Site icon ИА Русские новости

Нефть в море. Зачем Россия пускает на шельфы иностранцев?

Нефть в море. Зачем Россия пускает на шельфы иностранцев?


За последний месяц крупнейшая государственная нефтяная компания «Роснефть» заключила соглашения с тремя иностранными нефтяными гигантами о совместном освоении шельфовых месторождений. И это далеко не все. Вместе с ExxonMobil, ENI и Statoil предложения о сотрудничестве получили Shell, Total, Сhevron, Conoco. Россия торопит – работа должна начаться как можно быстрее. К чему такая спешка и не слишком ли мы спешим отдать наши национальные богатства иностранцам?


Суть вопроса


На шельфах РФ сосредоточено порядка 70% ресурсной базы. По прогнозам экспертов, к 2030г. здесь будет добываться порядка 30-40% от общего объема добычи углеводородов в России. Проблема в том, что для получения этих богатств требуются огромные инвестиции и современные технологии. Возможности освоить шельфовые месторождения самостоятельно у нашей страны, к сожалению, нет: размер, например, пресловутого Стабфонда – то есть Резервного и Национального благосостояния – в разы меньше, чем предполагается инвестировать в разработку шельфов.


Кроме этого, следует учитывать, что разработка шельфа – дело не только трудоемкое и дорогое, но и длительное. По сути, они являются долгосрочными венчурными проектами, а значит браться за них нужно уже сейчас.


Для того, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки, было принято решение привлечь к сотрудничеству крупнейшие международные нефтяные корпорации. Деловые предложения были отправлены в их офисы по всему миру.


Однако одних предложений было мало, поэтому правительство пошло на беспрецедентные шаги. В кратчайшие сроки был принят новый налоговый режим для освоения шельфовых проектов. Он предполагает отказ от экспортной пошлины, налога на добычу, введение т.н. «периода стабильности», когда в течение 5-15 лет, в зависимости от условий, налоговый режим не может быть изменён, и другие меры.


Прорыв состоялся


Все это резко повысило привлекательность сотрудничества в глазах иностранных корпораций. Первой на призыв «Роснефти» откликнулась ExxonMobil.


Подписание соглашения между нефтяными гигантами прошло в присутствии В.Путина, предающего огромное значение этой сделке.


«Она (работа) рассчитана на многие годы, на десятилетия, можно сказать, и я рассчитываю, очень надеюсь и уверен в том, что старт будет достоин самого масштаба проекта», – сказал В.Путин.


Вице-премьер И.Сечин, также присутствовавший на церемонии, рассказал, что потенциальные инвестиции в три блока в Карском море составят 200-300 млрд. долларов, а в Черное море — 50 млрд. долларов.


Согласно подписанному договору создается СП для освоения шельфа Карского и Черного морей. «Роснефть» получит в СП 66,7%, ExxonMobil — 33,3%. Стороны оценивали стоимость первоначального этапа геологоразведочных работ в 3,2 млрд. долларов.


Помимо этого сотрудничество предполагает появление новых рабочих мест в России. Президент «Объединенной судостроительной корпорации» Роман Троценко пояснил: «Речь идет о строительстве примерно 15 платформ, судах обеспечения, ледоколах, буровых судах, о строительстве судов для сейсморазведки. Это огромный рынок! Сделка позволяет российскому судостроению сформировать пакет заказов в гражданском секторе такой же, как мы имеем сейчас, это удвоение портфеля заказов».


Вслед за американской ExxonMobil «Роснефть» ударила по рукам с итальянской ENI. Между ними был подписан документ о стратегическом сотрудничестве при разработке Вала Шатского на шельфе Черного моря и Федынского и Центрально-Баренцевского участков в Баренцевом море.


Условия те же, что и с ExxonMobil – создание СП с аналогичным распределением долей. При этом итальянцы в рамках СП профинансирует геологоразведку участков, извлекаемые ресурсы которых оцениваются в 36 млрд. баррелей нефтяного эквивалента.


Следующим партнером «Роснефти» стала норвежская Statoil. Соглашение предусматривает создание СП для освоения Персеевского участка в Баренцевом море, а также трех участков в Охотском море – Лисянского, Кашеваровского и Магадан-1. Доля Statoil в проекте, как и у других участников, составит 33,33%.


