Самыми обделенными из сохранивших свои посты в правительстве Владимира Путина министров можно считать Эльвиру Набиуллину и Виктора Христенко, глав наиболее часто перестраиваемых министерств. МЭРТ отдала Минпромэнерго торговлю, но вряд ли это приобретение восполнит тому потерю энергетического блока.
С приходом Владимира Путина в финансово-экономическом блоке правительства произошли масштабные преобразования. Только часть из них была ожидаемой. Наиболее проигравшими от перестановок можно считать двоих – бывшую главу Министерства экономического развития и торговли Эльвиру Набиуллину и министра промышленности и энергетики Виктора Христенко.
Разделение Минэкономразвития предвидели многие. Слухи о его судьбе ходили разные, вплоть до полного его исчезновения. Министерство устояло, но потеряло одно из важнейших направлений – торговлю. Правда, взамен ему переданы полномочия, связанные с земельными отношениями и недвижимостью: в его ведении теперь находятся Росрегистрация, Федеральное агентство по геодезии и картографии, Росимущество, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, а также Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами, Федеральное агентство по государственным резервам и Росстат. Тем не менее, эксперты отмечают, что
процесс ослабления некогда мощного «министерства реформ», начатый еще в 2003 году, продолжается. «За МЭРТ остаются штабные функции – макроэкономическое прогнозирование, разработка концепции долгосрочного развития»,
– констатирует руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич.
Торговля теперь отойдет в ведение Христенко. Видимо, это должно отчасти компенсировать потерю его ведомством энергетического блока. Решение создать отдельное министерство энергетики, главой которого стал Сергей Шматко, давно назрело – эта отрасль играет все большую роль не только в экономике, но и в политике.
Объединение торговли с промышленностью представляется экспертам неоднозначным шагом. С одной стороны, как отмечает Гурвич, такой союз имеет место во многих странах мира. Однако директор департамента стратегического развития компании ФБК Игорь Николаев считает, что в наших условиях объединение торговли с экономическим развитием было более уместно. «Торговля в России больше, чем торговля, – объясняет он. – На нее приходится порядка 18% ВВП, что в полтора раза больше, чем в развитых странах».
Эксперты обращают внимание на то, что под нож в который раз попадают одни и те же экономические блоки. До энергетики промышленность была объединена с наукой и технологиями. А торговля до 2000 года была выделена в отдельное министерство. «Эта очередная реинкарнация произошла из-за внутренних интересов передела сфер влияния», – полагает главный экономист «Тройки Диалог» Евгений Гавриленков. «Объединение промышленности и торговли вытекает не из логики экономической реальности, а из традиционной любви к структурным реорганизациям», – соглашается Николаев.
У таких перестановок есть только одно гарантированное следствие – жизнедеятельность в преобразуемых министерствах вновь замрет минимум на полгода,
чиновники ввиду смены начальства будут сидеть на чемоданах в ожидании понижения, повышения или отставки.
Иерархия вице-премьеров, которая призвана упорядочить работу правительства, также пока обещает только неразбериху. С одной стороны, министр финансов Алексей Кудрин, сохранивший свое вице-президентское кресло, будет фактически стоять над Минэкономразвития. Ему как вице-премьеру теперь поручена не только разработка основных направлений социально-экономического развития, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, госдолг, финансовое планирование, госбюджет, но и государственная инвестиционная политика, регулирование финансовых рынков. Вроде бы это должно давать ответ на вопрос, кто будет принимать все решения, касающиеся экономики. Однако
новое лицо в правительстве – первый вице-премьер Игорь Шувалов – нарушает гегемонию Минфина.
Он получил в обязанности выработку государственной политики в сфере внешнеэкономической деятельности и внешней торговли, госполитики в сфере техрегулирования. Ему также поручены переговоры о вступлении России в ВТО, он займется господдержкой малого предпринимательства, управлением госсобственностью, госполитикой в области единства экономического пространства и свободы экономической деятельности, антимонопольной политикой и развитием конкуренции. Шувалов также будет отвечать за тарифную политику и выработку политики в сфере социально-экономического развития субъектов.
Под двойным контролем оказалось и сельское хозяйство. Еще один первый вице-премьер Виктор Зубков будет курировать национальный проект развития АПК – единственный чисто экономический из четырех нацпроектов. В очередной раз свой пост сохранил глава Минсельхоза Алексей Гордеев. Тот факт, что первый вице-премьер курирует сельское хозяйство, тогда как остальные три нацпроекта находятся в ведении «простого» вице-премьера Александра Жукова, обозначает приоритетность этого направления, отмечает Николаев. Однако он опасается, что между контролирующими отрасль может возникнуть пересечение интересов, что не пойдет ей на пользу.