Неделя 2-я Великого поста. Неделя святителя Григория Паламы, архиеп. Солунского
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Дорогие братья и сестры!
Во 2-ю неделю Великого поста, на примере Своего угодника свт. Григория Паламы Господь показывает нам, что общение с Богом, стяжание благодати Духа Святаго, о которой говорит и прп. Серафим Саровский, возможно только при условии соблюдения заповедей Божиих и установлений Православной Церкви, в т.ч. соблюдения поста. Пост – это не только дело кухонное. Свт. Тихон Задонский писал о том, что многие постятся телом, но не постятся душой, многие воздерживаются от пищи и воды, но не воздерживаются от злых помыслов, дел и слов, и какая им от этого польза? И в наше время многие говорят: «я вот не поел» или «я был на хлебе и воде», но придет Пасха, и мы снова распустим не только свои пояса, но и языки, и оскалим свои злые зубы. Сейчас постом обуздываются наши страсти, мы надеваем на них уздечки, а после поста мы забываем об этом, они вновь разнуздываются – и пост насмарку. Из этого следует, что пост – это богоугодная жизнь, жизнь по-православному, как жили святые, которые действительно были постники и в телесном, и в духовном отношении.
В одном месте в Евангелии сказано, что Господь имел постящееся лицо. Когда Он проходил по Самарии, то Его не пустили в один город, т.к. на лице Христа была печать жертвенной любви, и самаряне-полуязычники сразу заметили это: «И не прияша Его, яко лице Его бе грядущее во Иерусалим» (Лк. 9; 53). Мы совершаем память свт. Григория Паламы, архиепископа Солунского (древнее название г.Фессалоники – Солунь), который на своем примере продемонстрировал нам, что такое постническая, богоугодная жизнь, и подтвердил, что для стяжания благодати Духа Святаго надо жить с соблюдением православного учения, заповедей Божиих, любви к ближним. Это необходимое условие для питания нашей души. Ведь мы регулярно питаем свои телеса: едим хлеб, щи, борщи – подкармливаем тело, чтобы замещать разрушенные клетки материальной, вещественной пищей. Вот так же пищей, только совершенно другого характера – не материальной, не вещественной, – надо питать душу. И пищей для души является Божественная энергия, благодать, Сам Дух Святый.
Свт. Григорий Палама, память которого мы совершаем, и научает нас, как стяжать эту благодать. Святитель родился в 1296 году в Малой Азии в аристократической семье. Во время нашествия турок семья нашла приют в Константинополе, где его отец стал одним из приближенных к императорскому Византийскому двору, но вскоре умер. Многодетную семью воспитывала одна благочестивая мать – все дети выросли глубоко верующими людьми. Как пишут, свт. Григорий получил прекрасное, блестящее образование, но что намного важнее – он получил православное христианское воспитание.
Стать истинно православным христианином намного сложнее, чем защитить докторскую диссертацию. В наше время для того чтобы стать доктором медицинских, технических или других наук, надо окончить школу, институт, аспирантуру 3-4 года, защитить кандидатскую, потом работать, читать лекции и при этом еще лет 10 готовить докторскую диссертацию, разрабатывать тему, которую предложит совет института или университета. Сколько надо корпеть, сколько брюк протереть на стульях в лабораториях, сколько безсонных ночей провести! Но зато потом в каком высоком положении находится ученый, профессор – все смолкают, все благоговеют перед ним. Но все эти ученые степени – ничто перед смирением и кротостью благочестивого христианина, ибо сказал Господь: «На кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Моих» (Ис. 66; 2). А это дается, дорогие, не просто, не за десятилетие, как профессорские звания, а вся жизнь должна быть посвящена
Вы помните, каковы были обстоятельства рождения Божией Матери или св. Иоанна Предтечи. Можно представить себе, как за 2000 лет «учились в аспирантуре» предки Божией Матери и св. Иоанна Предтечи, происходившие из архиерейского и царского родов, – из поколения в поколения Господь избирал самые благочестивые семьи в Израиле для продолжения рода, из которого они должны были воплотиться. Вот какая шла подготовка, какую «диссертацию защитили» они, чтобы дать миру Божию Матерь и св.Иоанна Предтечу – проповедника покаяния, который крестил Самого Бога.
