“Магия (сихр) в исламе”
При изучении ислама важным фактором обязательным для изучения является «сихр» которым обозначается магия в исламе.
В исламе традиционно деление мира на видимый человеческому глазу мир людей сотворенных от материи (как правило, земного прака) и невидимому миру мелеков, сотворенных Аллахом от света, и джинов созданных Аллахом из огня. Понятие “сихра” как раз неразрывно и связанно с джинами.
К сожалению, в современной Российской Федерации царит эпидемия “всезнайства”, которые готовы кого угодно учить чему угодно и потому, данная статья представляет собою не личные возрения автора, а краткий обзор вышедшей в издательстве “Бемут” в Сараево в Боснии и Герцеговине книги “Мир джинов и шайтанов” (“Svijetdžina i šejtana” Šejh Bedruddin Ebu Abdullah Omer ibn Abdullah Šebli Hanefi. Prijevod Eniz Kozlić “Bemut Sarajevo”) шейха Бедрудин эбу Абдуллах Омер ибн Абдуллах Шебли Ханефи. Этот шейх жил в Дамаске в XIV веке и написал целый ряд книг по исламскому праву и философии, но самой значительной его работой была “Мир джинов и шайтанов” (“Svijet džina i šejtana” Šejh Bedruddin Ebu Abdullah Omer ibn Abdullah Šebli Hanefi. Prijevod Eniz Kozlić “Bemut Sarajevo“).
В этой книге шейх приводит строки из работ Эбу Касима эль-Энсори Кади эбу эль-Бакиллани, имама Харамейна, шейха Эбу Аббаса ибн Теймийе и ряда других исламских религиозных авторов, опиравшихся как на хадисы так и на суры из Корана. Все эти авторы, как и сам шейх Бедрудин считали, что существование мира джинов, не должно вызывать сомнения у “правоверного” мусульманина.
Фигура Иблиса в книге “Мир джинов и шайтанов” на основе мнений различных религиозных авторитетов представляется по-разному, но общим является то, что все считают Иблиса джином и лишь некоторые считают его мелеком. Практически все исламские авторитеты согласны с тем что он попал на небо и долгое время служил Аллаху, к которому попал либо по воле последнего, либо был посредником для общения с джинами на земле, либо попал на небо как пленник мелеков, разбивших джинов, либо как ребенок, который вместе с мелеками участвовал в подавлении восстания джинов. Так же следует заметить что например Шехр б. Хушиб согласно уже другой книге “Дьявол – миф и истина” современного боснийского автора Нияза Омера (“Davo – mit i istina”. Niaz Omer. “Preporod” “Gracanica”. 2007), считал что после восстания джинов, подавленного мелеками, Иблис был как пленник взят на небо, тогда как Саʼдб Месʼуд считал, что Иблис вырос в плену, поклоняясь Аллаху и только затем отверг его.
Все же господствующим в исламе взглядом на дьявола является то что Иблис был одним из джинов, живших после сотворения мира на земле.Правда тут есть определенное расхождение во взглядах между различными исламскими авторитетами и небольшая часть исламской улемы считала Иблиса одним из мелеков, но основная часть улемы, в том числе и Саид Кутб считала Иблиса одним из джинов.
Что касается различия между джинами и мелеками, то согласно хадисам оно заключалось в материи, из которой они были созданы, ибо как упоминалось выше мелеки созидались от воздуха, а джины – от огня.
Причиной падения Иблиса вышеупомянутые авторитеты единогласно считают созданного Аллахом Адама, которому он, в отличие от мелеков, отказался поклониться, совершив “седжду”.
Что касается самих шайтанов то по мнению Кади Эбу шайтаны – это потомки Иблиса.Согласно Корану ни Иблис, шайтаны не могут ничем повредить правоверным, если те сами не пойдут за ними. В этом большое отличие от христианства, где и праведники Иов и Иисус Христос пострадали от действий демонов и тех людей, которые пошли за демонами и Сатаной.
Вместе с тем шайтаны как правило расматриваются как одни из джинов, но четкого деления тут нет и потому термины шайтанов и джинов применяются без четкого разделения.
