Минфин резко ухудшил прогнозы восстановления госфинансов и оживления экономики
Прогнозам полного восстановления экономики в 2012 году, очевидно, не суждено стать реальностью. Такими же нереальными признаны ожидания руководства Центрального банка РФ по приросту кредитования в 2010 году на 20%. Вчера глава Минфина Алексей Кудрин почти в четыре раза ухудшил прогноз по оживлению кредитования в стране, отметив, что даже в оптимистичном варианте прирост кредитов составит в этом году 5–10%. Он впервые признал, что большие затраты на социальную поддержку населения отодвигают сроки восстановления экономики как минимум на один-два года.
Эксперты с удовлетворением отмечают признание правительством собственным ошибок, но предполагают, что выход из кризиса для России затянется на куда больший период, чем рассчитывали ранее. «Мы, защищая население, уменьшили некоторые стимулы и факторы роста экономики на ближайшие год-два, поэтому после такой бурной поддержки остается задача увольнения избыточной численности, повышения производительности труда, снижения издержек – это объективные факторы экономического роста на ближайшее время», – отметил Кудрин на XI Международной конференции ГУ-ВШЭ. По его словам, антикризисная политика властей в большой степени была направлена на защиту населения. И Россия является одной из немногих стран, обеспечивших сохранение реального уровня его доходов. «Это хорошо, но это законсервировало проблемы предприятий, – отметил Кудрин. – Прежде всего сохранена часть рабочей силы, которая неэффективна и не востребована, сохранен уровень зарплаты в экономике, что в условиях кризиса существенно уменьшает прибыль и будущие инвестиции». По его словам, до кризиса совокупный размер заработной платы в стране составлял около 25% ВВП и сегодня не изменился, в то время как после кризиса 1998 года уровень зарплаты существенно упал. Тогда это дало большие возможности для предприятий – стоимость рабочей силы снизилась, что стало особым фактором быстрого роста и посткризисного восстановления.
На этот раз ситуация в корне изменилась: рабочая сила стоит дорого, отечественная экономика уже не будет подпитываться высокими ценами на сырьевые товары, не будет и серьезного прироста притока капитала. Кудрин с сожалением признал, что 90-е годы ХХ века Россия, как и многие другие страны, может считать «потерянными с точки зрения объема и роста экономики». «К сожалению, и 2000-е оказались не теми годами, когда бы мы создали принципиально новый базис для новой будущей экономики», – уточнил он. Коррекции подвергся и такой важный показатель, как кредитование. «Я думаю, что в этом году оно вырастет от 5 до 10%, но это оптимистический прогноз», – заявил Кудрин. Между тем еще в начале февраля глава Центробанка Сергей Игнатьев на встрече с банкирами уверенно заявлял, что по итогам 2010 года рост кредитного портфеля российских банков может составить 15–20%. «Сегодня происходит постепенное размыкание порочного замкнутого круга, когда банки не кредитуют реальный сектор, потому что у него плохое финансовое положение, а предприятия не берут кредиты из-за высоких кредитных ставок и жестких требований по залогу, – отмечал Игнатьев. – Думаю, что эта ситуация уже в прошлом».
Как выясняется, это не совсем так. Кроме того, Россию ждет как минимум десятилетие без роста реальных расходов федерального бюджета. «В какой-то момент нам придется даже снизить их в реальном выражении, – отметил Кудрин. – К 2015 году, по моей оценке, до 20% (от нынешнего уровня. – «НГ»). А к 2020 году мы вернемся к уровню реальных расходов этого, 2010 года». По мнению вице-премьера, «это серьезный вызов». «Это означает, что нам не удастся так же раздавать деньги или надеяться на то, что мы достигнем каких-то результатов в силу экстенсивных возможностей, – признал он. – Это сложно будет и политически». Тем более что при подготовке бюджета на ближайшие три года многие министерства, в частности промышленный блок, как отметил Кудрин, предлагают программы субсидирования экономики, по объему превышающие докризисные, считая возможным поднять целые отрасли за счет госбюджета. «Думаю, что и у нас в правительстве нужно поменять психологию и понимать, что в первую очередь нам придется опираться на рыночные институты, конкуренцию, возможности финансового сектора страны», – подчеркнул он.
По мнению директора департамента стратегического анализа компании ФБК Игоря Николаева, Кудрин просто признал очевидное. «ЦБ на днях сообщил, что за период с 1 марта 2009 по 1 марта нынешнего года объем кредитования корпоративного сектора упал на 6,8%, а по физическим лицам показатели еще более низкие, – пояснил аналитик. – И когда вместо оживления получается провал, приходится корректировать свои прогнозы. Хорошо еще, что 5–10% оставили». Как пояснил «НГ» председатель президиума Ассоциации молодых предпринимателей России (АМПР) Андрей Спиридонов, процесс реанимации экономики проходит не так активно, как всем хотелось бы. «Занимаясь обновлением базы членов АМПР, мы столкнулись с ситуацией наглядно – те предприниматели, которым удалось удержаться на плаву в прошедшем году, не готовы в настоящее время брать кредиты и развиваться, – отметил он. – Большинство выжидает большей стабилизации». Что же касается остальных заявлений, то, как отмечает Николаев, у него они вызывают противоречивые чувства. «С одной стороны, признается то, что мы говорили еще год назад, а именно трата денег на повышение пенсий и других социальных обязательств – это ловушка, в которую государство само себя загоняет на годы вперед, – напоминает он.
– Потому что задрать планку по социальным расходам можно, но снизить ее уже не получится, учитывая предстоящие выборы и т.д. Остается вопрос – где был Минфин и его глава год назад и почему тогда слов о том, что защита населения уменьшает факторы роста экономики, не произносилось?» В этой связи заявление о снижении расходов под грузом соцобязательств вполне объяснимо. «Сначала будем опустошать всевозможные резервные фонды, потом залезать в долги и т.д., – считает Николаев. – Прежде всего будут урезаться расходы на национальную экономику, ЖКХ, межбюджетные трансферты регионам, охрану окружающей среды, даже здравоохранение в каких-то направлениях и т.д. Понятно, что не будут урезаны расходы по общегосударственным вопросам, национальной безопасности и правоохранительной деятельности, учитывая последние события».
В свою очередь, старший экономист компании «Тройка Диалог» Антон Струченевский считает обещание Кудрина не увеличивать госрасходы позитивным сигналом. «Безумный рост госрасходов в 2009 году резко дестабилизировал государственные финансы и заставил вспомнить сценарии 1998 года», – считает экономист. Между тем, как уверен Игорь Николаев, Россия и провалиться умудрилась сильнее всех среди стран «большой двадцатки», и обрекла себя на прозябание в ближайшие годы неверными приоритетами в антикризисной политике. «Год-два, о которых говорит Кудрин, – это в высшей степени оптимистический сценарий, так как и этот год будет кризисным, и следующий, – считает эксперт. – Когда другие страны начнут устойчиво расти, а Россия продолжит ползать по дну, неизбежно встанет вопрос – как это мы умудрились? Тут-то и пригодится вчерашнее заявление – а мы еще в 2010 году предупреждали».