Site icon ИА Русские новости

Мировой экономике осталось полгода спокойной жизни

Мировой экономике осталось полгода спокойной жизни


Михаил Хазин


Последние несколько дней в США и в мире падают спекулятивные рынки. Такая реакция фондового рынка вместе со снижением цен на природные ресурсы, по мнению аналитиков, последовала за признанием спада экономики Европы и противоречием между сторонами по вопросу обмена долга Греции. При этом в США снизились акции практически всех секторов рынка, а лидерами стали строительство и производство строительных материалов (-3,148%), автомобилестроение (-3,582%) и банковский сектор (-2,916%). Голубые фишки, за исключением Intel (0,264%), также снизились. Лидеры снижения – Citigroup Inc (-4,545%), American Intl Group Inc (-4,536%), Alcoa Inc (-3,854%). Широкий индекс S&P 500 только за вчерашний день снизился на 1,537%, индекс Доу-Джонса – на 1,571%, NASDAQ – на 1,361%.


 При этом экономика Евросоюза на самом деле снизилась совершенно некритично – на уровне -0,3% в квартальном и +0,7% в годовом исчислении. Объем экспорта сократился до 0,4% в IV квартале по отношению к III, что, впрочем, наблюдается впервые с 2009 года. Кроме того, был несколько пересмотрен рост ВВП еврозоны за 2011 год – с 1,5 до 1,4%, но это – все-таки рост.


 Можно еще добавить существенное (особенно за последние три месяца) расширение денежной базы (баланса ЕЦБ), до $3,02 трлн, но и это, в общем, не очень большая новость. И, естественно, возникает вопрос: а что, собственно, случилось? Особенно на фоне официальных данных по США, которые выглядят не просто оптимистично, а очень оптимистично; достаточно посмотреть картину, которую нарисовала на прошлой неделе ФРС в своей «Бежевой книге».


 Собственно, изучение этой самой «книги» (т. е. отчета региональных резервных банков по экономике в своих регионах) как раз и дает возможный ответ на заданный мной вопрос. Достаточно просто привести основные тезисы этого документа, взятые с сайта k2kapital.ru:


 – Экономика росла темпами «от скромных до умеренных»;


 – Производственная активность по США росла умеренными темпами;


 – Потребительские расходы были в основном позитивными;


 – Перспективы продаж в ближайшем будущем – преимущественно оптимистичные;


 – Ситуация с жилой недвижимостью «несколько» улучшилась в большинстве регионов;


 – Найм «немного» вырос в ряде регионов;


 – Ситуация на рынке коммерческой недвижимости также позитивна в некоторых регионах;


 – Условия банковской деятельности в целом улучшились;


 – Давление со стороны зарплат в целом сдержанное, цены стабильны.


 Я не буду комментировать эти тезисы по отдельности, частично это было сделано в ряде предыдущих текстов, но можно обратить внимание на их, если так можно выразиться, демонстративную оптимистичность, которая говорит только об одном: ФРС включилась в предвыборную кампанию, причем на стороне действующей администрации. Опять-таки, я много раз писал, почему такой вариант намного более вероятен, чем нейтральное или, тем более, агрессивно-отрицательное поведение, поэтому повторяться не буду (да это и не важно: факт, в общем, налицо). Но вот какие из него следуют выводы и как они связаны со спадом последних дней?


 Я вижу ситуацию так. Люди, даже и играющие на бирже, в общем, обычно не имеют более или менее внятного представления о том, как устроена экономика. Я это хорошо знаю по себе: даже уже работая в министерстве экономики и профессионально занимаясь экономикой, я далеко не сразу смог себе представить более или менее полную картину ситуации, и то только серьезно выйдя за формальные границы своих должностных обязанностей. Что же говорить о людях нормальных, тем более западных, не «испорченных» советским образованием с его тягой к обобщениям и получениям новых знаний, а также верой в рекламу, особенно исходящую из официальных учреждений…


 Это значит, что, столкнувшись с массированной пропагандой существенных улучшений в экономике, эти люди (т. е. практически все, кто владеет какими-то, пусть относительными, капиталами) начинают оптимистично смотреть в будущее – со всеми вытекающими из этого последствиями для рынков. Эти последствия и случились: рынки последнее время довольно прилично росли. И некоторому негативу, который постоянно появлялся где-то на периферии зрения, в общем, особого внимания никто не придавал.


 Но вот данные по ВВП еврозоны оказались на виду. И потому, что к Европе прикованы взгляды всего мира, ибо именно она должна явить миру новые принципы работы с государствами-должниками, и потому, что она очень активно печатала в последнее время деньги, и потому, в конце концов, что там – выборы в основных странах. И довольно ясно выраженный негатив оказался настолько не в соответствии с казенным американским оптимизмом, что рынки застыли в недоумении и, на всякий случай, решили немножко припасть.
 Я думаю, что никакого особо долгосрочного эффекта из всего этого не получится: очередная волна официального позитива накроет общество, и рынки снова пойдут вверх. Если вдруг выяснится, что к концу весны денег для поддержания рынков больше нет, а до выборов еще останется достаточно много времени, то, как нам уже открыто говорили и отдельные руководители ФРС, и некоторые «особо приближенные» к ней банки, к концу II квартала возможна эмиссия и со стороны ФРС. И, до выборов, во всяком случае (т. е. до начала ноября), на рынках все будет хорошо.


 Есть только одна ситуация, при которой может произойти что-то серьезное, – если пойдут резко негативные данные по экономике. Но это возможно только в случае резкого падения частного спроса, а такого, скорее всего, не будет. Не зря Обама в очередной раз увеличил лимиты госдолга: деньги на социальные выплаты найдутся, а именно они сегодня поддерживают, в общем, падающий спрос.


 Таким образом, никаких критических событий до осени не будет, если только не произойдут какие-то катаклизмы за пределами США. В потенциале, во всяком случае, таковых просматривается пока два. Первый – война в Иране, и по этой причине, я подозреваю, Обама пока пошел на попятный. Второй – какой-либо обвал в Европе: в Греции ли, на выборах во Франции или еще где-то. Второе от США зависит меньше, но подозреваю, что не зря ЕЦБ печатал столько денег: они нужны как раз для того, чтобы закрывать краткосрочные «дыры» в экономике. Долгосрочные они, ясное дело, закрыть не смогут, скорее создадут новые проблемы, но до конца года, скорее всего, ресурсов хватит.


 Итак, ситуация видится мне следующим образом: до конца года все будет более или менее спокойно (ну разве что уже в ноябре-декабре будет некоторый рост инфляции), а вот потом может начаться очередная волна падения частного спроса, контролировать которую можно будет только очень массированной эмиссией – со всеми вытекающими. Но в ближайшие полгода, скорее всего, все будет спокойно.

Exit mobile version