Мы уступаем МВФ не в процедурах, а в главном: мы отдаем ему суверенитет!
МВФ не благотворительная организация. Его мало интересует эффективность и социальная направленность пенсионной реформы, как и то, что рост цен на газ для населения (на чем настаивает МВФ) сделает нищими сотни тысяч украинцев. Но парадокс заключается в том, что именно МВФ как раз более всего заинтересован сделать всех нас нищими. Потому что только так на практике реализовывается глобальная политика управляемого хаоса, осуществляемая США. МВФ — всего лишь инструмент этой политики.
Писать о грустном не хочется, тем более в преддверии отпусков. Но приходится. Таковы уж нынешние реалии. 16 июня парламент одобрил в первом чтении правительственный законопроект о пенсионной реформе. После более чем полуторачасового обсуждения и предложения спикера Владимира Литвина проголосовать «возможно с отвращением», за такое решение проголосовали 245 депутатов при необходимых 226.
Как сообщает «Зеркало недели», принятый за основу законопроект содержит множество непопулярных норм. В частности, норму о повышении пенсионного возраста для женщин с 55 до 60 лет на 6 месяцев ежегодно в течение 10 лет. При этом после 55 лет женщины смогут выходить на пенсию, но их пенсия будет уменьшаться на 0,5 процента за каждый месяц, недоработанный до установленного пенсионного возраста.
Кроме того, увеличен минимально необходимый страховой стаж для получения пенсии по возрасту с 5 до 15 лет и повышена нормативная длительность страхового стажа для назначения пенсии по возрасту в минимальном размере для женщин с 20 до 30 лет и для мужчин — с 25 до 35 лет. Не изменились предложения по увеличению возраста выхода на пенсию для мужчин-госслужащих — 62 года. Однако этот возраст будет максимальным, и продлить пребывание на госслужбе с 2013 года уже будет нельзя. По-прежнему предлагается увеличить необходимую выслугу для военнослужащих — с 20 до 25 лет.
За два дня до этого Президент Виктор Янукович через своего представителя в Верховной Раде народного депутата фракции ПР Юрия Мирошниченко потребовал от парламента рассмотреть на этой неделе не только законопроект о пенсионной реформе, но и законопроект «О гарантиях государства исполнения решений суда».
Ко второму законопроекту мы еще вернемся. Пока же обратимся к пенсионной реформе. Поспешность, с которой парламент принял этот закон, вызывает очевидные вопросы. Пенсионная реформа — очень сложный и длительный процесс, который не решить одним только законодательным актом, и он не ограничивается только повышением пенсионного возраста. Повышение — полумера, способная в обозримой перспективе уменьшить дефицит Пенсионного фонда, но она не решает всех проблем. Начинать надо с реформирования оплаты труда, налоги с которой и служат сегодня основным источником пополнения фонда. Тем не менее, вице-премьер Сергей Тигипко рассчитывает на то, что в целом закон о пенсионной реформе будет принят до 8 июля.
Зачем такая спешка в столь деликатном вопросе? Все очень просто. Украине позарез нужен новый транш кредита Международного Валютного Фонда. Это напоминает ситуацию с упрямым больным, который откладывает визит к врачу, надеясь, что «само пройдет», а когда становится худо, соглашается на операцию, хотя вполне еще мог обойтись терапией. Президент и Правительство тянули до последнего с проведением такой непопулярной меры, как пенсионная реформа, очевидно надеясь решить проблему за счет других мер.
Напомним, что работавшая в марте в Киеве миссия МВФ так и не дала совету директоров рекомендации относительно позитивного решения по предоставлению Украине очередного транша. Для этого МВФ ждет от Украины, во-первых, утверждения пенсионной реформы, а во-вторых, решения проблемы заниженных тарифов на газ для населения.