При том согласно целому ряду хадисов существовали джины, принявшие ислам, помощь от которых для мусульманина не могла считаться однозначно зазорной,как это было бы в отношении христианина, принявшего помощь от демонов.
Так же в упомянутой книге Нияза Омера “Дьявол – миф и истина” пишется что в хадисе Омера ибн Хаттаба, описывается как посланник Мухаммед встречался с джином Хаме ибн Химе ибн Лакис ибн Иблис, который помогал еще Нуху (Ною). Этот джин получил прощение от Аллаха и стал “искренним верующим”, а затем служил целому ряду святых известных из Библии, которых мусульмане признали как своих святых, дабы в упомянутом хадисе пророк Мухаммед благословил этого джина и научил «некоторым сурам» из Корана.
Мир джинов исламские авторы описывают по-разному, но общее следующее: джины, созданные Аллахом из огня, населяли землю до людей, а после долгого периода покорности Аллаху в их среде и произошло восстание против Аллаха, подавленное мелеками, созданными Аллахом от света.
Джины могут жить, есть и даже размножаться подобно людям, а также могут и умирать. Среди них существуют джины- мусульмане и джины-неверные, в том числе христиане и иудеи и так джины-мусульмане могут вести войну- «джихад» против неверных.
В книге «Мир джинов и шайтанов» Бедрудина Эбу Абдуллаха Омера ибн Абдуллаха Шебли Ханефи приводится сура «Джин», в которой описывается как джины из Басры в долине Нехлех в районе Мекки слушали проповедь посланника Аллаха – Мухаммеда,а также приводятся примеры джинов, принявших ислам.
В этой же книге говорится о том, что в исламском мире существует единогласное мнение, что пророк Мухаммед был послан не только людям, но и джинам,что подтверждается рядом хадис, толкований улемы на них.
Согласно шейху Бедрудину это подтверждает хадис от Ибн Аббаса и толкований Эбу-Аббас ибн Теймийе ибн Абдул-Берра и ибн Хазма, строки из книги имама Харамейна «Иршад фи редд ала Исавийех».
В самом Коране целая сура «Эль-Джинн», посвященная джинам, говорит о том, что джины обязаны слушать пророка Мухаммеда, а такие же выводы содержатся в суре «Эль-Акаф».
В хадисе от Айши,супруги Мухаммеда приведеном в книге «Мир джинов и шайтанов» и переданного согласно автору этой книги от Муслима и Ахмеда,приведенны слова Мухаммеда к Айше о том, что шайтан, пришедший искушать Мухаммеда, был побежден последним и принял ислам. С этим хадисом как пишет шейх Бедрудин соглашаются большинство авторов, так имам Ахмед,Мухаммед ибн Юсуф Фирьяни, и Шурейка ибн Тарик ибн Ханбел, также добавляет при этом, что джины по словам Мухаммеда и помогали пророку делать добрые дела.
То же самое говорится в хадисе приведенного в книге «Делаил» автора Хафиза Эбу Нуайма, приведенного в этой же книге шейха Бедрудина, где также приводятся строки из другой книги «Мушкил-Асар» автора Эбу Джафер Та-Хави аналогичного содержания, как и ряд хадисов о вышеупомянутом событии.
Сам посланник Мухаммед встречался с джинами в Медине, где обучал их исламу и всего, согласно шейху Бедруддину Эбу Абдуллаху Омер ибн Абдуллах Шебли Ханефу посланник Аллаха шесть раз встречался с джинами, которые добровольно приходили к нему учить Коран.
В книге «Мир джинов и шайтанов» приводится еще целый ряд хадис о том, что джины слушали учение Корана с пророком Мухаммедом и сами потом обращали остальных джинов в ислам и приводятся мнения религиозных авторитетов таких как, например, Эбу Хузейфе Ишак ибн Бишр Куреши, о том что Аллах посылал к джинам своих посланников из числа самих джинов, которых джины же и убивали.
В ряде хадис также описывается случай столкновения двух торнадо, после которого осталась мертвая змея и в одной из хадис этот джин был назван мусульманином Амром ибн Джуманетом, погибшим в бою с «неверными джинами».
