Site icon ИА Русские новости

“Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя”

В Вильнюсе торжественно перезахоронены останки семи советских воинов. Священник Олег Шляхтенко на отпевании сказал слово памяти, в котором призвал понимать и ценить подвиг погибших за всех нас воинов.

Могила павших советских воинов на Антакальнисском воинском кладбище Вильнюса.

26 октября 2013 года в столице Литвы, городе Вильнюс на Антакальнисском воинском кладбище состоялось торжественное перезахоронение останков семи советских воинов. Останки воинов в количестве семи человек были обнаружены литовской ассоциацией военной истории “Забытые солдаты” (“Užmiršti kareiviai”) 10 июля 2011 года в районе уже несуществующей деревни Малиново, Пабрадской сенюнии, Швенчёнского района.  В братской могиле обнаружили останки бойцов со следами оказания медицинской помощи – шинами, протезами, ампутациями. Имена шестерых из семи воинов удалось установить.

Собственно, важным моментом деятельности Ассоциации военной истории “Забытые солдаты” (Uzmirsti kareiviai) и является не только найти останки погибших воинов, но установление личностей погибших, и поиск их родственников с дальнейшим увековечению памяти павших воинов. Найденные во время всех экспедиций кости бойцов, впоследствии исследуют эксперты. В первую очередь общественная организация занимается поиском останков советских воинов Второй Мировой войны и русских воинов Первой Мировой войны, но и к найденным останкам немецких солдат относятся трепетно, и они захороняются на кладбище немецких воинов в вильнюсском парке Вингис.

Два года ассоциация “Забытые солдаты” договаривалась с государственными структурами о перезахоронении останков данных бойцов, но дело всё никак не двигигалось с “мёртвой точки”, но, казалось бы в самый трудный момент (за долгое время именно сейчас наиболее напряжённые отношения между Литвой и Россией), именно сейчас произошло чудо. Власти Литвы пошли на встречу и не просто разрешили перезахоронить воинов, но и организовали это с почётным воинским караулом. Это был по-настоящему акт доброй воли до той степени, что трудно было поверить глазам, когда видишь литовских воинов почётного караула, несущих православный крест, гробы с останками советских воинов и отдающих им честь.

И это на фоне того, что некоторые политики (вплоть до целых фракций в Сейме) продолжают “борьбу” с так называемыми “оккупантами”, как будто в Литве им и заниматься больше нечем. Например, депутат-“консерватор” Сейма Литвы Кятстутис Масюлис, не дожидаясь решения городских властей, потребовал немедленно убрать стелу победителям с кладбища. Так, 21 октября он опубликовал открытое обращение к мэру Биржай Ируте Важене, в котором пишет, что СССР принес Литве только горе, а “оккупанты” никакие не “освободители”. Он перечисляет ужасы, которые, по его мнению Литве принес советский режим, упоминает о ссылках и подавлении сопротивления так называемых “лесных братьев”. Также он обратился к читателям своей странички в социальной сети Facebook он также указывает электронную почту мэра и просит своих читателей также направить ей письма с требованием снести памятник. По мнению политика, массовость ускорит принятие решения. Больше всего Масюлиса возмутила табличка на монументе, в которой отмечается, что этот памятник воздвигнут освободителям Биржай. Примечательно, что в 2007 году вся территория захоронения и памятник были отреставрированы на деньги, которые были выделены посольством России в Литве.

Настоятель вильнюсского храма святого Благоверного Великого князя Александра Невского священник иерей Олег Шляхтенко.

Но вернёмся захоронению воинов. В 10:00 началось их отпевание, которое проходило в вильнюсском храме святого Благоверного Великого князя Александра Невского. После отпевания, настоятель храма сего – священник иерей Олег Шляхтенко поблагодарил всех пришедших и обратился к ним:

Язычники  и еретики говорят, о том, что есть люди, которые призваны к особой жизни, святости, каким-то особым тайным знаниям, так называемые, избранные, а есть люди, которые к этому не призваны. Нет. Господь всех призвал к святости, но есть те, кто сами отказываются от этого. Не хотят или ленятся, или по нерадению, но вот мы имеем свидетельство – людей, которые показали своей жизнью, что можно и нужно, что это возможно для каждого человека – жить ради других, служить другим всей своей жизнью, нести свой крест не унывая. Нести до самого конца, до самой смерти. Кроме тех людей, которых мы сегодня с вами отпевали, этих воинов, которые, конечно же, – герои-подвижники потому, что положили жизнь свою за других.  Господь сказал, что “нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя”. Они именно это и сделали.

