МВФ советует России сэкономить на населении
Тогда правительства Гайдара, а затем Черномырдина полностью ориентировались на рецепты МВФ: приватизацию (в том числе естественных монополий), минимизацию или даже ликвидацию правительственных расходов, включая социальные программы.
Вот и сейчас МВФ пеняет России за то, что у нее «нет стратегии по сворачиванию мер поддержки экономики». Выходит, поддержка национальной экономики заведомо считается в МВФ делом неправильным. Кроме того, фонд рекомендует «интенсификацию откладывавшихся долгое время реформ в секторе госфинансов».
Под этими «реформами», стоит пояснить, понимается, прежде всего, «возможность значительно сократить госрасходы в сфере здравоохранения и социального обеспечения». Эксперты МВФ утверждают, что пенсионная система России без этих реформ, включая постепенное повышение пенсионного возраста, окажется нежизнеспособной.
Кстати, в унисон с экспертами МВФ рассуждает и вице-премьер российского правительства, министр финансов Алексей Кудрин. «Пенсионный возраст будет увеличен. Это даже трудно обсуждать. Когда мы это решим — через год, через два, через пять — не так важно сейчас, но это придется сделать»,— заявил он недавно в Петербурге. А в минувший вторник Кудрин вновь подтвердил, что решение об изменении пенсионного возраста надо будет принять в течение пяти лет. И потому совсем не случайно господа из МВФ отмечают, что их последователи в российском правительстве действуют, в целом, в рамках указанного фондом направления.
Как следует из отчета МВФ, российские власти планировали начать сворачивание мер поддержки экономики в текущем году и постепенно снизить «ненефтяной» дефицит бюджета до 9,5% ВВП к 2012 году с 13,75% ВВП в 2009 году. Тут необходимы некоторые пояснения. Согласно теории Кудрина (и МВФ) «нам правильнее себя в России измерять по другому показателю, по ненефтегазовому дефициту, то есть дефициту, который мы имеем без доходов от нефти и без заимствований».
То есть, предлагается нефтегазовые доходы ни в коем случае ни вкладывать в развитие российской промышленности и сельского хозяйства, строительство дорог, мостов, аэропортов и прочей инфраструктуры — всего того, что может дать России возможность осуществлять экономический рост. По мнению Кудрина, лучше было бы вообще обойтись без нефтегазовых доходов – тогда у его министерства было бы меньше проблем.
Поэтому Кудрин с ностальгией вспомнил 2000 год, когда цены на нефть были относительно низки, доходов было немного, а расходовать бюджетных средств на всевозможные нужды можно было очень скупо. Зато «ненефтяной» дефицит был всего 1,7% ВВП, с тоской вспоминает Кудрин, «и не раздували государственные расходы». А вот за последующие 10 лет, по его словам, все «втянулись в зависимость от всех наших программ».
И все же, несмотря на все старания Кудрина и рекомендации МВФ, во всю свою ширь развернуться господа–монетаристы пока еще не могут. «Тем не менее, учитывая поправки в бюджет, мы видим дополнительное незначительное увеличение расходов в 2010 году, а власти, кажется, решили пересмотреть запланированный темп консолидации на среднесрочную перспективу»,— сердито отмечают эксперты МВФ.
Но даже при нарушениях своих инструкций, эксперты МВФ вынуждены признать рост российского ВВП, который к концу года может подняться на 4,25%. Правда, они считают, что вскоре этот рост все же может прекратиться: «Однако, принимая во внимание малую вероятность дальнейшего увеличения цены на нефть в среднесрочной перспективе, взаимосвязанные между собой уверенный рост инвестиций, производительности, реальных доходов и потребления, которые являлись двигателем роста экономики России в предкризисный период, вряд ли можно будет наблюдать в ближайшем будущем».