Site icon ИА Русские новости

Митрополит Лавр: Святость нельзя изображать, к святости нужно стремиться

Первоиерарх Русской Православной Церкви За границей митрополит Лавр

Первоиерарх Русской Православной Церкви За границей митрополит Лавр

Памяти владыки Лавра

Интервью Первоиерарха РПЦЗ митрополита Лавра Игорю Смыкову

Предлагаемая  вниманию читателей беседа состоялась в преддверии  прошедшего в мае 2006 г. в Сан-Франциско IV Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей. В числе прочего Собором было разработано и принято послание для паствы, где, в частности, было освещено духовное значение процесса примирения РПЦЗ с Московским Патриархатом. Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр в эксклюзивном интервью Игорю Евгеньевичу Смыкову, начальнику Войсковой Православной Миссии, ответственному за общественные проекты журнала «Экономические стратегии»  раскрывает причины, по которым в первые годы советской власти произошло разделение двух частей Русской Церкви, дает оценку перспективам диалога между ними, разъясняет миссию русской церковной эмиграции.

Митрополит Лавр и Патриарх Алексий Второй почили в 2008 году, успев сделать главное дело своей жизни, подписав исторический Акт о каноническом общении, который прекратил почти вековой духовный разлад русских православных людей в Отечестве и за его пределами.

Скончался в Джорданвилле 16 марта 2008 года, в первую Неделю Великого поста в Праздник Торжества Православия.

 

Первоиерарх РПЦЗ митрополит Лавр

Ваше Высокопреосвященство, как на Ваш взгляд, можно охарактеризовать отношения между Православной Церковью и государством в современной России? Как Русская Зарубежная Церковь оценивает происходящие в России политические, экономические и социальные процессы?

В XX в. Отношения между Церковью и государством в России носили очень сложный, даже трагический характер. Пришедшие в результате переворота 1917  г. К власти большевики поставили себе целью построение безбожного общества и воспитание «нового человека», которому предстояло жить в подобном обществе. Борьба с религией была обусловлена не только их атеистическим мировоззрением, но и стремлением устранить опасного конкурента в духовной жизни страны. Ситуация начала меняться в конце 1980-х – начале 90-х гг. Прекратились гонения на Церковь и верующих, стали открываться и реставрироваться возвращенные верующим храмы и монастыри. Начала издаваться религиозная литература. Появилась возможность давать детям религиозное воспитание. Государство не препятствует этому благому процессу. Церковно-государственная конфронтация отошла в прошлое. Государство не стремится уничтожить православную Церковь или загнать ее в гетто. Это уже важно. Однако далеко не все проблемы решены, и церковно-государственные отношения в России нуждаются в дальнейшей проработке и совершенствовании. Идеал таких отношений мы находим в предисловии к Шестой новелле византийского императора Юстиниана Великого. Там, в частности, сказано: «Если священство будет во всем безупречно и причастно дерзновением к Богу, а царство (государственная власть) будет правильно и подобающим образом упорядочивать врученное ему общество, то будет некое благое согласие (симфония), дарующее человеческому роду всевозможную пользу». После долгих лет, когда церковно-государственные отношения носили исключительно негативный характер, опыт сотрудничества, совместного созидания приходит далеко не сразу, и здесь еще много надо работать.

Протекающие в России политические, экономические и социальные процессы Русская Зарубежная Церковь оценивает далеко не однозначно. Здесь много как положительных, так и отрицательных явлений. Рухнула монополия коммунистической партии с ее безбожной идеологией, прекратилась «холодная война». Россия перестала быть для мира источником коммунистической угрозы, она стремится к сотрудничеству с окружающими странами. Но, с другой стороны, ослабление государства привело к национальным конфликтам почти на всех окраинах бывшего СССР. Вспыхнула целая серия региональных войн. Многопартийность, с одной стороны, дала людям возможность свободного выбора и участия в жизни совей страны, с другой – привела к появлению множества безответственных демагогов, рвущихся к власти. Основные негативные явления в экономике – это, конечно, высокие налоги, произвол чиновников и разгул преступности.

