На провокации не поддаваться?
Запомните эту дату: 13 сентября 2011 г. В этот день после подписания соглашения между США и Румынией о размещении к 2015 г. на румынской территории элементов глобальной ПРО скоропостижно скончалось дитя американской внешней политики с названием «перезагрузка». А последующее сообщение госдепа США от 15 сентября о том, что к 2018 г. американские объекты противовоздушной обороны «будут размещены в Польше на базе «Редзиково» (в 150 километрах от Гданьска)», вбило в могилу безвременно почившей «перезагрузки» крепкий осиновый кол.
«Система ПРО, которую американцы размещают в Румынии, предназначена для поражения баллистических и оперативно-тактических целей, – прокомментировал «Правде.Ру» американо-румынские планы военный эксперт, первый вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков. – Если глянуть на карту региона, то румынские базы могут использоваться только для одного: держать под прицелом южные регионы России и иметь возможность поражать наши крылатые ракеты».
В этой связи необходимо сказать и о состоявшихся недавно договоренностях США с Турцией относительно размещения на ее территории элементов американской ПРО. Нелишне напомнить также о саммите НАТО в Лиссабоне с участием РФ осенью прошлого года, который у нас с помпой назвали «большим дипломатическим успехом». Тогда НАТО официально объявило, что не считает Россию своим противником, были достигнуты «принципиальные» договоренности о создании некой «совместной европейской ПРО». Проблема «общей» противоракетной обороны с тех пор не сдвинулась ни на йоту. Зато, как выяснилось позже, именно в Лиссабоне решился вопрос об американской ПРО в Турции. По поводу последних американских решений Константин Сивков заметил: «Элементы ПРО в Румынии – часть американского плана по окружению России военными базами. Никаких других потенциальных угроз Штатам в этом регионе нет. Турция — член НАТО, Украина активно сотрудничает с Североатлантическим альянсом. Есть там потенциальные «горячие точки» – Крым, Абхазия, Южная Осетия. Американцы вооружают Грузию и стягивают в регион свои силы – вполне вероятно, в преддверии обострения обстановки в этой части мира».
В апреле помощник госсекретаря США Филип Гордон рассказал, что ПРО в Восточной Европе разместят в четыре этапа. Для начала до конца этого года на побережье Черного и Балтийского морей появятся существующие системы ПРО — например, системы управления вооружением морского базирования Aegis.
В свою очередь, президент РФ Дмитрий Медведев направил главам государств-членов Совета Россия-НАТО послания, в которых подчеркнул необходимость гарантий того, что развертываемые в Европе противоракетные потенциалы не станут подрывать стратегическую стабильность и не будут направлены против какой-либо из сторон.
А устами МИД Москва отмечает сегодня, что «развитие событий лишь повышает актуальность получения от США и НАТО твердых, юридически обязывающих гарантий ненаправленности развертываемых ими в Европе противоракетных средств против стратегических ядерных сил России. Требуется также выработать в Совете Россия – НАТО действенные и предметные решения относительно замысла и архитектуры ПРО, разворачиваемой в регионе».
2 сентября МИД РФ уже просил гарантий в связи с решением Турции разместить на своей территории американскую РЛС. Никаких гарантий, кроме устных заявлений в самых дружеских намерениях, не последовало. Предчувствуя недовольство нашей страны, президент Румынии Бэсеску произнес дежурную фразу, набившую уже изрядную оскомину: «Договор по противоракетной обороне не направлен против России». И заявил, что Румыния не намерена давать России каких-либо юридических гарантий. Понятно, если лидер далеко не самой могучей страны заявляет, что не намерен давать России гарантии, то чего ждать от американского руководства? Российский МИД ждал таких «гарантий» в течение всего 2010 г., пока Вашингтон и Бухарест вели переговоры о размещении на территории Румынии элементов ПРО США. Правда, посол США в РФ Джон Байерли заявил, что ракеты-перехватчики SM-3 нужны в Румынии для защиты от ракет средней дальности и России никак не угрожают. В таком же духе высказывались потом и другие деятели: американские, румынские, польские, болгарские. Но сегодня Москва уже в связи с вступлением в силу соглашения между США и Польшей опять уныло констатирует свою обеспокоенность.
