«Нам нужно более интенсивно расти, чтобы провести хотя бы догоняющую модернизацию»
До 2020 года в России не будет никаких структурных реформ, зато будут повышены налоги: на добавленную стоимость (НДС), на добычу ископаемых и на алкоголь. Такой прогноз экономического развития России до 2020 года опубликовали эксперты Bank of America Merill Lynch
Чтобы решать амбициозные задачи, нам нужны темпы роста порядка 7%
Если говорить о политической подоплеке этого прогноза, то в ситуации, при которой источники роста развитых стран находятся в подавленном состоянии, значимость имеют развивающиеся экономики. Главным глобальным локомотивом является КНР, но и Россия в этом контексте учитывается. Неудивителен и вопрос, а что будет с российской моделью власти, если произойдет ощутимое падение на нефть. Политическое значение это имеет не только для нас, но и Западу это интересно знать.
Прогноз роста экономики России в 3,9% в целом совпадает с теми ожиданиями, которые озвучивают российские экономические власти, но не совпадает с теми ориентирами, которые озвучивают российские политические власти. Я имею в виду самого Путина, который в ходе избирательной кампании и до ее начала несколько раз говорил о том, что нам нужны темпы роста порядка 7%, чтобы решать амбициозные задачи, стоящие перед страной. Это необходимо, чтобы провести модернизацию, создать средний класс и т. д. Вместе с улучшением инвестиционного климата это вечные темы.
Если посмотреть на динамику глобальной экономики и риски очередной волны глобального кризиса, то и 3,9% может стать оптимистичным сценарием. Нам нужно расти более интенсивно, чтобы провести хотя бы догоняющую модернизацию, но нам не хватает инвестиций в инфраструктуру. На Западе инфраструктура находится на таком качественном уровне, что не требует массированных вложений. В нашем случае такие вложения могли бы стать приоритетом на полтора десятилетия, и, кстати, Китай рос во многом благодаря именно этой мере. У нас территория освоена неравномерно, и если бы задачу инфраструктурного освоения выполняли на должном уровне, то и темпы роста у нас были бы высокими. Для этого необходимы источники инвестиций, которые пока неочевидны. Поэтому в целом прогнозная цифра 3,9% соответствует консервативным ожиданиям деловых кругов в России.
Когда не хватает денег, можно заниматься теми вещами, которые не требуют больших трат
Теперь перехожу к тезису, озвученному компанией Morgan Stanley, который состоит в том, что период дорогой нефти уходит. Я не уверен, что они правы, когда оперируют длинными интервалами (десятилетие и даже двадцатилетие), но на ближайшую перспективу это ожидание вполне обоснованно. Удешевление нефти могло бы быть одним из дополнительных стимулов к глобальному росту.
Нам важно в условиях неблагоприятной внешней конъюнктуры на ближайшую перспективу обеспечить внутренние источники роста. При этом я предполагаю, что неблагоприятность этой конъюнктуры будет заключаться прежде всего в слабой доступности кредитных ресурсов. Проблема с ценой на нефть, газ, металлы пока не будет носить острого характера. Обвала не будет. Тем не менее на этот вызов надо отвечать, а для этого нужно бороться за более высокое качество институтов – правопорядка, судебных институтов, институтов стратегического планирования и т. д. Когда не хватает денег, можно заниматься теми вещами, которые не требуют больших трат, но от которых серьезно зависит экономический климат.
Необходимо ставить вопрос о развитии финансовой системы страны, так, чтобы источник длинных денег обнаружился внутри страны. Т. е. речь идет о выстраивании более-менее суверенной финансовой системы, которая способна финансировать модернизацию. Это требует достаточно серьезного изменения подходов к макроэкономике, может быть, изменения принципов работы Центрального банка, принципов его валютной политики. Нынешние подходы, по сути, предполагают, что наш рост и наша финансовая стабильность являются просто проекцией внешней конъюнктуры, которую мы можем сглаживать за счет лага в виде резервов, поэтому такое большое значение придается этим резервам. Это неплохо, но это – достаточно примитивная модель, в логике которой говорить о резком улучшении ситуации с инвестициями в стране невозможно.