В отношении облика джинов также существуют различные мнения и так Эбу Бекр Эбу Дунла в книге «Мекайиду Шейтан» пишет, что джин не может менять облик, но только с помощью «сихра» представляет возможность людям иметь обманчивое впечатление о своем облике,что же подтверждает и Коран. Вместе с тем шейх Бедрудин пишет в своей книге,что когда врачи пророка Мухаммеда совещались в Дору-Недва, то к ним пришел шайтан в облике шейха из Неджде.
В этой же книге приводится целый ряд высказываний из хадис и книг исламских религиозных авторов о том, что джины могут быть и в облике черных псов, что подтверждает и хадис о словах пророка Мухаммеда, приведенный Кади Эбу Яла. Часто упоминаются джины в облике змей, о чем пишут Эбу Дунла в книге «Мекайиду Шейтан» и Эбу Бекр Мухаммед ибн Джафер ибн Сехл Самири эль-Хаити в книге «Ховатиф эль-Дженен».
В то же время в описаниях джинов много недосказанностей и противоречий и так шейх Бедрудин пишет что согласно книге «Хаватиф» джины невидимы человеческому глазу, что опять-таки противоречит примерам, когда джины видимы людям в образах псов, змей, людей или в иных человекоподобных или звероподобных обликах.Согласно исламским авторитетам существуют джины не только в виде собак и змей, но и большее число джинов, имеющих человекоподобный образ, либо их описание ограничивается наличием крыльев и то что они могут летать,как и менять свой облик.Так как ни один хадис не содержит описания всех видов джинов,то исходя из того что в одном хадисе говориться о джине ввиде змеи,а в другом о джине в ввиде женщины с огромным ртом,то единственно что их может обьединять так это способность менять облик.
Сами джины могут как передвигаться от места к месту так и жить на одном месте («Ховатиф Эль Дженан» автор Эбу Бекра Мухаммеда ибн Джефер ибн Сехла Саммири Эль-Хараити).
Согласно шейху Бедрудину в исламском мире того времени существовало два основных мнения о возможностях джина-одни утверждали, что все джины едят и пьют, другие же отстаивали мнение, что только часть джинов ест и пьет.
При этом в большинстве хадис приводятся слова Аллаха о том, что каждая кость от еды, за которой упомянуто имя Аллаха, вновь обрастет мясом и послужит пищей для джинов. Мухаммед потому и запретил мусульманам чиститься после нужды костями, которые по его словам предназначаются в пищу джинам, названным им в обращении к мусульманам «вашими братьями».
Ряд исламских авторов также утверждает, что джины могли жениться на представителях человеческого рода, но от таких браков рождались гемафродиты.
По господствующему в исламе мнению брак человека с джином вполне возможны, хотя для мусульманина непозволительны с тем, что шейх Бедруддин приводит мнения некоторых исламских авторитетов, которые считали, что такие браки все таки разрешаются.
В его книге «Мир джинов и шайтанов» приводится рассказ Эбу Бекр Куреши о том, как два исламских авторитета Вехб ибн Мунебин и Хасан Эль-Басри годами находились на хадже вместе с джином, который являлся толкователем хадис. При том джины часто присутствуют на религиозных церемониях мусульман начиная от намаза и хаджа и до дженазы и джихада, а также обучают в течение этих церемоний исламу и в благодарность за те или иные услуги джины могут обучать людей искусству исцеления от болезней.
В книге шейха Бедрудина приводится высказывание ибн Эбу Дуня о том, что джины совершают намаз,как приводятся и мнения других авторитетов ислама о том что они могут совершать добрые дела, за которые получают награду Аллаха и наказываются им же за совершенные ими злые дела.
Более того, согласно шейху Бедруддину и ряду других авторов, намаз могут совершать джины и люди вместе, и по словам Ибн Сайрефи эль Харани (книга Фавоид) джинам разрешается возглавлять намаз.
Наконец в книге «Мир джинов и шайтанов» приводится ряд строк из книг исламских авторитетов и несколько хадис о том, что джины живут в каждом доме, где проживают мусульмане. Это подтверждает и Эбу Бекр ибн Убейд в книге «Мекайиду Шейтан», причем согласно этому же автору, эти джины защищают мусульман от других джинов (хадис от Йезида ибн Джабира).