Думается, просительный тон российских обращений выбран для того, чтобы лишний раз не дразнить евроатлантического «зверя», не обострять с ним и без того непростые отношения. (Не поддаваться на провокации!) В июне 2011 г. МИД РФ дважды выражал «озабоченность»: по поводу перемещений крейсера ВМФ США «Монтерей» в рамках украино-американских учений «Си Бриз – 2011» и его захода в грузинский порт Батуми. США и Украина тогда дали понять, что «озабоченность» Москвы их не волнует. Российский президент Дмитрий Медведев заявил, что намерен ждать от НАТО гарантий до 2020 г. Именно к этому сроку, как известно, планируется заменить нынешние ракеты SM-3 на более совершенные, способные защищать всю территорию стран-членов НАТО не только от ракет средней и меньшей дальности, но и от межконтинентальных баллистических ракет.
Однажды в Грузии госсекретарь Хиллари Клинтон сказала, что США «могут одновременно идти и жевать резинку». Наверное, это как раз тот самый случай: разглагольствуя о «перезагрузке», США методично создавали глобальную ПРО, нацеливая ее на Россию.
Еще в 2006 г. начальник главного оперативного управления Генерального штаба ВС РФ Андрей Третьяк заявил, что развертывание американской системы ПРО представляет реальную угрозу силам ядерного сдерживания России. В июле этого года постоянный представитель России при НАТО Дмитрий Рогозин в ходе российско-американских консультаций по проблематике ПРО лично убедился в том, что создаваемая США система противоракетной обороны в Европе будет направлена против России. Особенно впечатлил российского постпреда «очень откровенный, честный» разговор с сенаторами Джоном Кайлом и Марком Керком, которых он накануне назвал «монстрами холодной войны» со зрачками-прицелами. После разговора глава российской миссии при НАТО сказал: «Данная оборонительная система, как она заявлена Вашингтоном, может превратиться в реальную наступательную систему, причем не по отношению к каким-нибудь странам за пределами евроатлантического пространства, а непосредственно против России». На встрече, происходившей в присутствии российского эксперта по вопросу разоружения и действующего военного представителя России в НАТО полковника Анатолия Белинского и заместителя директора департамента по безопасности и разоружению МИД России Владимира Леонтьева, сенаторы без стеснения заявили, что их система ПРО нацелена на Россию.
Потом они дружно отказались от своих слов, пояснив, что имели в виду лишь то, что Америка намерена сбивать цели, летящие над территорией России, что принципиально не меняет смысла сказанного ранее. После этого тон российских политиков стал жестче.
Напомним: когда в свое время Польша и Чехия выразили готовность разместить у себя элементы ПРО, Россия ответила обещанием разместить в Калининградской области ракетные комплексы дальнего действия «Искандер». Это произвело настолько сильное впечатление на граждан этих стран, что их власти вынуждены были отменить антироссийские планы.
После того, как с аналогичными инициативами выступила Румыния, руководство Приднестровской Молдавской Республики обратилось с предложением к России разместить «Искандеры» на ее территории. Предложение было проигнорировано, и, думается, напрасно.
Американские ракеты в Румынии меняют всю политическую конфигурацию в регионе. «Размещение ПРО на территории Румынии в 2015 году еще больше обострит отношения Украины и России. Это неизбежно. И Россия в этом больше виновата, ведь у нее было больше шансов в рамках знаменитой перезагрузки выяснить отношения с США. Россия могла получить ответ, почему вслед за Польшей ПРО появляется в Румынии», – сказал известный украинский политолог Виктор Небоженко. Он прав. Российская заинтересованность в Украине лежит гораздо глубже экономической сферы. Украина очень важна для России с военной точки зрения. Прежде всего, стратегическое положение Украины делает ее своеобразной границей между Россией и Европой. И, что сегодня особенно значимо, основным месторасположением Черноморского флота России является Севастополь. Значение Украины для России давно оценено и Европой, и Америкой, которые со времен падения СССР пытаются перетащить ее в лагерь Запада. С размещением американских противоракет на румынской территории эта задача реально упрощается.
