Россия получила право поучаствовать в гражданской войне в Ливии
Медведев присоединился к санкциям Совбеза ООН против «режима Каддафи»
Россия присоединилась к числу стран, которые ввели санкции против Ливии. Президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ «О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1973 от 17 марта 2011 года». В марте к резолюции присоединились лишь 10 членов Совбеза ООН, Россия, Китай и Германия при голосовании воздержались. Санкции запрещают ливийским компаниям, родственникам Каддафи и членам правительства этой страны любые финансовые операции на территории РФ. Также признание «мартовских санкций» означает возможность для РФ участвовать в военной операции стран Запада в Ливии.
Указом предусматривается применение ряда ограничений в отношении Великой Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирии (Ливия), установленных резолюцией 1973, а также вводятся дополнительные меры по выполнению ограничений, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2011 года №286 «О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1970 от 26 февраля 2011 года», говорится в сообщении пресс-службы Кремля.
То что Россия присоединилась к санкциям, введенным против Ливии Совбезом ООН, означает, что с этого дня «военным кораблям разрешается производить досмотр в открытом море судов, следующих в Ливию или из Ливии, при наличии у Российской Федерации информации, дающей основания полагать, что судно используется для доставки персонала по оказанию услуг, связанных с военной деятельностью, включая доставку вооруженных наемников, либо перевозит грузы, содержащие продукцию, в отношении продажи, поставки и передачи которой введен запрет Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2011 года №286».
Указом также запрещаются операции с денежными средствами и финансовыми активами ближайших родственников Муаммара Каддафи, его окружения, ливийских юридических лиц, а также вводится запрет на въезд на территорию Российской Федерации или проезд через нее некоторых физических лиц.
Санкциями вводится запрет на полеты над территорией РФ ливийских самолетов или самолетов, перевозящих грузы для этой страны. Исключение делается только для гуманитарных грузов.
Кроме того, резолюция №1973 Совбеза ООН содержит пункты о необходимости военного вмешательства во внутренний ливийский конфликт. Другими словами, подписание Москвой этой резолюции означает формальное присоединение РФ к «ливийской кампании» стран Запада.
РФ уже вводила санкции против режима Каддафи. Еще 10 марта Дмитрий Медведев своим указом запретил российским компаниям поставлять оружие в Ливию. Тем самым Москва выполнила требования резолюции Совбеза ООН от 27 февраля, которая ввела оружейное эмбарго. Глава Рособоронэкспорта Анатолий Исайкин заверил, что наша страна строго соблюдает этот запрет. А глава Ростехнологий Сергей Чемезов подсчитал, что госбюджет потерял из-за эмбарго $4 миллиарда, напоминает Ytro.ru.
В середине марта президент РФ объявил Муаммара Каддафи персоной нон грата. Но все же резолюцию Совбеза ООН №1973 от 17 марта Россия не одобрила. По мнению Кремля, введение бесполетной зоны над Ливией и последовавшая военная операция НАТО были слишком жесткими мерами. Российское руководство также пыталось выступить посредником между Триполи и Западом и Триполи и Бенгази, но без особого успеха.
После присоединения к санкциям против Ливии Москва готовится принять участние в политической и экономической блокаде Сирии. В отношении этой страны уже введены санкции Евросоюзом и США, обсуждается и применением аналогичных мер в ООН. Проект резолюции по ситуации уже был предложен Францией и Великобританией, сообщает «Интерфакс». В отличие от ливийского он не содержит пунктов о необходимости военного вмешательства. Пока что и президент Медведев выступает против реализации «ливийского сценария» в Сирии. В недавнем телеинтервью Медведев посоветовал своему сирийскому коллеге Башару Асаду «найти общий язык с оппозицией», или того «ждут тяжелые времена»: «В личном общении с ним и в тех письмах, которые я ему направлял, я провожу одну идею: нужно срочно проводить реформы, мириться с оппозицией, восстанавливать гражданский мир и создавать современное государство. Если он не сможет это сделать, его ждет печальная участь, и, в конечном счете, нам тоже придется принимать какие-то решения. Мы наблюдаем за развитием ситуации. Она меняется, как меняются и какие-то наши ориентиры», – оставил российский президент себе возможность для будущего маневра.