Согласно целому ряду хадис джины живут также и в нужниках, почему мусульмане при входе в нужник должны читать молитву Аллаху.
Также шейхом Бедрудином приводится также хадис от Эбу Давуда о том, что если мусульманин вспоминает имя Аллаха при входе в дом и во время еды, то шайтаны не могут оставаться в доме и за столом.
Убийство джина возможно и так в книге «Мир джинов и шайтанов» приводятся хадисы Ибн Эбу Мелейкете и Хубейбы о том, как суупруга Мухаммеда-Аиша приказала убить змею, которая была джином-мусульманином и во искупление греха обязана была раздать бедным милостыню согласно одному хадису или освободить сорок рабов,согласно другому хадису. По выводам Хубейбе убийство джина в виде змеи разрешалось лишь только по очень веской причине и обязательно после трёхкратного её предупреждения.
Вместе с тем джины могут вредить людям и в книге «Мир джинов и шайтанов» есть строки из книги «Фенун» Ибнул Акила, где в качестве примера приводится следующий случай: в доме в Заферийи (под Багдадом) во дворе находился колодец, из которого выходили джины и убивали людей, ночевавших в доме. Мусульманин, читавший Коран, остался жив и подружился с джином, выходившим из колодца. Этот джин, как и все остальные джины, жившие в колодце, являлись мусульманами. Более того, этот мусульманин спас джина от смерти тем, что откупился от человека, который хотел поймать змею, в образе которой находился джин.
Сами джины делятся на условно говоря «добрых» джинов и джинов – «злых», называемых шайтанами и как пишет шейх Бедрудин джины-мусульмане войдут в Дженет тогда, когда шайтаны во главе с Иблисом, престол которого находится на леере, окруженном змеями, войдут в вечный огонь Джехеннема.
Таким образом, согласно мнению исламских авторитетов правомерный мусульманин должен быть защищен от магии и согласно хадису Убейта ибн Кааба, переданного Эбу Касимом Табарани и приведенного в книге шейха Бедруддина от шайтанов защищает айет из суры Эль-Бекаре, а также в той или иной мере, по данным книги «Мир джинов и шайтанов» это обеспечивается чтением ряда сур Корана.
Разумеется сама магия – «сихр» мусульманину нынешней улемой не разрешенна однако тут мнения самих исламских авторитетов прошлого расходятся. Как пишет шейх Бедрудин согласно ряду хадис и самомуКорану Аллах послал в Вавилон двух мелеков – Харуна и Марута, которые согласно одним хадисам научили сихру неверных, а по другим – предупреждали об опасности от сихра.
Исторически, согласно книге Нияза Омера – «Дьявол – миф и истина», понятие «сихра» признается большинством исламских религиозных авторитетов, такими как Фархудин эр Рази, Ибн Фарис, У Муджемул-Весит, Аль Эзхери, Лисанул Ареб, Ибну Кудаме Аль-Макдиси, Ибнул Кайим.
Так согласно хадису, записанному Икреме от Ибн Аббаса, «сихр» возник в египетском селе Аль-Ферема и отрицание существования «сихра» является «уходом из веры».Таким образом все вышеуказанное может быть истолкованно теми или иными мусульманами что раз отношения джинов и людей строяться на условно говоря равноправной основе и соответственно коли джины «де-факто» могут быть частью мусульманской уммы и правоверным мусульманам разрешенно принимать помощь от джинов, то можно предположить что при определенных обстоятельствах некоторые из этих мусульман могут и просить джинов о подобной помощи.
В своей книге шейх Бедрудин как раз и описывает,то как те кто упражняет «сихр» или «ширк», часто пишут «амайлийи», в которых пишут то что «шайтанам мило»,и последние взамен оказывают этим людям услуги, например, находят источники воды, переносят их по воздуху,а также джины предоставляют этим людям материальные блага других людей и тому подобное.
По мнениям исламских авторитетов и хадисам, приведенным шейхом Бедруддином, джин мог вселиться в человека, оказавшегося целью «сихра» и так им приводится айтет «Аль-Бакаре»,согласно которому шайтаны могут входить в тело человека.