С газом, как всегда, проблемы. «Газовая бомба», заложенная Тимошенко, имеет все шансы взорваться. Как заявил в начале июня глава правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер, цена на газ для Украины в 4 квартале 2011 года может составить порядка $500 за тысячу кубометров. По его словам, «Газпром» не планирует менять формулу цены на газ для Украины, и не будет привязываться к другим энергоносителям. «Изобретать какую-либо для кого-либо новую формулу или привязывать ее к каким-либо другим энергоносителям мы не будем», — сказал Миллер, подчеркнув, что заложенная в контракте с Украиной формула цены «является абсолютно рыночной».
Украина считает такую цену неприемлемой и пытается пересмотреть газовые соглашения. В частности, украинская сторона открыто заявила о возможности повышения ставок транзита. На заседании Комитета по вопросам экономического сотрудничества российско-украинской межгосударственной комиссии 7 июня украинский Премьер Николай Азаров заявил: «Наша страна — крупнейший покупатель и транзитер газа в третьи страны. Она своевременно рассчитывается за поставки топлива. Но действующие соглашения не отвечают реалиям сегодняшнего дня, и являются обременительными для украинской экономики».
Украинские намеки не сделали Москву более уступчивой. Скорее наоборот. Российский Премьер Владимир Путин откровенно заявил о намерении уйти от транзитивных стран. «Вот мы сейчас сделали «Северный поток» по дну Балтийского моря (меньше, чем за два года построили) — 27,5 миллиардов, будем сейчас транзитировать, — сказал он. — Никому платить не будем. На следующий год еще 27,5 миллиардов запустим — будет у нас 55 миллиардов. Потом сделаем «Южный поток» и тоже никому не будем платить. Понимаете? Мы заинтересованы в том, чтобы уйти от транзитных стран вообще. Вот в Китае сейчас договариваемся строить, но это будет прямо: Россия-Китай».
Отвечая на вопрос о том, оправданы ли планы Украины повысить цену на транзит газа, российский премьер сказал: «Транзит на Украине такой же, как и во всех других европейских странах. И когда мы подписывали соответствующее соглашение с правительством Тимошенко, нам украинские партнеры поставили условие: если будет рыночная формула цены, тогда должна быть и рыночная формула транзита, и мы с этим согласились. Она, эта формула, которая определяет цену транзита, также стала европейской, рыночной и ничем не отличается». Кроме того, Путин добавил: «Если есть транзитные страны, то есть и рыночное ценообразование за транзит, и не нужно привязывать транзит к цене на газ. Они не привязаны между собой, они сами по себе формируются на рыночных принципах. И мы из этого исходили, мы на это согласились, пошли на это. Если наши украинские партнеры считают, что нужно что-то изменить, надо садиться — еще раз повторяю — на корпоративном уровне, чтобы профессионалы сели с карандашом и с бумагой и все посчитали. Посчитать мы не против — пожалуйста».
Но пока что слова российского премьера — только слова. До реализации «Южного потока» далеко, а раз так, то на ближайшую перспективу для транзита российского газа остается только украинский маршрут.
Последующее обсуждение проводилось «профессионалами» с «карандашом в руках» — председателем правления ОАО «Газпром» Алексеем Миллером и министром энергетики и угольной промышленности Украины Юрием Бойко. По данным газеты «Коммерсант», ссылающейся на «высокопоставленный источник издания в министерстве», Бойко предложил российской стороне два варианта решения проблемы: пересмотреть соглашение и снизить цену на газ или начать транспортировать среднеазиатский газ через территорию России в Украину, в противном случае Украина поднимет стоимость транзита топлива по своей территории.
Однако ни один из предложенных вариантов российскую сторону не устроил. Таким образом, Украине весьма навязчиво намекают: вступайте в Таможенный Союз, и получите искомое — дешевый газ. Но Киев явно не рвется в таможенные объятия Москвы. И вполне обоснованно, потому что, как показывает опыт, следом за одной уступкой потребуется следующая, более крупная.