Нас не надо убеждать в том, что самое трудное, самое сложное в жизни – это приобрести христианский дух, но самому человеку воспитать его в себе почти невозможно. Надо чтобы для этого работали и предыдущие поколения, чтобы нам быть святыми, необходимо, чтобы и родители наши, и деды были благочестивы, потому что это духовное наследство передается через множество поколений. Преподобный Сергий Радонежский вскричал в храме, будучи еще во чреве матери. Он уже от материнской утробы был свят, был призван на службу к Богу, т.к. и родители его были праведной жизни. Григорий Палама получил, с одной стороны, прекрасное внешнее образование, будучи воспитан при императорском дворе, а с другой – в семье были созданы все условия – молитва, пост, – чтобы вырастить такого адаманта духа, дать такой колос христианской пшеницы, каким он стал. Он был настолько удивительный человек, не похожий на многих других святых, что, образно говоря, он летал, а не ходил по земле.
Можно представить себе, как примерно происходил его уход из мира на служение Богу. Однажды, возвратясь домой, св. Григорий собрал семейный совет: у него была мать и много братьев и сестер (отец к тому времени давно почил), и говорит: «Дорогие мои, жизнь наша временна и скоропреходяща, нам всем по 20-25 лет, проживем еще лет по 50, тело наше сморщится, станет как скомканная бумага или изношенная одежда, богатство пройдет и заржавеет, сгниет. А потом предстоит путь всея жизни – надо будет предстать пред Богом на Суд. Давайте же сейчас займемся подготовкой к вечности, уйдем в монастыри, не будем терять драгоценного времени». Решили и разошлись. Мать забрала дочерей и ушла с ними в женский монастырь в окрестностях Константинополя.
А у нас, в наше время, пойдет ли семья министра в монастырь, если овдовеет? Да ни за что, не правда ли? Как же можно бросить «мерседесы», дачи и т.п.?! А он, свт. Григорий, сын императорского сановника, взял своих братьев и пошел на полуостров Афон, святой удел Божией Матери. Все разошлись по разным монастырям и отдали себя на выучку духовным «профессорам», которые назывались «старцы-подвижники». Какие тогда были святые люди в XIV веке! Свт. Григорий Палама подвизался на Афоне, был на послушании у старцев святой жизни, овладел Иисусовой молитвой, чем стяжал благодать Духа Святаго – Божественную энергию, т.к. чем больше освящается человек, преобладает в нем благодать, тем легче ему молиться. И этому была еще одна причина: св. Григорию было легко молиться, потому что он воспитывался в благочестивой семье, где не было ругани, сквернословия, всяких непотребств, которые сейчас видят наши дети. Мало того, что он был благочестивый, верующий – он был девственник!
В это время в Западной католической Церкви, на юге Италии в Калабрии жил некий монах Варлаам. Около 1330 года он прибыл оттуда в Константинополь и стал смущать умы православных людей: распространял ересь, утверждая, что благодать Божественная, Дух Святой, т.е. та небесная энергия, которой мы питаемся, «живем, движемся и есмы» (Деян. 17; 28), тот светящийся нимб вокруг головы святых, якобы есть тварная, материальная энергия, как, допустим, электрический ток или магнитное поле. Это была ересь аналогичная ариевой (когда он утверждал, что Иисус Христос – тварь).
И вот Господь свел, столкнул две веры, показал, где истина, а где ложь. И свт. Григорий Палама доказал, что эта энергия не сотворенная, не тварная, а Божественная – Сам Бог Дух Святый. Тварная энергия не может просветить человеческий разум, это может сделать только Господь, благодать Духа Святаго: чем больше мы молимся, очищаем сердце от страстей и греховных помыслов, тем больше туда, образно говоря, вмещается благодати, которая просвещает и озаряет наш ум. Не мозг, как кремень, выкресает искру разума, а Дух Святой, который сходит через сердце во все члены нашего тела. Когда сердце чистое, благодатное, кроткое, тогда и голова умная, озаренная Духом Святым, светлая, как говорят. Если в сердце пребывает премудрый Бог, то и человек будет премудрым, находясь с Ним, ибо какой хозяин в квартире, такой и квартирант.
В Константинополе был собран малый собор в присутствии самого императора, т.к. принципиально было необходимо опровергнуть учение Варлаама, второго Ария и Македония (которые отрицали Божеское достоинство Иисуса Христа и Духа Святаго). Господь промыслительно подготовил Своего раба – Григория Паламу к тому, чтобы он дал бой еретикам и католической церкви, духом которой был вскормлен этот Варлаам. На этом соборе Варлаам потерпел поражение, был посрамлен и побежден свт. Григорием Паламой, который, будучи святым, богословски образованным человеком, доказал и показал на своем опыте и примере, что такое благодать, Божественная энергия! Он жил в XIV веке, был современником св. митрополита Алексия и прп. Сергия Радонежского. Какие люди жили в то время, как боролись за Истину и с какой ревностью подвизались о Господе, сохраняя последующим поколениям чистоту учения Христова и передавая нам эстафету святости! Победа свт. Григория Паламы над Варлаамом и католической ересью – это и есть Торжество Православия.
