Станислав Тарасов: Кто управляет “революционным хаосом” на Востоке?
События в Северной Африке и на Ближнем Востоке развиваются по нарастающей траектории. Их общая характеристика: масштабная дестабилизация обстановки. Если судить по сообщениям западных информагентств, то эпицентр потрясений переместился в Ливию. Из второго по величине города этой страны – Бенгази, поступают сообщения о десятках погибших в результате обстрела войсками антиправительственных демонстрантов. ВВС сообщает об утрате ливийским правительством контроля над городами Бадаи и Бенгази. В настоящее время, если судить по заявлению сын ливийского лидера Саифа Каддафи, антиправительственные выступления с востока страны перекинулись в столицу – Триполи.
Сейчас эксперты гадают над загадками этих ливийских “потрясений”. Дело в том, что большая часть экспортируемой Ливией нефти направляется в Европу. С тех пор как Запад простил полковника Каддафи за взрыв авиалайнера над Локкерби, Ливия становилась все более важным партнером для Европы. Каддафи стали принимать в важных столицах Европы. И вдруг такой обвал. Официальное ливийское информагентство объявило о раскрытии “сети подрывников, состоявшей из граждан Туниса, Египта, Судана, Сирии и Турции, а также палестинцев”, и что за всем этим “стоит Израиль”. Таким образом, если ранее бурные процессы, происходящие на Ближнем Востоке, не затрагивали напрямую Израиль, то сейчас все складывается иначе. К тому же впервые с 1979 года, когда в Иране произошла революция, через Суэцкий канал прошли два иранских боевых корабля для следования в сирийский порт Латакия. Для Израиля эти два “военных корыта” не представляют реальной военной опасности. Но Тегеран проводит тест на определение позиции новых египетских властей в отношении сохранения мира с Израилем.
Это, как и предполагало ранее ИА REGNUM, демонстрирует заметную активизацию действий Ирана в регионе, который начинает вводить в ситуацию уже военную составляющую. Причем подобная акция во многом напоминает ту, которую предприняло в мае прошлого года правительство Турции, направляя в Газу “Флотилию мира”, что послужило поводом для осложнения отношений Анкары с Тель-Авивом. В связи с этим премьер-министр Израиля Биньямин Нетаниягу объявил на заседании кабинета министров о предстоящем увеличении оборонного бюджета. Сейчас только два арабских государства – Египет и Иордания – имеют мирные договоры с Израилем. Каир во главе с военными, похоже, начинает все же дрейфовать в сторону Ирана. Что же касается Аммана, то и там все находится на грани срыва. В то же время Тегеран пытается упредить развитие цепной “революционной реакции” на сирийском направлении. Опасность для Израиля в том, что лидеры некоторых арабских стран могут решить перенаправить народный гнев в объединяющее общее русло ненависти к Израилю. По словам министра информации этой страны Эдельштейна, уже зафиксирован факт того, что правители прямо стали заявлять, “что события в Тунисе и Египте были организованы Израилем”. Добавим к этому и то, что налицо еще одна подоплека: наступающая усталость оппозиции в Алжире, Йемене и Бахрейне, проявляемая иногда в готовности к переговорам с властями. Поэтому для “определенных сил” наступает момент, когда можно будет открыто обвинить, в частности, лидеров Саудовской Аравии в поддержке Израиля для усиления “революционного натиска” на Эр-Риад.
Все это наводит на мысль, что существует или формируется единый “центр”, пытающийся управлять возникшим на Ближнем Востоке “революционным хаосом”. Кстати, наиболее ярко это ощущается в Бахрейне. “С 1980-х годов иранское руководство старалось настроить в Бахрейне шиитское большинство населения против суннитских правителей, – пишет в этой связи германская газета “Вельт”. – Особого труда это не составляло, поскольку шииты в Бахрейне, как и в Саудовской Аравии, подвергались безжалостной дискриминации. Для Тегерана Бахрейн имеет важное стратегическое значение, поскольку есть надежда, что страна встанет на сторону Ирана. Тем более, что именно в Бахрейне находится Центральное командование ВМС США, в частности, командование 5-го флота, который обеспечивает безопасность судоходства в Персидском заливе и за которым с недоверием наблюдает Иран. И так же, как в Египте, Запад вынужден делать в Бахрейне сложный шпагат: подталкивать к необходимым реформам и в то же время предпринимать все возможное, чтобы не потерять эту страну как союзника”. Неслучайно некоторые высокопоставленные израильские военные предупреждают: на Ближнем Востоке усиливаются позиции радикального лагеря в то время как прямо на глазах слабеет так называемый умеренный лагерь традиционного арабского руководства.