На следующий день после переговоров с российским коллегой, Николай Азаров на Венском экономическом форуме «Инновации: расширение инновационного пространства» заговорил о диверсификации поставок энергоносителей. «Украина зависит на 100 процентов от поставок российских энергоносителей, и иногда сталкиваемся с тем, что цены, которые устанавливают нам на энергоносители, не являются оптимальными, на мой взгляд, для нас. Поэтому сейчас мы прилагаем максимум усилий для организации поставок энергоносителей из других стран», — подчеркнул глава украинского правительства. Он добавил, что в текущем году будет начато строительство терминала для сжиженного газа, который сможет принимать около 10 миллиардов кубометров сжиженного газа. Также ведутся переговоры с Азербайджаном и странами Центральной Азии о поставках энергоносителей.
Однако, и в этом вопросе украинское руководство запаздывает. Опять же заметим, как всегда. «Час пик» уже приходилось писать о проекте AGRI (Azerbaijan— Georgia— Romania Interconnector), который предусматривает поставки каспийского газа в сжиженном виде через черноморское побережье Грузии в Румынию.
13 мая состоялись переговоры президентов Туркменистана и Румынии Гурбангулы Бердымухамедова и Траяна Бэсеску. Как было заявлено в совместной декларации, «стороны выразили поддержку диверсификации источников поставок энергоресурсов и маршрутов их транспортировки как главной предпосылке обеспечения энергетической безопасности на региональном и глобальном уровнях», а также отметили «важность поставок туркменского природного газа в Европу, в том числе, по приоритетным для Румынии проектам Nabucco и AGRI.
В начале мая консорциум Nabucco Gas Pipeline International GmbH в официальном заявлении сообщил о переносе начала прокладки газопровода на два года, так как соглашения удалось заключить не со всеми потенциальными поставщиками газа. Это естественно повышает значимость проекта AGRI. А раз так, то Румыния автоматически становится вполне реальным конкурентом для Украины.
Ситуация на внешних «фронтах», как видим нелегкая. Внутри ситуация тоже не из лучших. Парламент Украины 14 июня поддержал правительственные поправки в госбюджет, которыми его дефицит сокращен на 3,5 миллиарда гривень для компенсации такого же увеличения дефицита НАК «Нафтогаз Украины», связанного с отказом от ранее согласованного с МВФ графика повышения тарифов на газ для населения.
Но бюджет не резиновый, так что повышения цены на газ для населения, похоже, не избежать. А за ним, как и принято, по цепочке потянется повышение цен и на другие продукты и услуги. И без того недешевая «коммуналка» станет тяжелым бременем для населения. У нынешнего руководства страны был год для того, чтобы хотя бы начать реформу жилищно-коммунального хозяйства. Однако этот год был упущен.
Да, принятие пенсионной реформы на этой сессии парламента с высокой долей вероятности позволит совету директоров МВФ уже в августе принять позитивное решение о возобновлении финансирования Украины. Может быть, если верить Тигипко, в связи с паузой в финансировании, два транша программы stand by могут быть объединены, что позволит пополнить валютные резервы Национального Банка Украины сразу примерно на $3 млрд. Но какова будет цена?
МВФ не благотворительная организация. Его мало интересует эффективность и социальная направленность пенсионной реформы. Это забота украинских властей. Ему абсолютно неинтересно, что рост цен на коммунальные услуги сделает нищими сотни тысяч украинцев. Это опять же наши внутренние проблемы.
Несомненно, что пенсионная реформа даст новые козыри оппозиции. Политика — циничная штука. В свое время именно Тимошенко пошла на подписание Меморандума с МВФ и пресловутых «газовых соглашений» с Россией. Но теперь она так же успешно получает политическую прибыль, критикуя нынешнее руководство. А ведь кто-то же ей верит.
Тем временем мировые эксперты говорят о приближении новой волны мирового кризиса, возможно, еще более жесткой, чем предыдущая. Для лидеров нашей страны кризис, как это ни парадоксально, был спасением. На него легко можно было списать собственные просчеты. Тимошенко уже единожды продемонстрировала это. Не исключено, что такая возможность появится и у новых властей. Очень бы не хотелось.