Есть и другие святые, которые не прославлены Церковью явно. Это наши современники. Оптинские мученики: иеромонах Василий, иноки Трофим и Феропонт,  протоиерей Даниил Сысоев, пострадавший мученической смертью, воин Евгений, которого многие из вас тоже знают. Молодой парень, который до конца носил на груди крест, хотя мусульмане заставляли снять крест, отречься от Христа, заставляли и прочих молодых ребят, которые были рядом с ним. Все, кроме него и его друга отреклись, а он остался до конца и умер тяжелой  смертью, но не унывает. Он остался верен Христу до самой смерти. И каждый из нас, братья и сестры, должен быть подобен им, не говорить, что мы не такие подвижники. Нам всем Бог дал силы. Если не хватает силы, мы можем черпать из бездонного, нескончаемого источника, который дает нам Сам Бог. Источника благодати, который есть  Церковь. Как мы поем в песнопении: «Процвела есть  пустыня, яко крин, Господи!» (Бесплодная языческая церковь – пустыня – процвела, как лилия, Господи).  Если уж языческая Церковь, которая как пустыня процветает, а для нас это невероятно, чтобы пустыня процвела, как лилия, так вот, во Христе, каждый человек бесплодный, казалось бы, бездуховный, немощный,  слабый, имея от Бога поддержку и питание благодатью Господней, может стать действительно подвижником. Это касается каждого из нас. Нам только надо научиться бороться со своими страстями, со своим нерадением, своей теплохладностью, равнодушием, как прочие подвижники боролись с невидимыми врагами, так и мы должны бороться со нашими невидимыми врагами, которые с нами борются и отрывают нас от Господа. Мы должны быть в вере подобны им – верными до самой смерти. Будем же таковыми! Будем черпать силы у Самого Господа, Который нам дает их в Причастии, исповеди, в Таинствах Церковных и будем воодушевляться примером тех праведников и тех героев, которых много было во время Велик Отечественной войны. Фактически, это весь наш народ. Примером этих людей будем тоже воодушевляться, чтобы и нам не унывать в нашей жизни, но стараться жить по-христиански. Ради чего они боролись? Они боролись  за веру, Отечество и народ. Наш народ – русские люди – немыслимы без веры, без христианства. Достоевский говорил, если отнять у русского человека Христа, то он падет ниже язычника, можно сказать, что станет хуже скота потому, что забудет о всем том, что питает его русские корни. Мы это видим в современном мире, когда люди забывают, что есть народ , есть культура и всё это они переняли от Христа, от христианской веры, то, в конце концов, в нашем народе появляется какой-то разлом.

Будем же всё-таки, братья и сестры, верными Христу до конца.

Позже на кладбище, уже после погребения, иерей Олег Шляхтенко также обратился с пастырским словом к собравшимся:

Сегодня мы собрались перед могилой героев. Было много героев и они остаются потому, что у Бога нет мертвых, у Бога все живы и для нас очень  важно, что все они, эти люди, в том числе те, которых мы отпевали сегодня, были разными, даже разных национальностей. Некоторые из них говорили на разных языках, но что-то их объединяло. Что-то в этой страшной войне соединило  тех, которые боролись за одно. За одну страну, за свою культуру, за свою веру, за свой народ. И сегодня тоже мы все такие разные, люди разных возрастов, разного социального положения, разной языковой группы, разной, даже, может быть, национальности, разных народов, но все собраны около них. Они нас объединяют не только сегодня, но должны объединять всегда.

У могилы павшим семерым советским воинам на Антакальнисском воинском кладбище Вильнюса.

В истории мира, в истории наших стран было очень много страшных войн. И, конечно, Великая Отечественная война – Вторая мировая война – одна из них, одна из тех страшных войн, которая потрясла все человечество. Самое страшное в ней было даже не сама война, а то, с чем шли против всего мира враги, с какой идеей. Идея, в которой нет любви, нет жертвенности. Шли с идеей, желающей покорить себе все народы ради возвышения своего свобственного достоинства народного, своей национальности, своего языка. Все же остальные народы считались лишь служителями этого народа в лучшем случае. И ныне, когда мы с вами предстоим перед теми, кто боролся за единство всех наших народов, за нашу веру, за мир, за любовь между нашими народами,  мы должны вспомнить об этом, если забыли. Должны помнить о том, и стараться в своей жизни не просто вспоминать, но жить так, ради чего умирали наши предки, наши воины, те герои и подвижники, которые  за веру, за народ и Отечество, за всё, что наполняет всю историю  нашего бытия положили свою жизнь, за то, чтобы мы сегодня  могли жить. Мы об этом обычно всегда вспоминаем  во дни победы и в другие памятные дни, но мы забываем о том, что  эта война объединила  всех.