Всилу этого мусульманину разрешается чтение довы или упоминание имени Аллаха при изгнании джинов из тел людей, но вместе с тем запрещается изгонять джинов из людей с помощью самих же джинов. Хотя сама такая возможность не отрицается, но рассматривается как грех.
Сами исламские религиозные авторитеты предупреждают в своих работах о большой опасности исходящей от джинов, в первую очередь, от шайтанов и шейхом Бедрудином в его книге приводятся строки из книги «Мекайиду-шайтан», где описывается джин Суула в женском облике, поедающий людей, причем этот джин также согласно «Мекайиду-шайтан» читал дову.
Как защиту от шайтанов этими исламскими авторитетами рекомендуется чтение определеной суры или айета и так в книге шейха Бедрудина приводиться пример когда ночной джин Гул в женском облике прочитала схватившему её мусульманину айет Айетул-Курсию как защиту от джинов, тогда как в книге «Аджааиб» автора Абдурахмана ибн Мунзуре приводится пример когда айет Алу Имран защитил мусульманина от шайтанов.
Сам шейх Бедруддин писал, что от джинов защищает обращение к Аллаху и упоминание его имени, чтение суры “муаввизетейн”, чтение суры “Айетул-Курсия”, чтение всей суры “Эль-Бекаре” либо двух её последний айетов, учение части суры “Ха-мим-Аль-муумин”, учение довы “Лаилахе иллеллаху”.
Всилу всего вышеуказанного неудивительно, что в исламе появление различных оккультных движений было достаточно привычным явлением. Самой показательной тут была религиозная практика шиитов у которых,согласно сербскому историку Миролюбу Евтичу в отличии от сунитского ислама улеме было разрешенно толковать суры и айты Корана сообразно с собственным мнением и данные их частные мнения становились для остальной шиитской улемы религиозными правилами. Всилу этого Иран завоеванный арабами,после смерти Али и появления шиитского направления стал полем конфликтов самых разнообразных религиозных школ,часто вступавших в конфликт между собой.
Показательно что как раз с шиитской династией Убейдаллаха,мнимого потомка Исмаила потомка Фатимы захватившей власть в Египте,связанно появление секты исмаилитов управляемой “Каирской ложей” представлявшей из себя закрытый военный орден в котором стали практиковаться различные ритуалы берущие корни в языческих мистериях и носившие согласно мнениям современиков-оккультный характер.По большому счету сами языческие мистерии и преследовали оккультные цели,по крайней мере если эти мистерии оценивать на основании мнения православного богословия.
Как раз членом “Каирской ложи” и был известный “Старец с горы” – Хасан ибн Саббах возглавивший орден ассасинов. Сам Хасан ибн Саббах был, прежде всего, духовным лидером своей религиозной общины и одновременно являвшейся командующим мощной военной силы ассасин готовых убивать по первому его знаку.
Вряд ли влияние гашиша постояно упоминаемое в книгах об ассасинах могло обьяснить сознательную их самопожертвеность,ибо ныне и более тяжелые наркотики подобной самоотвержености не вызывают. Так же безосновательны обьяснения об организации какого то якобы обмана когда кандидата напаивали вином и отводили между невольниц “Старца с горы” как якобы в рай. Вряд ли бы какая нибудь невольница когда-нибудь не выдала обман или сами ассасины в междуусобном общени не выяснили факт такого обмана и тем самым очевидно что Хасан ибн Саббах обладал умением полностью контролировать поведение и сами души своих ассасинов,иначе вряд ли бы они столь самоотверженно умирали и очевидно что подобное умение было им полученно в «Каирской ложе», где он определенное время и проходил практику.
Однако подобная практика была вовсе не специфична для исмаэлитов или одних шиитов. В сунитском исламе существование схожей практики можно отметить в дервишских орденах и так интересна в данном случае история дервишского сообщества “нурбаши” проповедовавшего путь самостоятельного “просветления”-“иш-ракийа”.
В конце пятнадцатого-начале шестнадцатого веков в Афганистане Баязет Ансари основал своего рода аналог ордена “нурбаши” – религиозное общество “Рошания” практиковавшего ритуалы схожие с ритуалами исмаэлитов и которое представляло из себя воинский орден разделенного на восемь степеней. Данное общество во главе с Баязетом организовывало воинские походы и даже попыталось завоевать Индию и Иран, но в ходе начатых войн сам Байзят был убит, а “Рошания” было разгромленно.
