На днях в “Известиях” была опубликована подборка откликов на статью “А ведь это проводы любви”. Речь в материале, напомню, шла об антироссийских высказываниях Вахтанга Кикабидзе. Одна из наших читательниц выразила недоумение по поводу ордена Дружбы, которым грузинского актера и певца решили порадовать к 70-летнему юбилею. “Не удивлюсь, – пишет она, – если в острую минуту он возьмет да и вернет орден, чтобы повысить свои акции в глазах Саакашвили”. Газета вышла утром, а спустя несколько часов предположение стало пророчеством. Кикабидзе заявил, что награду не примет. Дружба России ему не нужна.
О своем смелом поступке Вахтанг Константинович прежде всего сообщил грузинским властям. Они-то и озвучили эту в высшей степени радостную информацию на просаакашвилиевском митинге. Следом в Батуми, где сейчас отдыхает Кикабидзе, начали звонить журналисты, и ему пришлось подбирать слова лично.
Он сказал, что “с большим уважением и симпатией относится к народу России, но не может принять орден после того, какие действия предприняла Россия в последнее время против Грузии”. Интересно, могли ли рассчитывать на симпатии Бубы те граждане России, которые полегли в Цхинвале под огнем грузинской армии?
Он сказал: “Грузия – маленькая страна, втянутая в войну с огромной империей, которая называется Российская Федерация”. Но не уточнил, кому именно эта война приходится родной матерью (выражаясь современным грузинским языком – native mother).
Он сказал: “Смешно на эту тему говорить вообще, что мы расстреливаем миротворцев, убиваем детей…” Честно говоря, я надеялась, что у героя лучших российско-грузинских комедий как-то поприличнее с чувством юмора. Нормальным людям страшно, Кикабидзе смешно. Боюсь, эту цитату ему не простят – даже, когда дурацкий морок закончится, Саакашвили отбудет туда, откуда прибыл (я не преисподнюю имею в виду, а всего-навсего Соединенные Штаты Америки), и русские с грузинами снова запоют общие песни. Не простят родители – убитых детей и погибших миротворцев.
С актера, тем паче с талантливого актера, в интеллектуальном плане спрос невелик – и в Грузии, и в России, и по всему миру. Профессия такая – семи пядей во лбу не требуется. Но есть хороший исконно русский совет: говори, да не заговаривайся…
Кроме того, в одном из интервью вечнозеленый ньюсмейкер искренне изумился тому факту, что “за последние десять лет из близких народов – российского и грузинского – сделали врагов”. Наивный не по возрасту патриарх советской эстрады забыл известный дедуктивный метод: расследуя преступление, ищи – кому выгодно. У России нет никаких резонов отталкивать Грузию.
Друзья Кикабидзе из грузинского правительства поторопились донести до широких народных масс еще одну новость: Буба отменяет запланированные на осень юбилейные концерты в России и, в частности, главный – на сцене Кремлевского дворца. Но тут герой оказался куда менее конкретным в своих комментариях. Может, да, может, нет, птичка-невеличка, в общем – ничего. Оно и понятно. Концерт – не орден, бизнес – не политика. Война – войной, а обед по расписанию.
Никакого злорадства по поводу поступка Кикабидзе в редакции “Известий” не испытывают. Ни лезгинку, ни русскую плясовую от радости, что оказались “кассандрами”, нам сбацать абсолютно не хочется. Мы знаем, что газету нашу читают люди умные, вполне способные просчитать события на шаг вперед. А больше в данном случае и не требовалось. Демарш Бубы никого особо не удивил. К сожалению, бывший всесоюзный любимец теперь предсказуем, как два цента. Даже еще предсказуемее – с учетом нестабильного валютного курса…
“Сокол превратился в ястреба”, – шутят мои тбилисские друзья над перерождением Мимино, столь многим обязанного России. Уверена, что этих друзей – не меньших патриотов Грузии, нежели Вахтанг Константинович, я не потеряю. Потому что они преданы родине, а не Саакашвили. Потому что во всех наших спорах, порой чрезвычайно жарких, мы сходимся в одном: Грузию должен возглавить человек, воспитанный в ее культуре (неотделимой от культуры России), и – что важно – психически адекватный. А то как послушаешь сначала Мишико, потом – солидарного с ним Бубу, так сразу и вспоминается: “У больных большая взаимовыручка”. Хрестоматийная фраза из “Покровских ворот” – фильма, не имеющего отношения к Грузии. Хотя почему не имеющего? У Михаила Козакова в Тбилиси живут дочь Манана – актриса, внучка Тинатин, зять Леван Цуладзе – талантливый режиссер…
У нас у всех в Грузии есть близкие, дорогие сердцу люди. С которыми мы еще встретимся. Отпразднуем встречу специально добытым настоящим вином и нежными, не поддающимися транспортировке грузинскими персиками. Поднимем тост, чтобы никакому бесноватому фюреру не удалось больше нас развести.
А если среди этих друзей не окажется батоно Вахтанга – что ж, придется пережить. Вот и весь разговор.