Положение усугубляется и тем обстоятельством, что очень противоречиво ведут себя и США. Президент Барак Обама решил предупредить ранее дружественные автократические режимы о том, что “представители молодого поколения на Ближнем Востоке жаждут перемен”. Однако такие заявления делаются на фоне выветривания гипноза прежней американской формулы – в течение 20-30 лет мусульманскому миру необходимо сохранять, пусть даже недемократическими средствами, стабильность политической жизни, чтобы провести модернизацию. Сейчас эта доктрина пущена в полный разнос. Глава Объединенного комитета начальников штабов вооруженных сил США адмирал Майк Маллен заявил по прибытию в Саудовскую Аравию, что он “ошеломлен волной массовых выступлений в арабских странах”. По его словам, изначально его поездка преследовала иные цели, но теперь ее главный смысл – “составить представление о происходящем в регионе и обсудить перспективы военного сотрудничества Вашингтона с арабскими странами в изменившейся ситуации”.
Перед Вашингтоном теперь стоит дилемма: соблюдение своих краткосрочных интересов или поддержка демократических идеалов абстрактного для Ближнего Востока типа. “Прошлым летом Бараку Обаме был представлен отчет, в котором подчеркивалась слабость некоторых режимов региона, в частности египетского, – сообщает французская газета “Фигаро”. – Но политика США после этого не изменилась. В итоге после падения тунисского и египетского режимов под угрозой оказались все дипломатические и военные американские схемы и Вашингтону приходится пересматривать на ходу свои позиции”. Неслучайно многие авторитетные американские эксперты считают, что “динамика нынешних потрясений плохо поддается прогнозу в силу своей масштабности”. В то же время все более очевидным становится то, что для определенных сил открываются широкие возможности для самых невероятных маневров. В этом сейчас главная суть проблемы, с которой столкнулись США и их европейские союзники в этом регионе мира, где остро почувствовали смену геополитических полюсов – ослабление мощи США и выход на мировую историческую сцену Китая.
Поэтому нельзя исключать того, что в скором времени в “большую игру” на Ближнем Востоке вступит и Пекин. Пока же США ведут тяжелые арьергардные бои. В плане региональной политики для них чрезвычайно важен Египет, а для безопасности Израиля – вместе с Египтом и Саудовская Аравия, частично – Иордания. Турция, с помощью которой ранее выстраивалась региональная система безопасности для Израиля, вряд ли готова выполнить на сей раз свою “историческую миссию”. В самый разгар ближневосточных событий президент Турции Абдулла Гюль побывал с демонстративным четырехдневным официальным визитом в Тегеране. Духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи похвалил турецкое правительство за то, что оно дистанцируется от Израиля и “приближает страну к исламскому миру”. Он также констатировал, что “влияние Израиля и Соединенных Штатов в регионе ослабло”, что “это предоставило историческую возможность исламским государствам стать сильнее”. Так что, с одной стороны, для администрации США важно поддержать Израиль. С другой – не оттолкнуть от себя “новые арабские силы”, которые она именует пока “демократическими”. Однако усидеть сразу на двух стульях Вашингтону вряд ли удастся. Он все время оказывается в западне. США продолжают призывать Израиль прекратить или хотя бы заморозить строительство на палестинских территориях, ратуя одновременно и за создание Палестинского государства.
Однако вся интрига как раз в том, что на сей раз палестинская “карта” разыгрывается и другими силами, которые используют проблему ближневосточного урегулирования всего лишь в качестве прикрытия нескольких иных, более масштабных геополитических целей.