Нательный крест – украшение?
Можно было бы посмотреть подобные обсуждения на различных форумах в Интернете, можно было бы задать непосредственно вопрос священнослужителю, но в каких-то случаях я пробую искать ответы на вопросы сама.
Церковь в своем календаре, а так же во время Литургии вспоминает крест. Причем это можно заметить даже не будучи каждодневным посетителем и молящимся. Нужно просто внимательнее присмотреться в круг богослужений и в календарь. В церкви есть молитвы, в которых обращаются ко кресту, есть праздник, который называется Крестовоздвижение. Празднование приходится на 27-е сентября по новому стилю. Историю праздника можно найти в любой брошюре, посвященной годичному кругу богослужений, где есть краткое изложение смысла праздника. Можно найти об этом информацию в Интернете, а можно просто поинтересоваться у кого-нибудь из верующих знакомых. С праздником Воздвижения Креста Господня связан не только сам факт обретения Древа Креста, которое нашла царица Елена в 326-м году, но так же с этим днем стало соединяться воспоминание о возвращении Креста из Персии императором Ираклием в 620-е годы. Церковь считает своим Крест спасительным знаменем, прославляет Его. Верующие, как мы знаем, осеняют себя крестом много раз: и на пороге храма, и во время службы, и после выхода из храма, причем делают это внимательно и не спеша, что само по себе показывает, как Церковь относится к этому символу.
Крест – орудие постыдной и мучительной казни, это действительно знак страданий, но для Церкви Крест – не только страдания. Церковь бережет и почитает Крест. Возникает вопрос – почему? Вероятно, женщина так же бережет свое свадебное платье или первый зубик своего ребенка, его первую самодельную открытку, детское письмо, адресованное маме. Ребенок и его появление связано с родовыми болями, физическими страданиями, многими другими неприятностями, изменениями в организме, но для женщины в конечном итоге – это радость. Для Церкви вслед за страданиями Христа следует Воскресение, но, радуясь Воскресению, Церковь помнит и о Кресте.
В Церкви продают много различных изделий. Крестики – один другого краше: с завитушками, драгоценными камешками, золотые, серебряные, обрамленные позолотой, разных форм и размеров. Я удивляюсь мастерству ювелиров, их тонкой, изысканной работе, созданными ими шедеврами, такими, казалось бы, привычными для верующих, что они не обращают внимания на кресты в церковной лавке. Мне же, наоборот, теперь стало интересно рассматривать крестики, ведь они все такие разные. Разве не купят люди самый простой строгий крест? Купят. Купят ради того, хотя бы, что надо крестить ребенка, купят потому, что потеряли свой, купят, так как это хороший подарок. Зачем такое разнообразие? У нас католические кресты раскупают не менее активно, несмотря на то, что выглядят они скромнее. Любопытно, но русские создают КРАСИВЫЕ кресты. И это важно отметить и понять. Каждый мастер любит не только процесс создания своего изделия, он любит и свое изделие, вероятно, ювелир априори не может не любить то, над чем так долго работает. Смею предположить, что главная цель украшения креста декоративными узорами и элементами – не есть лишь желание отличиться, стремление к хорошим продажам, но и уважение к этому символу, а символ, как я понимаю, серьезный и важный для Церкви. Прихожу к такому выводу, что для верующего человека нательный крест – все же не украшение в полном смысле этого слова, он, скорее, что-то более глубокое и сокровенное. Он несоизмеримо больше и несет гораздо более важную смысловую и историческую нагрузку, чем я могла предполагать – это неоспоримо.