными государствами сербское руководство демонстрирует полную неспособность адекватно отреагировать на вопиющий факт попрания международного права и, в первую очередь, государственного суверенитета собственной страны. Все угрозы о реализации некоего плана в случае провозглашения пресловутой независимости после свершившегося факта растаяли как туман. Самым показательным здесь стало требование президента Бориса Тадича привлечь к ответственности участников разгромов посольств стран, признавших независимость Косова.
Однако и этим дело не ограничилось. Сербские спецслужбы провели 26 марта в городе Ниш серьезную операцию по поиску и захвату одного из четырех остающихся на свободе сербов, преследуемых гаагским судилищем Стояна Жуплянина. Белградские чиновники поспешили публично отрапортовать о своих действиях.
Стоян Жуплянин был советником по внутренним делам президента Республики Сербской (РС) в Боснии и Герцеговине (БиГ) Радована Караджича. Он родился в БиГ в 1951 году. В отношении его семьи применяют меры психологического давления. Недавно жена Жуплянина обратилась с очередным призывом к мужу сдаться, т.к., по ее словам, “из-за невыносимого давления семья находится на грани выживания”.
Показательно, что на следующий день, 27 марта, в РС очередному бесцеремонному обыску подвергся дом семьи лидера боснийских сербов Радована Караджича.
В городе Пале (РС) “миротворцы” из сил EUFOR ранним утром в четверг обыскали три дома – жены Караджича Лиляны Зелен-Караджич, дочери Караджича Сони и Смильки Попов, подозреваемой в поддержке Караджича. Обыски завершились около полудня, сообщает агентство “Бета”. Как уточняет агентство “Срна”, операция проводилась при поддержке сил НАТО и координировалась из Гааги.
Смилька Попов владеет некоей фирмой в Пале. Она заявила журналистам, что в ходе обыска у нее изъяли деловую документацию, в т.ч. документы клиентов, все телефоны и компьютеры. Смилька Попов предположила, что акция была спровоцирована ее конкурентами по бизнесу, решившим сообщить силам EUFOR о ее “связях” с Караджичем.
Белградская газета “Вечерне новости” уточнила 27 марта, что в операции принимали участие спецназ МВД РС, а также военные Великобритании, Италии, Португалии и Македонии из состава EUFOR и НАТО. Жена Радована Караджича отказалась давать комментарии, сказав журналисту издания: “Я себя чувствую никак. Это уже слишком”.
Накануне, 26 марта, в сербском городе Ниш была проведена масштабная операция по поискам Стояна Жуплянина. Как заявил агентству “Танюг” председатель Национального совета по сотрудничеству с Гаагским трибуналом Расим Ляич, серьезные меры были приняты на основании нескольких “надежных донесений”, поступивших в распоряжение компетентных органов.
По данным агентства “Бета”, около 14 часов полиция окружила и обыскала дом в одном из нишских районов.
Как уточняет газета “Danas”, операция проводилась по требованию прокурора по военным преступлениям Владимира Вукчевича. По данным издания, операция носит долгосрочный характер, и будет продолжаться несколько дней.
По информации агентства “Бета”, в четверг 27 марта Вукчевич подвел итоги операции и сообщил, что получены доказательства того, что в доме, обысканном спецслужбами Ниша, действительно определенное время находился Стоян Жуплянин. Прокурор рассказал следующее: “Как только мы получили информацию о том, что на квартире может находиться Жуплянин, мы предприняли соответствующие шаги: установили наблюдение за квартирой и передвижениями ее обитателей. Через некоторое время мы ее обыскали. Найденные следы указывают, что там находился Жуплянин”.
Пресс-секретарь сербской прокуратуры по военным преступлениям Бруно Векарич назвал проведенную акцию одной из крупнейших подобного рода. Чиновник выразил удовлетворение сотрудничеством с полицией и местными органами власти. Вместе с тем, Векарич отметил присутствие “определенных политических течений”, противящихся сотрудничеству с Гаагой, и сказал: “Если определенные политические силы придут к власти, отдельные обвиняемые могли бы стать начальниками Генштаба”. Видимо, Векарич реально боится прихода к власти в Сербии после парламентских выборов 11 мая патриотического правительства, которое может свернуть сотрудничество с Гаагой и заняться расследованием деятельности отдельных чиновников, в частности, выяснением источников их доходов.
Если отвлечься от чересчур ироничного для государственного чиновника тона Векарича, то стоит отметить, что деятельность нынешнего начальника сербского генштаба открытого натовского ставленника генерала Здравко Поноша вызывает большие сомнения. Особенно после его недавних заявлений о том, что объявленные поставки американского оружия косовским сепаратистам не угрожают безопасности Сербии. Позиция Поноша идентична взглядам министра обороны Драгана Шутановца.
Напомним, что от преследования гаагского судилища в данный момент вынуждены скрываться четверо сербов: Радован Караджич, Ратко Младич, Стоян Жуплянин и Горан Хаджич, бывший президент Республики Сербская Краина.
Представляется, что первым реальным ответным шагом Белграда в связи с признанием отдельными странами “косовской независимости” могли стать действия в отношении так называемого МТБЮ. Не пора ли Сербии официально заявить о прекращении “сотрудничества” с гаагским судилищем? Ведь пока официальный Белград исполняет его требования, Запад диктует свои условия: албанским изуверам – оружие и международное признание, сербам – преследования и ультиматумы. Инициативу здесь могли бы проявить и соответствующие государственные органы РФ. Видимо у Белграда и Москвы политической воли хватает пока только на разговоры…