Пахомий Великий — он основал первые общежительные монастыри в Тавенне, мужские и женские, где подвизались около 1000 монахов и монахинь. Для своих обителей он составил Устав, впоследствии легший в основу уставов южно-италийских монастырей.
Макарий Великий (или Египетский) был уроженцем Александрии, сыном купца, торговавшего
Отец послал сына за селитрой в пустыню Нитрию, но Макарий увидел там место, пригодное для молитвы и духовного подвижничества. И он ушел из дома, поселился в безводной, каменистой местности, чем положил начало монашеству в Нитрийской пустыне. За духовным руководством Макарий отправился к Антонию Великому, провел у него некоторое время и затем вновь пришел в Нитрию. Монахи селились отдельными келлиями, удаленными друг друга.
Проводили в них 5 дней в неделю, а в субботу собирались вместе, чтобы совершить всенощное бдение и литургию. Вскоре и пустыню стали называть пустыня Келлий. Впоследствии она получила еще одно название – Скитская – потому что постепенно в ней появилось множество скитов, где монахи селились по несколько человек в одной ограде. Учениками Великих преподобных IV века явились Великие старцы V в.: Сисой, Пимен, Памва, Паисий, Арсений.
Нил Синайский или Нил Постник, был учеником свт. Иоанна Златоустого. В поисках безмолвия он ушел на гору Синайскую и там провел свою
Из жития Иоанна Лествичника известно, что тот, будучи еще отроком, вместе с аввой Мартирием приходил к Анастасию Великому, который предсказал, что Иоанн станет игуменом Синайской горы.
Святые места на Синае.
Твердыней Православия на Синае стал монастырь св. Екатерины, расположенный в местах, напрямую связанных с исходом евреев из Египта. Монастырь и вся Синайская гора с множеством церквей, скитов, часовен и пещер, так же, как Святая Земля Палестины, являют собою живую связь Ветхозаветной Пасхи и Пятидесятницы, пережитой ветхим Израилем на Синае, с Новой Пасхой и Новой Пятидесятницей, от которых получила свое начало Церковь — Новый Израиль.
Вспомним те ветхозаветные и новозаветные события, память о которых здесь сохраняется тысячелетиями. Синаем называется и полуостров, и горный массив, расположенный в его юго-восточной части. Упоминания о горной каменистой пустыне Син встречаются в древнеегипетских надписях, повествующих о военных походах египтян. В эпоху патриархов здесь жили родственные Израилю племена, потомки Мадиама и Амалика. В книге Исход рассказывается о том, как Моисей бежал из Египта на Синай, там женился на дочери мадиамитянина Иофора и пас его овец. Там, у подножия горы Хорив, «явился Моисею Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста.
И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего
И привел пророк Моисей народ свой к тому месту, где говорил с ним Господь из среды куста, называемого нами по-славянски Неопалимой купиной. Израильтяне расположились станом у подножия горы, а на ее вершине Моисей получил от Бога каменные скрижали с десятью заповедями. Год пробыл Израиль в этом месте, здесь он отметил вторую после Исхода Пасху и, по велению Бога, двинулся в путь, чтобы завоевать Обетованную Землю. Так Синай вошел в историю народа Израиля. Затем в 3-й книге Царств (гл.19) рассказывается о том, как в VII в. до Рождества Христова пророк Илия бежал от преследований нечестивой жены царя Ахава, Иезавели, на Синай и здесь удостоился беседовать с Богом.
Память о всех этих событиях и местах, с ними связанных, неистребимо передавалась из поколения в поколение.
Другая известная обитель, Раифская пустынь, была основана на месте одного из станов по дороге от Чермного моря к Синаю. В Библии этот стан называется Елим и о нем сказано, что было там «12 источников воды и 70 финиковых дерев» (Исх. 15, 27).
Монастыри Синая не раз подвергались набегам бедуинов и разбойников. Память об этих страшных событиях запечатлена в круге церковных праздников. 14 января все Поместные Православные Церкви вспоминают Первое избиение преподобных отцов Синая и Раифы в IV веке и Второе избиение преподобных отцев в Раифе.
Последнее произошло в V в., когда в монастыре св. Екатерины подвизались преподобный Нил Синайский и его сын Феодул. Они пришли в Раифскую пустынь навестить тамошних монахов и в это время обитель подверглась нападению варваров. Нилу Синайскому удалось спастись, и он оставил описание этого бедствия.
Замечательно, что в честь этих Синайских монастырей — св. Екатерины и Раифской пустыни — были устроены обители в Православной России. Екатерининская пустынь была основана царем Алексеем Михайловичем в 1658 году недалеко от Москвы на месте явления ему св. вмц. Екатерины, возвестившей о рождении его дочери. Много благотворила обители императрица Екатерина II, носившая имя св. Екатерины. Собор в честь вмц. Екатерины с двумя приделами, братские кельи, ограда — все это благолепие было устроено трудами архимандрита Мелхиседека, управлявшего обителью при митрополите Платоне (Левшине).
В начале 1930-х годов обитель была закрыта и в Екатерининской пустыни разместилась секретная тюрьма ОГПУ, получившая в народе прозвание «Сухановка» по близ расположенной усадьбе Суханово, бывшего имения князей Волконских.
Недалеко от Казани в XVII веке была основана пустынь в память избиенных в Раифе преподобных отцов. По желанию тогдашнего митрополита Казанского Тихона Казанская Раифская пустынь в архитектурном отношении была построена по образцу основанного Патриархом Никоном Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. Строителем Раифской пустыни был насельник Нового Иерусалима иеромонах Герман, а по возвращении из Казани он стал архимандритом Новоиерусалимского монастыря, где и окончил дни свои.
Ныне и Екатерининская пустынь вблизи Москвы, и Раифская пустынь вблизи Казани восстанавливаются, и в них возрождена монашеская жизнь. Примечательно, что
Так нити духовного родства тянутся от египетских подвижников и духовных учителей, из обители в обитель, из страны в страну, от духовных отцов к духовным чадам, внукам и правнукам… Для жизни Церкви эта духовная преемственность имеет поистине фундаментальное значение. Почитая Царьград своим первоучителем в устроении Церкви, а Святую гору Афон, — образцом и окормителем монашествующих, мы не должны забывать о древнейших истоках Вселенского Православия, Египетских пустынях, где монашество зародилось. О значении Египта замечательно сказал священник Сергий Мансуров: «В Египте, в IV веке, – ключ к современным и последующим событиям, здесь выковался тот склад жизни и мыслей, который не дал раствориться христианству с примирившимися с ним в IV веке государством и культурой. Государства и культура разлагались и падали, православие оставалось незыблемым. Это подготовлено было Египтом».
Георгий Коробьин
Журнал «Православный паломник» № 1 (3), 2002 г.