Национальное искусство Украины. Вышиванка
На протяжении исторического и культурного развития в Украине сложились наиболее уместные, с точки зрения практических и эстетических требований, формы одежды, ее крой, разнообразные методы и способы декоративного оформления. Среди них ведущее место занимает вышиванка. Вышивание сорочек издревле органично вошло в жизнь народа, вышивание является национальным искусством и ремеслом украинцев. Украинский народ очень трепетно относился к вышиванкам, всегда отличавшимся необыкновенной красотой. Они передавались из поколения в поколение, из рода в род, хранились как реликвии. Символический образ сорочки-вышиванки часто встречается в народных песнях. По традиции, девушка, готовя приданое, должна была собственноручно вышить своему жениху рубашку.
Изготавливались рубашки – вышиванки из льняного или конопляного полотна домашней работы. Было немало типов традиционных рубашек в зависимости от формы, использованных материалов. История вышиванки хранит в себе характерные признаки местности, которые отличаются техникой исполнения, гаммой цветов и орнаментом. Мотивы орнаментов вышиванки можно разделить на три группы: растительные, геометрические и зоомофорные или животные.
Геометрический орнамент – это один из самых распространенных видов вышивание. Для него характерны ромбы, кружочки, кресты, линии, зигзаги. Кроме того среди геометрического орнамента очень популярны символ «каракули» и знак «бесконечник», которые пришли к нам со времен трипольской культуры. Узор солнце изображали восьмиугольным цветком или розеткой. Вышиванка украшалась ромбом с точкой посередине – такие узоры вышивали голубыми нитками. Переход от геометрического к растительному миру на вышивание, осуществлялся с помощью особого узора, в народе именуемого «звездочка» или «розетка».
Растительные орнаменты на вышиванке должны были продемонстрировать красоту природы. Эти узоры олицетворяют реально существующие в природе формы. Самыми распространенными растительными орнаментами в традиционной украинской вышиванке считаются такие мотивы: «калина», «дубовые листья», «виноград», «барвинок», «хмель» и многие другие.
Вышиванки с виноградом присущи Полтаве и Киеву. А вот на Черниговщине узоры с виноградом наносили на рушники и скатерти. Одним из главных узоров считается красный мак. Согласно народным поверьям вышиванка с маками должна защитить его хозяина от любого зла. В семьях, где мужчины гибли на войне, девушки на свои рубашки наносили этот узор, обязуясь сберечь и продолжить казацкий род. А вот узоры хмеля означают любовь и молодость. Рубашки с хмелем носили парни, которые готовились к браку.
И третий вид орнамента это зооморфный или животный. Чаще всего на вышиванку наносили кукушку, рыбу, зайца, сову, бабочку или петуха. Зоомофорные орнаменты можно увидеть в совокупности с разнообразными причудливыми сплетениями.
Решающее влияние на характер орнаментов имеют разнообразные вышивальные швы, так называемые «техники», каких в Украине известно около ста. Отдельные вышивальные швы характерны для тех или других этнографических районов Украины, а некоторые встречаются также в белорусской и русской вышивках.
Рубашки на Полтавщине вышиваются главным образом белыми нитями, очень редко красными или серыми. Манишки белых рубашек в старых образцах украшались белым узором, выполненным гладью. Узор обводился черными или цветными полосами. Техника вышивания – шов «вперед иголкой» «крестик», шов «за иголкой».
Техника вышивания Харьковской области имеет очень много общего с формами вышивки, которые установились в центральных областях Украины, но ей свойственны и совсем своеобразные полихромные орнаменты, создаваемые полукрестиком или крестиком. Эти орнаменты вышивают преимущественно грубой нитью в результате чего узоры создают впечатления рельефных.
Вышивки Полесья – простые и четкие по композиции. Ромбовидная линия геометрического узора повторяется несколько раз. Вышивка красной нитью по белому-серому фону льняной холстины – графически четкая.
Своеобразной вышивкой издавна славилась Волынь. Узоры геометрические, четкие и простые по композиции. Четкость ритма усиливается одноцветностью вышивок, выполненных красной нитью на бело-серой холстине. Вышивки северной Волыни поражают своей изысканной простотой. В южных районах области преобладают растительные мотивы.
Для Черниговской области характерны белые вышивки. Геометрический или растительный орнамент вышивается белыми нитями или же с вкраплениями красного и черного. Выполняется очень мелкими стежками, что напоминает бисерные вышивки, характерные для черниговских рубашек.
Вышивкам Киевщины свойственный растительно-геометрический орнамент со стилизованными гроздьями винограда, цветом хмеля или восьми-лепестковыми розетками, ромбами, квадратами. Основные цвета вышивок Киевщины – белый, кораллово-красный, оттеняющий черный.
В южных областях Украины техника вышивки имеет много общего с устоявшимися правилами центральных районов, однако ей свойственны и полностью своеобразные полихромные орнаменты, выполняемые полукрестиком или крестиком.
Для подольских рубашек характерны красочность и разнообразие швов. Типичным является стежок «паучком», которым обозначают вставки на рукава, клинья. Используется и цветная строчка – «шабак». В орнаментах подольских вышивок преобладает один цвет – черный с большим или более малым вкраплением красного, синего желтого или зеленого. Наиболее распространены одноцветные (красные и черные) вышивки, реже: двух- и трехцветные.
На юге Тернопольской области типичной является вышивка хлопковыми нитями со сгущенными стежками: отдельные элементы обводятся цветными нитями, что обеспечивает высокий рельеф и цветовой эффект. Такие вышивки размещают вдоль всего рукава продольными или скошенными полосами от полочки к краю рукава.
Большое богатство техник вышивания характерно для Винницкой области: низь, крестик, вышивка росписью, настилка, верхошов, зерновой вывод, вырезание; разнообразные виды черных, белых и цветных стежков. Рядом с основными швами применяются и вспомогательные – вышивка росписью шов «вперед иголкой», контурные швы, которыми обрамляют и соединяют отдельные элементы композиции.
Характерной чертой этнографического района Карпат и Прикарпатья является большое количество отдельных частей региона со своим колоритом. Каждое село отличается от других своеобразием вышивки, богатством орнамента и неповторимостью цветов.
В народной вышивке Львовской области используются разнообразные типы узоров. В южных районах орнамент вышивок геометрический, белый фон не заполняется, что добавляет узорам прозрачность и легкость.
На Буковине кроме растительных и геометрических мотивов пользуются популярностью и изображения животных, вышитых гладью (белой), мелким крестиком, штаповкой, крученным швом. Вышивальный материал – бисер, шелк, шерсть, серебряные и золотые нити, металлические блестки.
Гуцульские вышивки характеризуются разнообразностью геометрических и растительных узоров, богатством соединений цветов, главным образом красного с желтым и зеленым, причем доминирует красный цвет. Два или три оттенка желтого цвета просветляют вышивку и добавляют ей золотистый отблеск.
Для вышивок Закарпатья характерным является мотив зигзаг («кривуля») в разных техниках выполнения. Цветовая гама вышивок достаточно широкая: красный сообщается с черным (при этом выделяется один цвет – черный или красный), применяются как белый, так и многокрасочный орнаменты.
Вышивание является самым известным и самым любимым видом прикладного искусства украинского народа, который издавна использовался для украшения одежды, а именно мужских и женских рубашек, платьев, фартуков, также вещей бытового обихода – салфеток, полотенец, скатертей и т.п. Вышиванка является символом украинского народа. Где бы вы ни находились, увидев вышитую рубашку, на ум приходит только одна мысль – щедрая, плодородная украинская земля, и невероятно творческий и богатый душой великий украинский народ.