В духовной литературе пишется, что подвижники видели Божественную энергию телесными глазами. Представьте, насколько они были чисты, и вот таким очищенным духовным зрением они сподоблялись узреть Божию благодать. Что же тут удивляться, ведь многие из простых смертных видели, как вокруг святых нимбом сияет свет.
В патерике или в отечнике описан случай, когда Великий Сысой отходил ко Господу, то его чада, монахи видели, как за ним пришли апостолы, и он засиял. От него исходил сперва неяркий свет, ученики спрашивают: «Отче, что с тобой?» Он им отвечает: «Это пришли за мной апостолы». Потом еще ярче засиял Сысой на смертном одре. «Что с тобой, отче, скажи нам?» – «Это Ангелы пришли за мной». Потом он весь был объят пламенем, так, что нельзя было на него смотреть. «Отче, что с тобой происходит?» – «Это Господь Иисус Христос пришел за моей душой!» Видите, как нарастала интенсивность, сила этой энергии, какой полезный урок был дан ученикам, доказательство, что благодать – это не тварная энергия. Да и нам, читающим сегодня эти повествования, есть повод для размышления, что если ты, человек, хочешь быть человеком, христианином, чтобы у тебя на душе соловьи пели, радость всегда на сердце была, то молись, постись, стяжай благодать Духа Святаго и тебе будет легко. Когда от нас будет исходить Божественная энергия, тогда на нас не будут нападать враги, и все вокруг станет добрым, а не злым, и так можно преобразовать весь мир!
Если бы мы сейчас, 150 млн. россиян, сделались как Григорий Палама, то наше Российское государство – от Брянска до Сахалина – пылало бы в огне благодати! Помните, как прп. Серафим Саровский видел над Россией множество восходящих к небу от земли столбов курящегося дыма. Это огнь молитвы праведников возносился ко Господу – Святая Русь была! Стяжаемая нами благодать – это есть свет, который просвещает разум, подавляет страсти, уцеломудривает человека, делает его добрым, мудрым, радостным – это все в совокупности есть не что иное, как уподобление Богу.
Помните, как сказано в Библии: «И рече Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию» (Быт. 1; 26). И сотворил только по образу, а остальное, т.е. уподобляться Богу, остается нам самим. Бог дал нам к этому силы, разум и пример для подражания – пожалуйста, уподобляйся через веру, молитву и труд, через пост и богоугодную христианскую жизнь – и ты станешь тогда, аки Бог. А не просто, как хотели наши прародители: сорвал яблоко – и сразу стал богом. Нет, все дается трудом, а под лежачий камень вода не потечет.
Виновник нашего спасения Господь наш Иисус Христос распялся на Кресте, после этого вышли на проповедь апостолы, и у людей открылось духовное зрение. Они призадумались: «Вот это да! Бог не сопротивлялся и отдал Себя на смертную казнь – и мы пойдем за Ним!» И пошли за Ним на крестные страдания тысячи мучеников, подвижники заселили горы и пустыни. Вот как Господь заставил наших предков-язычников веровать в Него – не силой, а любовью! Это самый разительный пример – жизнью Своей пожертвовал ради всего человечества. «Дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли» (Мф. 28; 18), – говорит Господь о Себе. Чем Он стяжал такую власть? Чем Он покорил людей, христиан, уверовавших в Него? Жертвенной любовью! И все цари и народы управляются Царем Небесным – Богом. Дух Святой определяет качество духа человека. Если ты христианин, то должен быть и на деле, по жизни христианином, т.е. носителем Духа Святаго. И такой человек, безпрепятственно пройдет на небо, без мытарств, потому что с ним – в его сердце будет Сам Бог.
Вот такой смысл сегодняшнего праздника, дорогие братья и сестры! Свт. Григорий Палама подтвердил, что пост и назначен Православной Церковью, Духом Святым через апостолов и святых отцов Церкви для нашего очищения и стяжания Божественной благодати. Поститься от всего непотребного нужно не только в Великий пост, но и всю жизнь воздерживаться от зла через веру, молитву и добрые дела. Аминь.