Источники:
1. “Svijet džina i šejtana” Šejh Bedruddin Ebu Abdullah Omer ibn Abdullah Šebli Hanefi. Prijevod Eniz Kozlić “Bemut Sarajevo” (Сайт http://www.islamskeknjige.com )
2. “Davo – mit i istina”. Niaz Omer. “Preporod” “Gracanica”. 2007.
3. “Savremeni dzihad kao rat”. “Nova Knjiga”, Beograd, Serbia 1989; Grafomotalica, Prnjavor, Bosnia and Herzegovina, 1995.
4. “Тайные общества XX века”. Боголюбов Николай
Справочник
Хадис – сообщения о различных эпизодах жизни пророка Мухаммада; его высказывания, переданные устным или письменным путем. В этом смысле слово «хадис» приближено по своему значению к слову «сунна». В Коране слово «хадис» упоминается в аятах 18: 6 и 20: 9 в значении рассказа, сообщения.Значение хадисов в исламской религии очень велико, так как пророк Мухаммад не только высказывал прямые откровения от Аллаха, но и комментировал их, а также показывал своим личным примером, каким должен быть жизненный путь мусульманина.
Все сборники хадисов делятся по степени достоверности: Достоверные (сахих), Хорошие (хасан), Слабые (заиф).
Су́ра – арабское слово для обозначения главы Корана. Коран состоит из 114 сур, из которых 86 получены в Мекке, а 28 – в Медине. Каждая сура состоит из аятов (откровений). Количество аятов может быть от 3 до 286.
На первый взгляд критерий расположения сур в их длине, последующие суры, как правило, короче предыдущих. Однако этот принцип выдерживается не всегда.
Все суры Корана, кроме девятой, начинаются со слов (басмалы) «Во Имя Аллаха, Милостивого и Милосердного»
Айша (613–678) – дочь Абу Бакра, сподвижника пророка, с 622 – супруга пророка Мухаммада. После смерти своей первой жены Хадиджи пророк женился на Сауде, женщине, которая, также как и Хадиджа, была старше его. Однако она не смогла заменить покойную жену, а Мухаммад не смог к ней привязаться. Тогда Абу Бакр предложил ему жениться на его дочери Айше, которой в ту пору было 6 лет. Ряд исследователей считает, что этот брак (также как и некоторые другие) был совершен с политическими целями, ибо союз Мухаммада с ее отцом Абу Бакром означал укрепление авторитета пророка в Мекке. До 9 лет Айша жила в доме Мухаммада на положении дочери, а затем, после переезда в Медину, Айша стала супругой пророка.Айша считалась любимой женой пророка, так как в отличие от других жен, она имела на него влияние. С именем Айши связано большое число хадисов, приведенных в известном сборнике хадисов «ас-Сахих» аль-Бухари.
Ассасины (хашашины, хашишины,хассасин, гашишин; от араб. хашиши, мн. ч. хашишийа или хашишийун – «употребляющий хашиш» – наименование, под которым получили широкую известность в Средние века и в настоящее время исмаилиты-низариты (шиитская ветвь ислама). Название связано с комплексом расхожих представлений о низаритах как о террористической секте, члены которой, одурманенные наркотиком фанатики, совершают многочисленные убийства на политической и религиозной почве.
Дервиш-персидское слово, значит нищий (собственно – порог двери) и употребляется (как и арабский его синоним факир) у мусульман для обозначения человека набожного, ищущего спасения души в отшельнической жизни. В первые века гиджры были основаны многие дервишские ордена или братства. Таких орденов насчитывают ныне более 70, около половины в Оттоманской империи, остальные – в Персии, Аравии, Центральной Азии, Сев. Африке. Называются они по имени основавших их шейхов (араб.) или пиров (перс.), т. е. старейшин. Первые религиозные братства для совместной молитвы приписываются Абу-Бекру и Али. Исторически древнейшим орденом считается эльвани, основатель которого, шейх Эльван, ум. в Джидде в 766 г.; к древнейшим орденам принадлежат еще эдгемиты, бестами, сакати.