Молодые россияне ждут самого худшего
Результаты исследования Росстата свидетельствуют, что все меньше россиян с оптимизмом смотрят в будущее. Индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные ожидания населения в IV квартале 2008 года резко упал. По сравнению с III кварталом 2008 года индекс снизился на 21 процентный пункт, с IV кварталом 2007 года — на 15 процентных пунктов. Сейчас уровень индекса достиг показателей 2000 года, когда только наступала эра так называемой путинской стабильности.
Справка КМ.RU: Индекс потребительской уверенности рассчитывается с 1998 года. Росстат каждый квартал опрашивает 5 тысяч респондентов старше 16 лет и задает им 5 вопросов, относительно того, как люди оценивают произошедшие и ожидаемые изменения своего материального положения, экономики России. Граждане указывают, благоприятны ли нынешние условия для крупных приобретений. Положительные ответы на вопросы идут «в плюс», отрицательные «в минус», нейтральные ответы не учитываются. На основе этих данных рассчитывается процент, либо положительный, либо отрицательный. |
Ухудшение личного материального положения прогнозирует почти четверть опрошенного населения (против 17% в IV квартале 2007года). Доля респондентов, ожидающих улучшения своего материального положения в течение следующих 12-ти месяцев, составила 9% (12% в IV квартале 2007года). Почти 40% от числа опрошенных считают, что их материальное положение не изменится.
Вместе с верой в личный кошелек, россияне теряют надежду и на скорое восстановление экономики страны. Доля респондентов, указавших на ухудшение экономической ситуации в стране, составила более 55% от числа опрошенных (в IV квартале 2007г.— 24%). Доля респондентов, положительно оценивающих произошедшие изменения экономической ситуации, составила 14% против 31% в IV квартале 2007 года.
В целом, пессимистов среди тех, кто оценивал происшедшее в экономике России, оказалось больше на 30%, чем в конце 2007 года – это максимальное значение с начала века. За семь предыдущих лет число граждан, негативно воспринимающих ситуацию с экономикой, никогда не было выше 10%, а в лучшие годы, оплаченные нефтяными деньгами, оптимистов было на 10% больше. Ожидания на следующий год также весьма неутешительные. Негативных изменений ожидают на 19% больше опрошенных, чем позитивных.
Пугает, что больше всего «потребительскую уверенность» потеряла молодежь. Среди людей от 16 до 29 лет, наиболее экономически и социально активной части населения, негативные прогнозы встречаются на 15% чаще, чем положительные. Хотя обычно молодые люди легко смотрят на жизнь, а опасения бывают у более старшего поколения.
Пессимизм молодежи объясняется тем, что она вступила в сознательную жизнь во времена нефтяной «сказки». Начиная с 2000 года молодых зомбировали сомнительными ценностями общества потребления. Эти люди широко потребляли предлагаемые блага в виде кредитов. Теперь им придется серьезно умерить аппетиты, а опыта жить по средствам не накоплено. Кроме того, именно молодые сотрудники в первую очередь попадают под сокращения.
И, скорее всего, ситуация будет ухудшаться. В отличие от прошлых лет существенно упадет спрос на работников и на труд. На настроения населения будет влиять возможность найти работу, растущая инфляция и общее развитие экономической ситуации.
Падение уверенности в завтрашнем дне – тенденция, охватившая весь мир. Так, индекс потребительской уверенности, по данным Росстата, упал в Австрии на 15,3%, в Бельгии – на 19,6%, в Великобритании – на 26,8%, в Венгрии – на 54,3%, в Греции – на 55,3%. Относительно уверенно ощущают себя жители Дании и Финляндии, где исследуемый показатель снизился всего на 2,9% и на 2,1% соответственно.
Не исключено, что Россия может присоединиться к странам с уровнем высокой социальной нестабильности, предупреждают некоторые эксперты. «Сейчас риск волнений невелик, но мы уже стали на дорогу, которая ведет к ним. Для этого должны совпасть три фактора. Во-первых, это снижение уровня экономического развития страны, который у нас и так достаточно невелик. Во-вторых, уменьшение уровня индекса потребительских настроений до минус 50%, в России это может произойти уже в первом квартале 2009 года. И, в-третьих, падение доверия к руководству страны», – сказал директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.
Так стоит ли нам ожидать дальнейшее снижение индекса потребительской уверенности? На вопрос обозревателя КМ ответил директор Института социальной политики Высшей школы экономики Сергей Смирнов:
— Сказать однозначно сложно, нужно смотреть по разным группам. Понятно, что сейчас происходит то, о чем предупреждало большинство трезвомыслящих экономистов. Тот рост, который наблюдался при президенте Путине, не подкреплялся реальными структурными сдвигами в экономике. Такая высокая доля импорта, который ввозился в страну, никак не могла обезопасить Россию от последствий мирового кризиса.
Не случайно среди наиболее пессимистично настроенных оказались те, кому 16–29 лет. Когда начался расцвет, им было по 6–19 лет. За прошедшее время они привыкли к тому, что деньги достаются легко. А теперь они ограничены в ресурсах, нельзя больше пойти в банк и взять деньги, увеличив свой долг. В банке денег нет. И это сильно напрягает молодежь. С другой стороны, они сейчас смотрят на своих родителей, и видят, что у них тоже проблемы – угроза увольнений, сокращения зарплаты.
Упадем ли мы дальше? Это зависит от очень многих параметров. Что будет с национальной валютой, на какой стадии она прекратит падение, какова будет динамика цен на нефть… На мой взгляд, сейчас наметилась некая стабилизация. Если российская нефть Urals будет стоить $32 за баррель, то ВВП страны сократится на 3,5%, но если нефть поднимется хотя бы до $40 за баррель, то будет небольшой прирост ВВП. То есть катастрофы не случится.
Ухудшение оценок потребительской уверенности будет наблюдаться в течение ближайших двух месяцев, до наступления летнего сезона. Вместе с весной у граждан появятся новые занятия – начнется дачно-огородный сезон, летом сложности переживать проще.