Минобороны РФ: “Инициативы США по ПРО аморфны и неконкретны”
Инициативы США, направленные на снятие озабоченностей России в связи с планами размещения элементов американской системы ПРО в Чехии и Польше, аморфны и неконкретны, заявил начальник международно-договорного управления Минобороны РФ генерал-лейтенант Евгений Бужинский.
“Они (инициативы) сформулированы таким образом, что позволяют американцам в любой момент в одностороннем порядке от них отказаться. Кроме того, эти предложения обставлены рядом заведомо неприемлемых для нас условий”, – сказал Бужинский в интервью “Российской газете”.
В пример генерал привел утверждение США о том, что неприятие Россией американских планов ПРО вызвано слабой информированностью об этих программах Пентагона. “США предлагают устранить этот изъян с помощью специальных брифингов. Но при этом обмен военной информацией хотят сделать взаимным. То есть мы тоже должны делиться своими планами в области ПРО, словно это Россия предпринимает шаги, угрожающие Америке, а не наоборот”, – говорит Бужинский.
По его словам, остается нерешенным и вопрос об адекватности ответных действий РФ. “Например, в предложенном американцами документе ни слова не сказано о том, какие шаги вправе предпринять Россия, если США решат развернуть в Европе еще один позиционный район ПРО, увеличить количество противоракет или оснастить их множественными ступенями перехвата? Наивно полагать, что в ответ на такое уведомление мы из соображений благодарности откажемся от ответных шагов”, – сказал генерал.
Другой пример транспарентности по-американски – выдвинутые США условия доступа российских инспекторов на объекты ПРО в Польше и Чехии. “Вашингтон советует нам решать этот вопрос с… поляками и чехами, а заодно добивается для них возможности посещать аналогичные российские объекты. Такое, с позволения сказать, “дополнение” превращает разумную инициативу в бесполезную акцию”, – считает генерал.
“Наконец, для ограничения возможностей ПРО по перехвату российских межконтинентальных баллистических ракет американцы вроде бы соглашаются не загружать свои противоракеты в шахты и складировать их на базе в Польше, либо предлагают установить на оружие некие “предохранители”, затрудняющие его мгновенный старт. Однако и в этом предложении хватает “подводных камней”. На загрузку противоракет в шахту потребуется не более суток. Этого времени достаточно для приведения системы в боевую готовность даже при наличии каких-то “предохранителей”. К тому же Вашингтон заранее ограничивает свои уступки временными рамками. В американском варианте договоренность перестает действовать, как только ракетная угроза, по их оценке, становится реальностью. То есть объявить время “Ч” американцы могут в любой момент”, – заявил генерал.
Тем не менее, Россия не отказывается от диалога. РФ предложила создать такую систему реагирования на возможные ракетные угрозы, в которой Россия, США и Европа участвовали бы в качестве равноправных партнеров. “Мы отстаиваем необходимость международного мониторинга за проведением испытаний ракет. Первым шагом на этом пути могла бы стать региональная система контроля за пусками ракет с Ближнего и Среднего Востока. Для информационного обеспечения такой задачи Россия предложила использовать данные своих РЛС в Габале и Армавире. Информацию оттуда могла бы обрабатывать и анализировать в специальных центрах международная группа экспертов. Эти специалисты в конечном счете способствовали бы формированию согласованного мнения о наличии ракетной угрозы”, – напомнил представитель Минобороны.
По его словам, это предложение остается в силе.
“Мы исходим из того, что лучшая мера доверия – это отказ США от развертывания объектов ПРО в Европе. Или как альтернатива – приостановка практических шагов по их развертыванию до тех пор, пока не будет найден консенсус между всеми заинтересованными государствами. Наличие такого консенсуса послужило бы хорошим примером для решения противоракетных проблем в других регионах мира”, – говорит генерал.