Недавно постпред РФ в НАТО Дмитрий Рогозин довольно-таки прозрачно намекнул на ответные меры, которые может предпринять Россия в случае дальнейшего упорства Запада в вопросах ПРО. Одна из них состоит в создании аналога евроПРО на российской территории – с оружием, нацеленным в космос. Это система Воздушно-космической обороны, которая заступит на боевое дежурство к 1 декабря. Москва обещает «внести в нее коррективы», если договориться с США и НАТО не удастся. Запад же пока отказывается от идеи объединения европейской и российской противоракетных систем и не хочет предоставлять юридические гарантии ненаправленности своих ракет на российские силы ядерного сдерживания. По словам заместителя генерального секретаря НАТО Дирка Бренгельманна, организация пока не готова дать таких гарантий: «Я говорю лишь о политических заявлениях, которые затем будут перенесены на бумагу». Касаясь размещения радара ПРО в Турции, он отметил, что «проект ориентирован на юго-восток для проверки рисков из данного региона». Итак, сегодня есть все основания констатировать, что «перезагрузка» приказала долго жить, так и не принеся добрых плодов в российско-американских отношениях. Могла ли предположить Россия именно такой исход, когда в конце марта 2009 г. госсекретарь США Хиллари Клинтон торжественно преподнесла главе нашего МИДа Сергею Лаврову символическую кнопку?
Безусловно. О намерении США разместить базы ПРО в одной или нескольких странах Европы стало известно еще в 2002 г., когда Вашингтон объявил об одностороннем выходе из двустороннего Договора по ПРО 1972 г. А если несколько углубиться в историю вопроса, то легко выяснить, что впервые с идеей обороны от ракет командование армии США выступило в 1945 г. В настоящее время в создание глобальной ПРО в той или иной мере вовлечены более 15 стран. Среди них: Великобритания, Австралия, Дания, Франция, Германия, Италия, Израиль, Индия, Япония, Нидерланды, Тайвань, Украина, Румыния, Польша, Чешская Республика. Такова в общих чертах география Национальной системы противоракетной обороны США, предназначенной, согласно многократным заявлениям американской администрации, для защиты от ракетного удара со стороны так называемых стран-изгоев, к которым в США относят, в частности, КНДР, Иран, Сирию (!) и Ливию (уже, видимо, нет!). Зачем надо было России включаться в эту заведомо бесперспективную игру?
Здесь четко просматриваются исторические аналогии: заключенный в 1939 г. Советским Союзом с фашистской Германией Договор о ненападении, более известный как «Пакт Молотова-Риббентропа», дал СССР возможность оттянуть войну. По мнению многих незаангажированных исследователей того периода, неизвестно, чем бы закончилось вооруженное противостояние, если бы не двухлетняя передышка, полученная СССР. Конечно, с нравственной точки зрения, вступать в партнерские отношения с агрессором, это совсем не gut, особенно, если оценивать те далекие события с высоты наших дней. Но интересы Родины превыше всего, а отнюдь не интересы тех стран, которые сейчас вопят о «российской оккупации», Польши, к примеру, или Латвии с Литвой и Эстонией, которые напрочь «забыли», как напрашивались в союзники к Гитлеру.
Российско-американские неофициальные договоренности о так называемой перезагрузке тоже дали нашей стране двухлетнюю передышку.
Россия смогла сосредотчиться на самых насущных для нее проблемах, главная из которых, на мой взгляд, заключалась в том, чтобы без особых потрясений пережить первую и самую мощную волну мирового финансово-экономического кризиса. И получилось. Такой вывод прозвучал на X Международном инвестиционном форуме в Сочи, причем, этот вывод достаточно убедительно изложил один из самых авторитетных в мире экономических экспертов, председатель правления инвестиционного фонда Apollo Global Management Леон Блэк. За два минувших года в стране были проведены или запущены в действие многие насущные для России политико-экономические и социальные реформы, переформатированы наиболее важные направления внешней политики. По словам премьера Владимира Путина, Россия готова встретить вторую волну глобального кризиса без особых опасений за свое будущее.