Жизненный уровень населения и экономические показатели весьма скромны по сравнению с другими странами. По официальным, весьма заниженным данным, 30% россиян живут ниже уровня нищеты, и в то же время небольшая горстка «счастливцев» – «новых русских» – купается в роскоши. Людям трудно жить, трудно растить детей, обеспечивать престарелым родителям достойную старость. Здесь, за границей, мы видим, что многие так называемые новые эмигранты покидают Россию именно по этой причине. Оставить Отечество их побуждают поиски стабильности, достойной жизни, благополучия и социальной справедливости. Многие выезжают, чтобы помочь оставшимся на Родине родителям, родственникам, детям. Источник новой волны эмиграции – негативные явления в экономической и социальной жизни России. Главной задачей любой власти является благоденствие подданных, причем не только материальное, но и духовное. А до благоденствия в России еще очень и очень далеко.

Каковы перспективы диалога между Московским Патриархатом и Русской Православной Церковью Заграницей? Если можно, объясните нашим читателям, как и по каким  причинам произошло разделение Русской Православной Церкви?

Многие считают, что причиной разделения Русской Православной Церкви на РПЦЗ и МП послужила Гражданская война. Однако это неверно. Русский народ из-за революции оказался разделенным. Возникла русская эмиграция, но Русская Православная Церковь оставалась единой. После окончания Гражданской войны архиереи, оказавшиеся в эмиграции, поминали святейшего патриарха Тихона, а затем его местоблюстителя митрополита Петра Крутицкого. Главной причиной разделения Русской Церкви стала Декларация митрополита Сергия (Страгородского) от 1927 г. В этом печаль известном документе он признал советскую власть как подлинно законную русскую власть, пекущуюся о благе народа, «радости которой суть наши радости и горести ее – наши горести». Одновременно, согласно обещанию, данному им советской власти, митрополит Сергий потребовал от заграничного духовенства лояльности по отношению к власти большевиков. Едва ли сам митрополит Сергий рассчитывал, что кто-либо за границей подчинится его указу. Он явно сделал это, чтобы выполнить требование советской власти. Естественно, иерархи Русской Зарубежной Церкви во главе с митрополитом Антонием (Храповицким) наотрез отказались присягать на верность Советам и выступили с ярким обличением. С этого момента всякие отношения между Русской Православной Церковью За Границей и Московским Патриархатом были прекращены. Однако это не означало, что в русском зарубежье возникала какая-то особая церковная организация. Русская Зарубежная Церковь всегда мыслила себя как часть Поместной Русской Православной Церкви. Она пребывала в духовном единении с томившимся в северной ссылке митрополитом Петром Крутицким. Во всех церквах русского зарубежья возносилось его имя, а также моление о страждущей стране Российской и об избавлении ее от горького мучительства безбожной власти. Все эти годы, оставаясь верными своему Отечеству, мы не признавали законным правительство, идущее против тысячелетнего мировоззрения нашего народа. Мы ушли за границу, чтобы этой власти не подчиняться. Еще одной причиной, усугубившей разрыв между двумя частями Русской Церкви, было вхождение Московской Патриархии в 1961 г. Во Всемирный Совет Церквей и ее активное участие в экуменическом движении. Русская Православная Церковь За Границей осудила как ересь и предала анафеме учение о том, что Церковь разделилась на множество ветвей, в каждой из которых якобы пребывают частицы истины.

Волей Божией множество русских людей оказались за рубежом. Какова вчера и сегодня миссия русской эмиграции?