Нам не нужна новая война, чтобы нам снова объединяться. Мы можем  и без  нее жить вместе, жертвуя  чем-то своим, второстепенным, чтобы дружить друг с  другом. Кому-то эти слова покажутся слишком жесткими. Я так говорю потому, что в нашей Литве среди русских мало того единства, которое хотелось бы видеть. Мало. И хотелось бы, чтобы вот такие моменты, когда мы собираемся перед павшими воинами или, если кто-то в интернете или других средствах массовой информации видит то, что кто-то собирается и считает себя русским, чтобы он вспоминал о необходимости этого объединения. Объединения не против кого-то, а за что-то, чтобы уметь жертвовать, как жертвовали герои войны. Жертвовать чем-то своим второстепенным  ради идеи высокой, ради веры нашей. Поистине, самая сильная объединяющая сила – это вера людей и любовь, наполняющая сердца, но любовь без Бога не бывает истинной, искренней, не бывает настолько глубокой, потому, что первый подвиг смерти за людей показал сам Госодь Иисус Христос. Эти подвижники, эти герои, которых мы сегодня хоронили – они “повторители” этого подвига, конечно, не в той же степени, как Господь потому, что  Богу никто не может быть подобен во всей Его полноте и Его существе, даже в Его жертве, но всё-таки они являются иконой Его подвига, Его жертвы. И мы должны быть сами достойны этой жертвы людей.

И потому я хочу вас сегодня призвать, братья и сестры, к тому, чтобы жить так, чтобы уметь искать  это объединение и находить с другими. Без ненависти, но в любви, в самопожертвовании. Хоть сегодня на нашей земле нет войны, но война всегда идет  в наших сердцах, война в идеологии, в идеологическом пространстве. Нашим детям, родным, нашему народу пытаются навязать определенные устои, которые не характерны для него. Например, пытаются навязать такую идею, что, если мы хотим вернуться к истокам, то должны вернуться к языческим истокам, но всё это ложь потому, что наши народы – и Литва, и Россия, и Белоруссия, и Украина – мы все выросли на христианских устоях. Только в них корни нашей культуры. Даже если человек является неверующим, он  должен это понимать и признавать потому, что все, чем наполнена и литература, и поэзия, и музыкальные творения,  и живопись, в самых лучших своих класссических проявлениях, корнем своим имеет именно христианские основы. Будем об этом помнить, братья и сестры, и искать объединение через  Христа, Господа нашего, Который всех нас  объединил в любви Своей.

Помоги всем Бог жить в любви и радости Божией, тогда и нас всех Господь объединит. Аминь.

Председатель организации проживающих в Литве участников Второй мировой войны, сражавшихся на стороне антигитлеровской коалиции, Юлюс-Лёнгинас Декснис.

Председатель организации проживающих в Литве участников Второй мировой войны, сражавшихся на стороне антигитлеровской коалиции, Юлюс-Лёнгинас Декснис обратился к собравшимся:

Я не могу не присоединиться к словам уважаемого священника. Всё, что я хотел сказать, он сказал, но хочу только дополнить вот что – мы смогли их здесь так почетно похоронить потому, что  между нашими народами – народом Литвы, России, Белоруссии, Украины  и другими народами, солдаты которых воевали в одной армии,  было объединение против общего врага.

На пряжке у врагов был лозунг: “Gott mit uns”. Это означает “Бог с нами”. Нет, это неправда, не было у фашистов Бога. Они шли против Бога, шли с агрессией на народы всего мира. И тут я не могу не отметить такого вклада нашего литовского молодого государства, российского государства и других наших соседей. Мы смогли их здесь захоронить только благодаря усилиям всех этих структур.

Я недавно был в Невеле. Они тоже похоронили литовских воинов на кладбище в очень замечательном месте на горе около памятника 16 литовской стрелковой дивизии, бывших воинов литовской армии, старой армии, которая вошла в Советскую армию в свое время. В этом торжественном захоронении участвовали воины, представитель литовского войска, и там тоже был почетный караул, как и здесь. Очень хорошо, замечательно, что воины соответствующим  образом присутствуют, чтят память тех, которые воевали за нашу общую победу, наши общие цели,  направленные против фашистских захватчиков. Я выражаю благодарность всем вам, кто пришли на это торжество, а так же всем тем, кто здесь высказали и выскажут свое слово, российскому, белорусскому, украинскому, казахскому посольствам  за принятое участие  в этом торжестве, за ваше почтение тем, которые погибли при защите нашей любимой родины Литвы.

Спасибо вам, дорогие товарищи!

Руководитель ассоциации военной истории “Забытые солдаты” Виктор Орлов.