Америка, в отношениях с которой для России благодаря «перезагрузке» наступил двухлетний штиль, тоже – агрессор. После окончания Второй мировой войны США были инициаторами или участниками большинства военных конфликтов в различных регионах планеты, включая Средиземноморье, Ближний Восток, Африку, Азию, Латинскую Америку, Центральную Европу. С 1945 г. США и НАТО подвергли бомбардировкам 23 страны из 193, насчитывающихся в мире. Четыре последние из них – Югославия, Афганистан, Ирак и Ливия. За период с 1991 г. по 2011 г. США осуществили вооруженную агрессию в десяток разных стран. Вообще, с 1990 г. в войнах погибло почти 4 млн. человек, 90 % из них – гражданские люди. В результате конфликтов более 18 млн. человек во всем мире были вынуждены покинуть свои дома. И везде, где хотя бы чуть-чуть попахивало американскими интересами, можно отыскать кровавый след «дядюшки Сэма». Практически всюду, в разной степени, разумеется, было обеспечено и европейское присутствие.
На сегодняшний день американцы держат в Европе 112 тыс. своих солдат на 499 военных объектах. Крупнейший контингент – 71 тыс. – дислоцируется в Германии. По 11-12 тыс. в Британии и Италии. В Бельгии, Испании, Португалии, Голландии и Турции в общей сложности пристроены еще 7300 американских пехотинцев. Во второй половине прошлого века США могли похвастаться военным превосходством во всем (подконтрольном) Западном полушарии, Западной и Восточной Европе, и в большей части Тихого океана. В новом веке, с военным бюджетом на уровне Второй мировой войны и с главой государства, который может похвастаться ролью главнокомандующего «единственной мировой сверхдержавы», они простирают щупальца почти по всему Земному шару. Под дланью США ныне фактически находится вся Западная Европа с ее почти 500-миллионным населением, экономикой, производящей четверть мирового ВВП, оборонным бюджетом около 170 млрд. долларов. Характерная для сегодняшней Европы деталь. Когда в разгар острого противостояния Германии и США по Ираку Вашингтон пригрозил немцам вывести часть своих баз в Восточную Европу, бургомистры городов в районах дислокации американских частей хором заговорили об «экономической катастрофе», которая наступит в случае вывода баз. Похоже, угрозы американцев весьма подействовали на немцев. Что-то не слышно, чтобы они требовали вывода американских войск со своей территории.
В феврале 2010 г. во время своего выступления в Вашингтоне госсекретарь США Хиллари Клинтон заявила: «В прошлом Соединенные Штаты сомневались по поводу того, надо ли НАТО участвовать в сотрудничестве в области безопасности с ЕС. Это время прошло. Мы не видим в ЕС конкурента НАТО, но мы видим Европу в качестве важнейшего партнера НАТО и Соединенных Штатов». Сегодня европейцы, в большинстве своем, настроены так: действуя сообща, Европейский Союз и Соединенные Штаты могут стать мощной силой на благо всего мира; нашей целью должно быть сбалансированное сотрудничество с США.
За минувшее десятилетие европейские вооруженные силы направлялись в такие отдаленные страны, как Афганистан, Восточный Тимор и Демократическая Республика Конго, сейчас это – Североафриканский и Ближневосточный регионы.
Усиливающаяся конвергенция европейских интересов, укрепление взаимной солидарности делают ЕС все более эффективным игроком. Тем более, сегодняшняя Европа тоже должна быть готова взять на себя ответственность за глобальную безопасность. Кстати, обе мировые войны начались именно на европейском континенте.
А вообще-то, российско-американская «оттепель» сыграла весьма злую шутку с миром: он стал еще менее стабильным. Президент Обама довел до завершающей фазы начатое Дж. Бушем-мл. дело создания в Европе третьего позиционного района американской противоракетной обороны. Он же скорректировал архитектуру европейской ПРО. За кулисами шумно рекламируемой «перезагрузки» ему удалось в значительной мере переконструировать и внешнеполитическую деятельность США, а в более широком контексте – переформатировать под свои интересы весь мир. Под американской эгидой (противоракетной) находится весь европейский континент. Европа попала в еще большую зависимость от США, чем двумя годами ранее. Все разговоры о том, что мировое лидерство Америки закончилось, не более чем пустая риторика. Таким образом, два влиятельных геополитических игрока – Россия и США постарались извлечь максимальную пользу из установившегося на два года зыбкого равновесия. При этом обе стороны жестко обозначили свои позиции. Отныне «перезагрузка» никому больше не нужна. Через 70 лет опять наступило время Великого противостояния: объединенный Запад – Россия.