И вчера, и сегодня, и впредь основная миссия русской церковной эмиграции – хранить в условиях рассеяния неповрежденное, чистое Православие и заветы Святой Руси. Главной целью Русской Православной Церкви За Границей является спасение душ ее паствы. Однако время, безусловно, накладывает свой отпечаток на нашу деятельность. В прежние годы цель нашего существования во многом определялась необходимостью сохранения в эмиграции свободной национальной России и противостоянием безбожному коммунизму, поработившему нашу Родину. С падением богоборческого режима противостояние ему утратило актуальность. Сейчас за границей оказывается множество вчерашних советских людей, выросших и воспитанных в условиях государственного атеизма. Приезжая за границу, они часто приходят в Церковь, видя в ней единственную связь с Родиной , место, где можно встретить соотечественников, найти утешение в тяжелую минуту. Но религиозно эти люди абсолютно неграмотны. Часто не знают самых простых вещей. Этим сплошь и рядом пользуются различные сектанты, затягивающие русских людей, оторванных от Родины и близких, в свои сети. Если прежняя эмиграция была в большинстве своем церковной, то новую эмиграцию нужно воцерковлять, причем как взрослых, так и детей, и на этом поприще у нашей Церкви За Границей очень много работы. Именно Зарубежная Церковь дает эмигрантам  духовную силу, объединяет, предохраняет от полного исчезновения и потери Православной веры, а вместе с ней и русской культуры, созданной Православием. Однако не только русские люди составляют нашу паству. По Промыслу Божию, будучи рассеянной по многим странам, наша Церковь распространяет Православие в народах, среди которых находится. Работа с новообращенными составляет еще один важный аспект деятельности Русской Православной Церкви. Среди нашей паствы, духовенства, семинаристов Свято-Троицкой семинарии есть представители самых разных национальностей, пришедшие в Православие из различных ересей и сект. Господь судил нашей Церкви нести свидетельство о святом Православии народам, его не знавшим, и эта миссия очень важна и ответственна.

На протяжении десятилетий Русская Зарубежная Церковь отказывалась от контактов с московскими православными иерархами, после того как в 1927 г. Митрополит Сергий издал упомянутую Вами декларацию о лояльности Церкви к советской власти. Какие сегодня существуют препятствия для воссоединения двух частей Русской Церкви? Какова основная миссия РПЦЗ в России в настоящее время?

До недавнего времени существовал ряд препятствий для примирения Русской Зарубежной Церкви и Московской Патриархии. О некоторых из них уже было сказано выше. Вопросы, которые нас разделяют, обсуждались на уровне церковных комиссий. Архиерейский Синод принял документы по этим вопросам, и они были переданы на рассмотрение предстоящему Архиерейскому Собору.

Основная задача РПЦЗ в России в настоящее время – знакомить русских православных людей с наследием русского зарубежья. После революции в эмиграции оказались видные богословы, иерархи, цвет русской культуры. Выдающимся богословом был первый предстоятель Русской Зарубежной Церкви приснопамятный митрополит Антоний (Храповицкий). Ряд трудов и проповедей оставили после себя его преемники, митрополиты Анастасий и Филарет. Яркими представителями православного богословия были архиепископ Никон (Рклицкий), протопресвитер Михаил Помазанский, епископ Митрофан (Зноско-Боровский), епископ Григорий (Граббе), архиепископ Аверкий (Таушев), архимандрит Константин (Зайцев), историк Н.Д. Тальберг, профессор Андреевский и многие другие. Достаточно сказать, что самый известный в России учебник «Закона Божия» составлен протоиереем Серафимом Слободским, который был священником в русской церкви в Наяке близ Нью-Йорка. Близки к Русской Православной Церкви были также такие известные писатели и мыслители, как И.А. Ильин и И.С. Шмелев. Все эти годы в зарубежье была жива богословская, литературная, философская мысль.

Однако не только ознакомление россиян с прошлым эмиграции является задачей нашей Церкви в России. Русская Зарубежная Церковь всегда стремилась поддерживать в Русской Церкви и в русском обществе те силы, которые стоят на позициях неповрежденного святоотеческого Православия и русского патриотизма. Мы хотим видеть русскую Церковь сохраняющей всю чистоту и полноту православной веры, а русское государство – процветающим и сильным, как это было при благоверных царях.

