МВФ роет себе могилу
Вот и в Международном валютном фонде (МВФ), одном из главных стратегических органов, созданных еще на Бреттон-Вудской конференции 1944 года, играющем важнейшую роль на современном этапе, начинаются изменения.
Напомним, что на тот момент, когда он создавался, экономика США составляла более 50% от мировой, а роль Китая, Индии и многих других стран была ничтожна. Соответственно, доля основных капиталистических стран в МВФ весьма велика, а США обладают блокирующим пакетом. Это вызывает сильное недовольство многих стран – настолько сильное, что Турция, например, уже дает сигналы о своем возможном выходе из этой организации. А многие другие страны настаивают на пересмотре своей роли в этой организации.
МВФ долго сопротивлялся этому давлению, но, судя по всему, ситуация сдвинулась с мертвой точки. Во всяком случае, на последнем заседании министров финансов стран «Большой двадцатки» (предваряющем саммит в Корее) достигнута договоренность о перераспределении квот в МВФ в пользу развивающихся стран и стран с развивающимся рынком. Об этом, в частности, объявил в субботу в Кенджу журналистам вице-премьер, министр финансов России Алексей Кудрин. «Сегодня был большой прогресс в реформе МВФ. Сегодня все страны пришли к общему соглашению о квотах. Перераспределяется больше 6% к более динамично развивающимся странам», – сказал он.
Министр отметил, что доля развивающихся стран в капитале МВФ увеличится на 2,8 процентных пункта и достигнет 42,29%. По его словам, страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай) увеличивают свою позицию на 3,46 процентных пункта – до 14,18%. Кудрин отметил, что доля России вырастет на 0,22 процентных пункта и составит 2,71%. «Мы на 9-м месте (по доле участия в капитале МВФ – ИФ)», – сказал он, отметив, что все страны БРИК вошли в десятку по размеру долей. В частности, Китай занял третье место после США и Японии, Индия – восьмое, а Бразилия – десятое. Кудрин добавил, что это – лишь очередной этап дальнейшей реформы МВФ. «На этом не завершаются реформы, к 1 января 2013 года нужно подготовить новую формулу квот», – отметил он. Принятые в настоящее время решения по реформе МВФ базировались на старой формуле расчета, пояснил министр.
Очередное перераспределение квот в МВФ по новой формуле планируется провести к 1 января 2014 года. «Мы считаем, что нужно продолжить эту работу. Это – позиция прежде всего развивающихся стран. Сегодня эти даты – о разработке новой формулы и пересмотре квот – зафиксировали», – подчеркнул Кудрин. По его словам, эти договоренности позволили странам все же принять решение о перераспределении квот.
Глава Минфина РФ также рассказал, что в Исполнительном комитете МВФ сохранилось 24 кресла. Вместе с тем стороны пока не договорились о создании нового Совета министров при МВФ. «По этому вопросу мы сегодня не договорились, работу продолжим», – добавил Кудрин.
Собственно, как показывают результаты, гора родила мышь. Блокирующий пакет США никто не ликвидировал, развивающиеся страны по-прежнему не могут сколько-нибудь серьезно влиять на принимаемые в МВФ решения. Разумеется, ничего другого ожидать и не следовало, хотя нужно отметить, что, как мне кажется, руководители МВФ сделали серьезную ошибку. Даже две.
Первая состоит в том, что МВФ – это не просто некоторый межстрановой банк, который занимается кредитованием стран, ведущих себя «правильно» (с точки зрения мировой финансовой элиты). МВФ «де факто» был главным транслятором тех правил игры, которые предлагала миру эта самая элита, и тем самым именно эта организация несет принципиальную ответственность и за то, что кризис не был предсказан (более того, эксперты МВФ даже уже после его начала упорно твердили, что кризиса такого масштаба быть в принципе не может), и за то, что до сих пор не найден выход из положения. Включение в руководящие органы МВФ представителей развивающихся стран не с правом совещательного (как это фактически происходило сейчас), а хотя бы ограниченно решающего голоса позволило бы размыть эту ответственность. Но это не было сделано – а значит, развивающиеся страны и конкретные компании и организации могут и будут указывать МВФ как главный источник ошибок, сделанный в предкризисный период. А если еще учесть, что главными бенефициарами действующей (пока) в мире финансовой системы являются крупные банки, базирующиеся в странах, которые как раз и контролируют действия МВФ (в первую очередь – США), то со временем может возникнуть и ответственность за эти ошибки. Более того, это произойдет почти наверняка – по мере развития кризисных процессов.
Вторая ошибка руководства МВФ состоит в том, что люди, представляющие интересы мировой финансовой элиты, сформировавшейся последние 30 лет, вольно или невольно пытаются сохранить статус-кво, т. е. заморозить действующую систему, которая обеспечивает доходы их «кураторов». А развитие событий толкает мир к изменению правил, т. е., в частности, перераспределению образующихся в экономике доходов. Причем речь идет не о действиях конкретных людей (их возможности как раз ограничены), а о естественных экономических процессах, которые естественным образом стремятся «нащупать» точку равновесия, в первую очередь между спросом и доходами домохозяйств и государств. А поскольку эта равновесная точка соответствует сильно меньшим, чем сейчас, размерам ВВП и мира, и большинства стран, то проблема изменения действующих правил игры встает все сильнее и сильнее. И если МВФ будет консервировать старую, сегодня уже заведомо нежизнеспособную схему, то и смысла в его деятельности скоро не будет: страны, заинтересованные в переменах, начнут создавать альтернативные (пусть и не такие глобальные), более дееспособные для решения конкретных вопросов организации. Иными словами, МВФ своими руками роет себе могилу: добровольный отказ от решения принципиальных проблем в нынешней ситуации никак иначе интерпретировать невозможно.
Разумеется, вторая ошибка есть следствие первой: люди, поставленные для защиты бенефициаров одной системы, совершенно не склонны добровольно соглашаться с ее отменой. Фактически они просто не поняли, что начинающийся кризис – слишком большой и сильный, чтобы можно было удержать ситуацию в мире. Но, в конце концов, это – их личные проблемы, а наша задача состоит в том, чтобы придумать, как же должна быть устроена новая модель мировой экономики. Все равно МВФ это делать категорически отказывается.