В заключении у могилы руководитель ассоциации военной истории “Забытые солдаты” Виктор Орлов также обратился к собравшимся:

От имени Литовской Ассоциации военной истории “Забытые солдаты”, я искренне хочу вас поблагодарить  за то, что вы приняли участие в этом торжественном мероприятии, отдали последние почести этим воинам. Со своей стороны я могу сказать, я много раз повторял эту фразу, она, можно сказать, уже избита: война не закончена пока не захоронен последний солдат. Для этих солдат война уже закончена, но для многих других она еще продолжается.  Сейчас идет работа над тем, чтобы найти родственников этих солдат, чтобы они наконец-то узнали  где они упокоены. Могу сказать, что родственники одного бойца уже найдены  в Российской Федерации и они смогут в любое время приехать и поклониться  могиле своего родного. И мы будем продолжать эту  работу невзирая ни на что потому, что  это наш человеческий и гражданский долг, независимо от национальности и гражданства.

И еще раз хочу от всего сердца, от всех своих ребят вас поблагодарить за то, что вы пришли и поддержали. Спасибо большое!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Автор фотографий: Ярослав Мошков, ИА “Русские Новости”.

 

ИНФОРМАЦИЯ ПО ЗАХОРОНЕННЫМ ВОИНАМ:

 

Фамилия
Ячменов
Имя
Михаил
Отчество
Яковлевич
Последнее место службы
39 Арм. 275 ГСП
Воинское звание
гв. рядовой
Причина выбытия
умер от ран
Дата выбытия
10.07.1944
Название источника информации
ЦАМО
Номер фонда источника информации
58
Номер описи источника информации
18003
Номер дела источника информации
364

 

 

Фамилия
Федосеев
Имя
Петр
Отчество
Степанович
Дата рождения/Возраст
__.__.1918
Место рождения
Алтайский край, Марушинский р-н, Банньковский с/с, д. Аникино
Дата и место призыва
Алтайский край, Марушинский РВК
Последнее место службы
275 ГСП
Воинское звание
гв. рядовой
Причина выбытия
умер от ран
Дата выбытия
10.07.1944
Госпиталь
469 ОМСБ 91 гв. сд
Название источника информации
ЦАМО
Номер фонда источника информации
58
Номер описи источника информации
А-71693
Номер дела источника информации
2182

 

 

Фамилия
Кадкин
Имя
Иван
Отчество
Федорович
Дата рождения/Возраст
__.__.1924
Место рождения
Пензенская обл., Телегинский р-н, д. Б. Александровка
Дата и место призыва
Телегинский РВК, Пензенская обл., Телегинский р-н
Последнее место службы
275 Гв. СП 91 Гв. СД
Воинское звание
гв. рядовой
Причина выбытия
умер от ран
Дата выбытия
11.07.1944
Название источника информации
ЦАМО
Номер фонда источника информации
58
Номер описи источника информации
18002
Номер дела источника информации
658

 

 

Фамилия
Шитый
Имя
Иван
Отчество
Константинович
Дата рождения/Возраст
__.__.1900
Место рождения
Черниговская обл., Суражский р-н, с. Голобово
Дата и место призыва
Приморский край, Соколовский РВК
Последнее место службы
275 ГСП
Воинское звание
рядовой
Причина выбытия
умер от ран
Дата выбытия
11.07.1944
Госпиталь
469 ОМСБ 91 гв. сд
Название источника информации
ЦАМО
Номер фонда источника информации
58
Номер описи источника информации
А-71693
Номер дела источника информации
2182

 

 

 

Фамилия
Сарсенов
Имя
Патта
Отчество
Дата рождения/Возраст
__.__.1918
Дата и место призыва
Пархарский РВК, Таджикская ССР, Кулябская обл., Пархарский р-н
Последнее место службы
39 Арм. 275 ГСП
Воинское звание
рядовой
Причина выбытия
умер от ран
Дата выбытия
11.07.1944
Название источника информации
ЦАМО
Номер фонда источника информации
58
Номер описи источника информации
18003
Номер дела источника информации
364

 

 

Фамилия
Левкин
Имя
Александр
Отчество
Степанович
Дата рождения/Возраст
__.__.1904
Место рождения
Орловская обл., Трубчевский р-н, Сосновский с/с, д. Боршня
Дата и место призыва
Орловская обл., Трубчевский РВК
Последнее место службы
275 ГСП
Воинское звание
гв. рядовой
Причина выбытия
умер от ран
Дата выбытия
11.07.1944
Госпиталь
469 ОМСБ 91 гв. сд
Название источника информации
ЦАМО
Номер фонда источника информации
58
Номер описи источника информации
А-71693
Номер дела источника информации
2182
Exit mobile version