Владыко, известны пророчества Серафима Саровского, Феофана Полтавского, других русских святых о восстановлении православной монархии в России. Возможно ли, на Ваш взгляд, возрождение русской православной монархии? Является ли православная монархия политическим строем, наиболее предпочтительным для Церкви?

Возможно ли  возрождение православной монархии в России? Богу поспешествующу все возможно. Возрождение русской православной монархии может состояться лишь в том случае, если русский народ осознает необходимость и спасительность для себя именно этой формы правления. Возвращение к монархии должно быть свободным актом волеизъявления самого русского народа. Для этого ему нужно глубоко воцерковиться и покаяться в грехе цареубийства и отступничества от Помазанника Божия, совершенного им в кровавые годы революции. Думается, что канонизация Царской Семьи есть первый шаг на пути к этому всенародному покаянию. Если русский народ вернется своей традиционной вере, традиционному укладу, то, конечно, возродиться и традиционная для России форма правления. Это долгий и нелегкий процесс, и ожидать здесь каких-то результатов в ближайшем будущем не стоит. На наш взгляд, сегодня русский народ не готов к реставрации православной монархии. Но при условии возвращения русских людей к Православию это может произойти в будущем. Митрополит Антоний, первый первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей, писал: «Высшая общественная сила есть сила внутреннего возрождения». Церковь должна делать свое дело – дело внутреннего возрождения, духовного окормления людей, и в первую очередь православно-церковного воспитания молодежи, и терпеливо и молитвенно ждать, пока православное духовное влияние настолько оздоровит общество, что в России естественно, без насилия, восстановится православная монархия.

Наша Зарубежная Церковь на протяжении десятилетий существовала в странах с различным политическим строем (кроме коммунистических): парламентская республика, президентская республика, конституционная монархия и даже, как, например, в Латинской Америке, военная диктатура. При оценке того или иного политического строя Церковь в первую очередь должна смотреть, насколько он помогает ей в спасении душ ее паствы.

Безусловно, из всех политических режимов наиболее благоприятный для осуществления Церковью своей спасительной миссии – православная монархия. Царь, как помазанник Божий, является защитником и покровителем Церкви, как бы ее первым мирянином. Царь печется о том, чтобы Церковь мирно и безопасно осуществляла свое служение, – монарх должен заботиться не только о материальном, но и духовном благоденствии своих подданных. В истории мы видим ту выдающуюся роль, которую сыграли православные самодержцы в судьбах Церкви. Именно они созывали Вселенские соборы, заботились о проведении в жизнь их решений, пеклись об ограждении Церкви и верующих от нашествий иноверных и иноплеменных завоевателей, созидали храмы Божии, вводили под влиянием Церкви христианские начала в жизнь государства и общества. Соработничество, содружество, симфония православной монархии и Православной Церкви часто приносило прекрасные плоды. Вспомним, что нашу Россию именно при православных царях и великих князьях стали называть Святой Русью. История Русской Православной Церкви началась, можно сказать, одновременно с православной монархией. Князь Владимир, крестившись, ввел христианство на Руси. Царь отвечает перед Богом за свой народ и, сознавая такую тяжкую ответственность, он стремится в своем правлении опереться на помощь Православной Церкви, создать для нее наиболее благоприятные условия. Конечно, в истории мы видим различные отклонения от этого идеала, но все русские самодержцы стремились к нему, и никто из них не выступал в качестве богоборца или гонителя Православной веры. Многие из русских монархов являлись верными чадами Православной Церкви, и она, помня их заслуги, возглашает им в чине Торжества Православия «вечную память». Но самое главное – православная монархия есть единственное государственное устройство, в рамках которого православный монарх может удержать наступление Тайны Беззакония и остановить победу мирового зла.

Что произвело на Вас наибольшее впечатление во время официального визита в Россию?

Я бывал в России несколько раз, но неофициально, частным образом. Первый раз – в 1994 г. Тогда мне удалось посетить Центральную часть России, Москву и ближайшие города с их святынями, а также Северо-Запад России – Новгород, Псков, и Санкт-Петербург. После я еще не раз бывал в России, в частности на Севере – в Санкт-Петербурге, на Валааме, в Соловецком монастыре и на острове Анзер.