Прогнозируемый объем инвестиций в разработку этих участков Баренцева и Охотского морей может составить от 65 до 100 млрд. долларов. Statoil полностью профинансирует работы по геологоразведке в сумме 2,5 млрд. долларов.


Что получим взамен и кого на шельфе ждать еще?


Все иностранные партнеры по условиям соглашений обязуются полностью финансировать геологоразведку. Statoil возместит «Роснефти» исторические затраты и 33,3% от стоимости расходов за оплату лицензий. При этом соглашение закрепляет за «Роснефтью» возможность получения от Statoil бонуса за каждое коммерческое открытие запасов нефти и газа.


Но для «Роснефти» это далеко не единственный бонус от такого сотрудничества. В то время как иностранные корпорации вторгаются на нашу территорию, мы получаем возможность участвовать в зарубежных проектах. Это имеет огромное значение не только в плане получения прибыли, но и драгоценного опыта.


C ExxonMobil «Роснефть» будет участвовать в разработке 20 участков в Мексиканском заливе, где она получит опыт глубоководного бурения. Также отечественная НК будет задействована в двух проектах по добыче трудноизвлекаемых запасов нефти с использованием передовых технологий бурения. Это будет, безусловно, ценный опыт. Впоследствии горизонтальное бурение с применением мультизонального гидроразрыва пласта можно будет применить для добычи нефти на нижележащих пластах в Западной Сибири.



ENI обладает не меньшим опытом работы на шельфе, чем другие партнеры. С помощью заключенного соглашения Россия получит возможность участвовать в проектах корпорации в Африке. Из привлекательных проектов ENI можно также отметить месторождение Zubair в Ираке с общими запасами 4,5 млрд. баррелей.


Statoil у которой более 70% всей добычи и запасов приходится на шельф Норвегии тоже есть чем поделиться с Россией. Причем ряд перспективных проектов на ранней стадии разработки с изученной структурой запасов выглядит просто лакомым кусочком для «Роснефти». В плане передовых технологий норвежцы имеют опыт в разработке битуминозных песков в Канаде и по добыче тяжелой и вязкой нефти на шельфе Бразилии. Кстати, в Бразилии благодаря технологиям и опыту норвежской компании удалось увеличить коэффициент нефтеотдачи в два раза — до 20%.


Что же касается перспективных планов «Роснефти», то к разработке шельфов уже приглашены и отечественные компании. «Роснефть» в первой половине апреля направила основным частным игрокам российской нефтяной отрасли — «ЛУКОЙЛ», «ТНК-ВР», «Сургутнефтегазу» и «Башнефти» — предложения о совместной разработке 12 участков шельфа. ЛУКОЙЛ и «ТНК-ВР» отреагировали оперативнее всех и выразили свою заинтересованность, приступив к проработке вопроса.


Недовольные есть всегда


Конечно, такие масштабные сделки мгновенно становятся магнитом для критики. Вот и теперь, стоило объявить о соглашениях «Роснефти», как появились уже привычные обвинения в том, что за нашей спиной воротилы распродают страну.


Возникла даже конспирологическая версия о том, что Путин решил продать за бесценок народные богатства, чтобы обеспечить выполнение своих предвыборных обещаний. Тут коспирологи не учли принципиальный момент – многомиллиардные инвестиции рассчитаны на десятилетия. Пожалуй, даже самый рьяный «несогласный» не рискнет предположить, что В.Путин будет оставаться у власти вплоть до 2043 года. При этом стоит обратить внимание, на то, что «Роснефть» приложила все усилия к максимальной диверсификации состава участников. То есть обвинения в том, что «страну сливают штатам» звучат привычно необоснованно.


Что же касается упреков в том, что мы сами не способны на разработку шельфов, то тут остается только развести руками. Выбор не особо велик – оставить все как есть, в надежде, что в будущем мы наверстаем технологический разрыв, или отдать треть иностранцам за возможность реализации проектов гигантского масштаба. Небольшим утешением может служить то, что в некоторых сферах мы традиционно можем больше, чем наши иностранные коллеги. Осталось только наверстать упущенное там, где мы в силу трагических исторических причин вынуждены были отстать.

Exit mobile version