На кого намекнул Адамкус?
Неслыханный скандал потряс Литву в конце мертвого летнего политического сезона. Экс-президент Валдас Адамкус признался, что во время его каденции на него не просто давили, а прямо указывали, какие решения принимать, и всячески шантажировали. Адамкус не назвал имен шантажистов, но прозрачно намекнул, что это отцы-основатели литовской демократии, на которых население едва ли не молится. После такого признания взгляды аналитиков сразу же обратились в сторону главного отца нашей демократии — Витаутаса Ландсбергиса.
Шантаж
Конечно, не стоит огульно кого-то обвинять, тем более учитывая, где и как Адамкус сделал свое громкое признание. Он сказал об этом во время пресс-конференции, посвященной выходу своей книги «Последний срок. Дневники президента». Естественно, сейчас эта книжка станет просто бестселлером. Лучшей рекламы, чем скандал, не придумать. Тем не менее, от такого признания оппозиция зашевелилась, и процесс уже не повернуть вспять. Так что же сказал Адамкус?
«ЛК» не придал той пресс-конференции какого-то значения (подумаешь, выход книги, вон, у нас недавно вышла книга о Грибаускайте под названием «Президент», а в начале августа появилась партия Союз президента Литвы, которую возглавила Кристина Бразаускене, поэтому ходить на каждую «президентскую» презентацию сил никаких нее хватит), в связи с чем своими ушами речь Адамкуса не слышал, но на это есть коллеги. Итак, цитируем по порталу Delfi.
«Некоторые вещи, которые являются очень острыми, я не могу написать даже в дневниках. Но у меня есть документы, фиксирующие эти факты, и они написаны не на пишущей машинке. Я помню, как я встал в пять часов утра и достал из факса документ, написанный от руки лидерами литовской нации. Это были инструкции мне как президенту страны, где говорилось: если ты делаешь то, а не это, то ты погубишь государство как президент. Ты делаешь не то, а должен делать это, должен назначить этого человека, а не того», — сказал бывший глава государства.
Такое поведение Адамкус назвал шантажом, но сказал, что не может раскрывать имена этих людей, потому что для этого еще не пришло время. Президент даже намекнул, что некоторые из существующих документов разрешит обнародовать, например, только через пятьдесят лет после его смерти.
«У меня есть их почти шантаж, написанный от руки, а не на печатной машинке, в отношении меня как главы государства. Там написано: либо ты делаешь так, как мы говорим, либо разрушишь государство. И хотя прямо не сказано, но будто делается намек, что когда придет время, мы с тобой расправимся политическими методами», — рассказал Адамкус.
На вопрос о том, почему он не разглашает фамилии, экс-президент сказал, что в Литве эти люди почти обожествляются, и в таком случае была бы разрушена иллюзия общества относительно непорочности этих людей.
«Сегодня есть люди, в которых мы свято верим и чуть ли не молимся из-за их заслуг в деле восстановления независимости. Но если я предам огласке имена, то, думаю, что совершу преступление перед святой верой в свободу, демократию и друг в друга», — сказал экс-президент.
Он также заявил, что нынешняя политическая жизнь в Литве и так сложна, поэтому обострять ситуацию было бы неуместно.
«Если я еще начну говорить, с кем пришлось столкнуться за десятилетие, а было всякое, то, думаю, что не облегчу нашей сегодняшней жизни. Я не прикрываю шпионов, преступников, но думаю, есть какие-то вещи, о которых лучше громко не говорить, не обострять нашей сегодняшней жизни», — заключил он.
Оппозиция требует ответов
Сразу после таких слов в Литве началась настоящая политическая буря, о которой, похоже, пожалел даже сам экс-президент, поскольку после очередной просьбы уточнить, что же и кого же он имел в виду, сразу дал задний ход: «Я точно не поддамся на провокации и не скажу больше ни слова. Это мое высказывание переоценивается. В политике каждый день случаются вещи, когда партии или какие-то группы пытаются оказывать давление на те или иные решения, толкуют, как надо поступать». То есть, вроде, как и не все так драматично.
Витаутас Ландсбергис, на которого сразу все подумали, был и вовсе сух: «Спрашивайте самого Адамкуса. Нечего тут гадать. Это его дело. Он пустил дым и избегает гласности. У меня нет никаких версий».
А вот для оппозиции это настоящий подарок. Ведь можно провести параллель с Роландасом Паксасом. Он был принципиальным, не поддавался на шантаж и его съели. А Адамкус соткан из компромиссов. Так мыслит оппозиция.
Заместитель председателя партии «Порядок и справедливость» Валентинас Мазуронис обратился лично к Генеральному прокурору Литвы Дарюсу Валису с требованием начать досудебное расследование относительно шантажа Валдаса Адамкуса, когда тот исполнял обязанности президента.
«Валдас Адамкус публично признал, что на него оказывали давление и его шантажировали, требуя принять то или иное решение. Более того — Адамкус утверждает, что располагает документами, подтверждающими такие факты. Поэтому прошу немедленно начать досудебное расследование, чтобы установить, кто именно и в силу каких причин занимался преступной деятельностью против главы государства», — сказано в обращении депутата.
«Возможно, лицо, шантажировавшее высшего руководителя государства, и сегодня занимается шантажом руководителей страны. Это не только личное дело бывшего президента. Это вопрос национальной безопасности страны, ее независимости и стабильности», — утверждает Мазуронис.
«Я несколько уязвлен тем фактом, что Адамкус решился рассказать о шантаже лишь сегодня, спустя три года после того, как оставил пост президента. Очевидно, что такое расследование нужно было проводить тогда, когда он обладал всеми необходимыми полномочиями. Что вынуждало его молчать и высказаться лишь сегодня — пояснить может только сам президент Адамкус. Но в любом случае Литва стоит на пороге грандиозного скандала». Не стоит забывать и о международном имидже государства. О какой демократии можно вести речь, если есть силы, позволяющие себе грубо давить на президента, являющегося гарантом Конституции? Не думаю, что такие факты красят нашу страну», — сказал депутат Сейма.
«Хочется верить, что прокуроры самостоятельны и независимы и найдут в себе силы начать такое расследование. В противном случае общественности останется только думать, что прокуроры смотрят не на букву закона, а в телефон и уста политиков», — резюмировал Валентинас Мазуронис.