Во время моего последнего визита в Москву я был поражен благолепием Храма Христа Спасителя, в котором уже шли богослужения. Но особенно мне запомнилось посещение Екатеринбурга, мест, где были заточены и убиты Царственные узники: Государь Император Николай II, вся его семья и их слуги. На месте Ипатьевского дома построен величественный Храм на Крови в память Всех Святых, в земле Российской просиявших, и Царственной семьи. Это Русская Голгофа. Можно сказать, что вся земля здесь пропитана кровью Царственных Мучеников. Мы были там в мае, вовремя праздника СВ. Николая чудотворца. Несмотря на то что это было среди недели, собор был переполнен молящимися. В этих местах – семь храмов. На литургии мы были в Никольском храме, а после посетили Алапаевск и помолились там, где преподобномученицы Великая Княгиня Елизавета и инокиня Варвара и бывшие с ними узники приняли мученическую кончину. Все мы были благодарны Господу за Его великую милость: мы смогли посетить эти святые места и помолиться! Также нас порадовало то, что на сих местах воздвигнуты прекрасные храмы и там постоянно идут богослужения. Со всех концов России и  даже из-за границы сюда круглый год приезжают богомольцы.

Побывали мы и в Дивеево, у мощей преподобного Серафима Саровского. Там мы с молитвой прошли по канавке, переночевали в Дивеево и на следующий день были в соборе на литургии. Приятно было видеть, как монастырь возродился, его украсили обновленные храмы и новые постройки. Впервые я был там в 1994 г., когда монастырь был передан Церкви. В то время в монастыре жило только 107 насельниц, которые восстанавливали его из руин. Теперь в обители около 600 насельниц.

Владыко, о каждом народе, каждой стране существует Промысл Божий. Каково историческое задание России и русского народа? Возможно ли восстановление Третьего Рима?

Идея Третьего Рима долгие годы жила в народном сознании: «два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быть» …Можно сказать, что при Благочестивейшем Государе-Мученике Николае II стояла Россия как Третий Рим – духовная наследница и единственная охранительница православных царств. И еще живы были русские люди, которые – от царского дворца до последней хижины – исповедовали православное, национально-русское, верноподданническое мировоззрение. Оно являлось связующей силой, которая делала русский народ государственно сплоченным и православным, а Россию – Третьим Римом. Но трагедия России была в том, что издавна, еще с VIII в., в русском народе появились иные, чуждые тенденции, усвоенные людьми, чуждыми духу подлинного Православия, и подхваченные богоборцами и революционерами. Эти чуждые Православной Руси темные силы соблазнили и развратили народ и открыли путь страшной эпохе безбожия и коммунизма.

Восстанет ли вновь Россия как Третий Рим? За этим вопросом неизбежно следует другой – вопрос о «симфонии властей»: власти государственной и духовной власти Православной Церкви. Но когда мы говорим о духовной власти Церкви, необходимо понять, что именно олицетворяет собой Церковь. Зарубежный богослов, протопресвитер Михаил Помазанский, говаривал: «Если люди крестятся, кланяются, целуют иконы, ставят свечи, берут благословение у священника, пьют святую воду, это еще не значит, что эти люди христиане. Ведь и язычники, поклоняясь идолам, совершают ритуальные действия. Подлинный христианин тот, кто сделал Закон Евангельский главным законом своей жизни, кто стяжал благодать Святого Духа. В противном случае это не христиане». Так что Церковь правильнее назвать обществом святых. Действительно, и Господь в Евангелии, и апостолы в Посланиях называют христиан святыми: «Будьте святы, как и Я свят». Можно сказать, «симфония властей» – это симфония святости, и власти, склоняющейся перед святостью, и охраняющей ее святой Церкви, и Царя, охраняющего ее, преклоняющего Христу царскую багряницу.

