Лев Криштапович: Попытки вывести идентичность белорусов из Великого княжества Литовского унизительны
Ментальность белорусского народа сформировалась в условиях гонений на православие и денационализации привилегированного сословия со времён Великого княжества Литовского. Об этом заявил 15 марта в Минске на заседании круглого стола “Религиозный фактор национальной безопасности Белоруссии” доктор философских наук, заместитель директора Информационно-аналитического центра при Администрации президента Лев Криштапович.
По мнению Криштаповича, специфика современного общественного сознания делает акцент на материальную составляющую бытия “в какой-то степени оставляя в стороне смысловую составляющую, духовную составляющую, идеологическую составляющую, культурную”. Не решив проблем гуманитарных – в данных сферах, считает белорусский учёный, “мы не решим ни экономические, ни социальные, ни научные проблемы”.
“Вдумайтесь: ведь фактически мы должны принять программу импортозамещения идей – идей, которые навязываются нам сегодня причем активно, агрессивно”, – сказал Криштапович. По его мнению, пропаганда личной конкуренции, агрессивного успеха, жизни сегодняшним днём, мобильности, силы, меркантильных достижений, а также осуждение патерналистских настроений белорусов – “принципиально неверные вещи, которые ведут нас к совершенно противоположному результату, тупиковому результату”.
“Наш народ по определению не может быть иждивенцем. Я всегда говорю: тот народ, который победил фашизм и возродил страну – смешно к нему даже применять даже эти термины – “иждивенческой психологии”. Поэтому, иждивенцы, я считаю, – это как раз те, которые пропагандируют те идеи, которые расходятся с ментальностью нашего общества, наших людей, – сказал Криштапович.
“Мы должны, действительно, культивировать, развивать наши национальные традиции. И здесь я хотел бы подчеркнуть важную проблему: иногда под национальными традициями начинают пропагандироваться такие традиции, которые, я считаю, ничего общего не имеют с ментальностью нашего народа. Когда в нашу белорусскую культуру тащат Радзивиллов, Сапег, Огинских как представителей именно белорусских знатных родов. Я думаю, что здесь мы совершаем большую ошибку, поскольку эти имена уже принадлежат другой культуре, другой ментальности. И сколько бы мы ни говорили, что они родились здесь, что они вот здесь жили и прочее – это не меняет того факта, что они принадлежат другой ментальности, другой нации. И в таком ключе мы будем ставить в униженное положение наших людей. Когда мы фактически будем отказывать самому народу его творческих силах, его креативности, как модно сейчас говорить. Поэтому, представляется, что попытки вывести некую белорусскую идентичность из так называемого Великого княжества Литовского – это попытки, которые лежат в стороне от реального процесса нашего духовного укрепления и развития. Почему? Потому, что, на мой взгляд, как раз история нашего народа сложилась таким образом, что на рубеже 16-17 веков как раз произошло то событие, которое определило характер формирования белоруской ментальности, когда нашему народу была насильственно навязана церковная уния. Когда защита своего образа жизни, своего языка, своей культуры, своей веры, своей цивилизации легла на плечи самого народа. Когда собственное высшее сословие было денационализировано”, – констатировал учёный. Он процитировал русского церковного и общественного деятеля, боровшегося с притеснениями православных “диссидентов” в Речи Посполитой Мелетия Смотрицкого, констатировавшего исчезновение некогда славных православных родов в Малороссии и Белоруссии.
“То есть специфика белорусской ментальности сложилась таким образом, что она формировалась в рамках самого народа – крестьянства и мещанства, высшего сословия этнического не было – оно было денационализировано”, – подчеркнул Криштапович специфику развития белорусского народа. По его мнению, сегодня парадигма мышления некогда денационализированного высшего сословия, отрекшегося от своей аутентичности, навязывается белорусскому обществу как национальная парадигма мышления, что не является позитивным фактом.
“Мы должны более внимательно прочитать нашу историю, прочитать становление белорусского национального характера, увидеть, что те черты, о которых мы говорим и которые прописаны в наших учебниках, такие, как толерантность, как добродушие, как трудолюбие – это правильные черты. Но их мало постулировать, сказать. Почему они не находят проникновенного сочувствия в нашем обществе, веры твёрдой в то, что они, действительно, наши черты? Потому, что они постулированы, их надо вывести из истории нашего народа”, – заявил Криштапович. Учёный добавил: более полно его взгляды по данной проблематике изложены в книге “Беларусь как русская святыня”.
Криштапович уверен в том, что без понимания гуманитарной проблематики, решения актуальных вопросов исторического, духовного бытия человека невозможно решить и проблемы демографической безопасности, которыми сегодня обеспокоены белорусские чиновники и общественники. “Это именно смысловая, идейная проблема. Будет дух у народа – будет укрепляться семья, общество и государство”, – резюмировал заместитель директора Информационно-аналитического центра при Администрации президента Белоруссии.
Как сообщалось, 4 февраля Александр Лукашенко заявил журналистам: “Россия нам страна не чужая. Это наша Россия – я всегда это подчеркиваю. Мы жили вместе с Российской Федерацией в одном государстве, мы были цементирующим звеном этого государства. И вообще: русские от белорусов ничем не отличаются. Этим все сказано”.
Напомним, 10 января заявил Александр Лукашенко на церемонии вручения премии “За духовное возрождение” и спецпремий деятелям культуры и искусства за 2011 год заявил: “Белорусская цивилизация создавалась не огнем и мечом, а мудростью и словом”. Напомним, Лукашенко и ранее определял белорусов как “русских со знаком качества”, и отмечал, что белорусы и русские – это один народ. В 2011 году он применил определение “фактически один народ” к белорусам и полякам.
Также напомним, по мнению ряда экспертов Минкультуры Белоруссии взяло курс на “мягкую белорусизацию”, в рамках которого восстанавливаются замки польско-литовской знати времён ВКЛ и Речи Посполитой, а также устанавливаются памятники литовским князьям, польским поэтам и т.д. Отечественная война 1812 года в официальной историографии подаётся как “русско-французская”, в неофициальной историографии открыто пропагандируется ревизия истории Великой Отечественной войны.