Именно так и было в новокрещенной Руси. Просветитель и преобразователь Руси святой равноапостольный князь Владимир смог превратить свое государство из языческого в христианское, потому что сам преклонился пред святостью, сумел в корне изменить свою собственную душу и жизнь, «первый по доброй воле подчинил Христу царскую багряницу», из грубого язычника сделался истинным христианином, соединил «благоверие с властию». Святая Церковь называет святого равноапостольного князя Владимира «верховным князей русских», так как он был не только родоначальником всех русских князей – правителей государства Российского, – но и первым святым князем в целом сонме святых русских князей. Ни один народ не имел столько святых правителей. Можно сказать, что в Древней Руси почти все, кто проявил себя в церковной, политической, культурной жизни страны, кто оставил след в ее истории, были святы.

«Благоверие с властию» соединил и сын святого равноапостольного князя Владимира Ярослав Мудрый, и великий князь Владимир Мономах, его достойный правнук. Недаром народная память любовно соединила двух Владимиров – равноапостольного и Мономаха – в один былинный образ «Владимира – Красное Солнышко». Не случайно и старец Елеазарова монастыря Филофей, впервые изложивший теорию Третьего Рима, указывал, что идея «Москва – Третий Рим» может осуществиться только при условии, что правитель земли Русской будет «браздодержатель святых Божиих церквей…святой православной христианской веры содержатель», что он не преступит заповеди, которую положили его прадеды, блаженный святой Владимир и великий богоизбранный Ярослав.

Многие святые угодники, например Иосиф Волоцкий, предупреждал, что ежели царь, поддавшись страстям, превысит свою власть, то «таковый царь – не Божий служитель, но диавол, и не царь, но мучитель…». А Патриарх Никон, защищая Церковь от мирской власти, прямо утверждал: «Яко идеже Церковь под мирскую власть снидет, не есть Церковь, но дом человеческий и вертеп разбойников».

Каково же могло быть отношение Церкви, хранящей святость, к сатанинской богоборческой власти? В 1920-х годах прошлого все честные, верные Церкви архиереи и пастыри были единомысленны в осознании своего пастырского долга и служения как сохранения души народной, разлагаемой внедрением материализма и теории классовой борьбы, ненависти и мести, видели свой долг не в активном сопротивлении советской власти, но в пассивном мученичестве.

Курс митрополита Сергия, обозначаемый им в вышеупомянутой декларации 1927 г. о лояльности по отношению к советской власти и признании Советского Союза «гражданской родиной», провозглашал необходимость лжи для спасения земной Церкви в период ее испытаний. Общее отношение духовенства и мирян к этой декларации было таково: одно из двух – или Церковь есть Царство Истины, или же она, как и весь лежащий во зле мир, живет во лжи. Немало в то время нашлось и тех, кто предпочел умереть в истине, чем жить во лжи и раствориться в окружающем лукавстве мира сего.

В заключение хотелось бы сказать вот о чем. Всем нам следует помнить, что святость нельзя изображать, к святости нужно стремиться: постоянно идти за Христом по Крестному пути в самоотверженном служении Богу и людям. Изображение же святости приведет только к «лицемерству», по выражению святителя Игнатия (Брянчанинова), к лукавству. Очень важно хранить завет преподобного Серафима, данный им дивеевским сестрам: «Берегите совесть. Совесть наинужнейшая». Иначе в России может возникнуть очень опасная ситуация, также предсказанная российскими старцами: внешнее подражание святорусской «симфонии» властей чревато иллюзией, что почти уже достигли «симфонии», согласия и взаимопонимания. И даже взаимозаменяемости, так что если бы вдруг в силу каких-то обстоятельств поменяли местами церковное и государственное начальство, то никто и не заметил бы подмены, так как внутренне и внешне духовенство все более будет сливаться с гражданскими властями. Такой путь – опасный и гибельный. Истинный путь – евангельский, а значит – узкий путь совести, искренности и честности.

 

 Опубликовано в № 4  за 2006 г.  журнала «Экономические стратегии».

Exit mobile version