Site icon ИА Русские новости

Крысы бегут на туманный Альбион

Крысы бегут на туманный Альбион

 

 Банковская система Великобритании держится на плаву благодаря легализации преступных доходов …

 

Буквально на днях, в начале декабря текущего года, британской газетой Financial Times была опубликована весьма примечательная статья, посвящённая ситуации с миграцией российских миллионеров и миллиардеров на Туманный Альбион. Опираясь на данные Пограничного агентства Соединённого Королевства, эксперты издания приходят к выводу, что по итогам 12 месяцев, окончившихся в июне текущего года, общая численность граждан России, подавших обращения за так называемыми инвестиционными визами, позволяющими получить гражданство Великобритании, подскочило аж на 78% – с 235 до 419 человек.

 

Самый простой арифметический подсчёт показывает, что в экономику Великобритании наши миллионеры и миллиардеры только за последний год по самым минимальным оценкам и скромным прикидкам инвестировали 500 млн. фунтов стерлингов  или 25 миллиардов рублей. Это минимум, который получается в том случае, если предположить, что в силу природной скромности и нежелания привлекать к себе внимание (что несвойственно для доморощенных олигархов и коррупционеров) отечественные нувориши решили просочиться в британское общество по минимальной планке.

 

Скорее всего, ситуация обстоит строго наоборот и российские миллиардеры, привыкшие заниматься мародёрством на территории России (разворовывать бюджет, наживаться на госзаказе, коммерциализировать бюджетную сферу, завышать тарифы на услуги, распродавать невосполнимое минеральное сырьё и т.д.), а красиво жить и потреблять в фешенебельных странах, постараются сделать всё возможное, чтобы любой ценой получить гражданство Великобритании. В таком случае логично предположить, что реальный объём финансовых ресурсов, которые российские олигархи и чиновники вложили и готовы вложить в британскую экономику в обмен на ПМЖ, превышает озвученную ранее оценку в разы и счёт идёт на 100-150 млрд. рублей, вывезенных из России на поддержку экономики Великобритании.

 

В пользу этой гипотезы также играет тот факт, что срок ожидания ПМЖ и гражданства напрямую зависит от объёма капиталовложений в экономику Британии. Согласно действующему законодательству, при вложении 1 млн. фунтов стерлингов время ожидания гражданства составляет 6 лет, а ПМЖ можно получить через 5 лет. При инвестировании 5 млн. – ПМЖ через 3 года и гражданство через 5 лет. При инвестировании 10 млн. фунтов – ПМЖ через 2 года и гражданство на 5-ый год.

 

По этой простой причине логично предположить, что российские состоятельные граждане, подавляющая часть которых сделала  состояние на разворовывании бюджетных средств, госзакупках и проедании нефтедолларов, с огромным удовольствием превысили минимальную планку инвестирования и постарались повысить свои шансы на ПМЖ за счёт увеличения суммы инвестиций. Тем более, что имеется возможность инвестировать на заёмные средства – для этого необходимо, чтобы оценочная стоимость залогового имущества превышала 2 млн. фунтов стерлингов или 50% от задекларированных сбережений.

 

Напомним, что сама по себе инвестиционная виза, позволяющая нерезидентам Великобритании претендовать на гражданство этой страны в случае инвестирования свыше 1 млн. фунтов стерлингов, была введена в оборот в разгар глобального финансово-экономического хода. Безусловно, власти Великобритании рассматривали упрощение процедуры выдачи гражданства состоятельным иностранцам в качестве одной из действенных антикризисных мер, направленных на стимулирование притока иностранного капитала и расширение капитальных вложений в британскую экономику. С этой точки зрения инициатива британского правительства выглядит логичной и своевременной – если Туманный Альбион проигрывает конкуренцию США, а теперь уже и Китаю, в борьбе за человеческий капитал (т.е. умы), то тогда нужно сконцентрироваться на привлечении результатов его деятельности – финансовых ресурсов.
 

При этом стоит отметить целевой характер и направленность данной визы. Прекрасно отдавая себе отчёт в том, что большинство богатых нерезидентов постарается пойти по самому простому и потому наиболее вредному и даже опасному с точки зрения поддержания макроэкономической стабильности пути – приобретению недвижимости – была введена предельно допустимая норма вложений в недвижимое имущество в размере 25%. Остальные 75% необходимо вложить либо в ценные бумаги (акции, облигации, векселя и т.д.) с целью извлечения спекулятивного дохода. Либо инвестировать в создание новых или финансирование уже существующих предприятий реального сектора экономики и сферы услуг (за исключением операций страхования).

 

Что характерно, после упрощения процедуры получения инвестиционной визы в Великобританию, уже давно полюбившуюся российским олигархам, губернаторам Чукотки и коррумпированным чиновникам, хлынул поток состоятельных россиян. Согласно официальным данным всё того же Пограничного агентства Соединённого Королевства, на долю граждан России приходится свыше 25% всех положительных решений по выдаче инвестиционных виз, позволяющих получить ПМЖ и гражданство Великобритании в перспективе от 2 до 6 лет (в зависимости от размера инвестиций в британскую экономику). Для сравнения, на долю граждан США, гораздо в большей степени склонных к поиску инвестиционных идей и реализации инвестиционных проектов, пришлось менее 5% от всего числа заявок.

 

При этом становится совершенно очевидно, что британские власти вопреки бурной риторике о «противодействии легализации преступных доходов» и «борьбе с финансированием международного терроризма» готовы закрыть глаза на источник происхождения средств потенциального инвестора. Для получения инвестиционной визы Tier 1 не требуется вообще никакое (в том числе и письменное) подтверждение источников происхождения капитала в том случае, если сумма, превышающая в эквиваленте 1 млн. фунтов стерлингов, находилась на счетах и депозитах в коммерческом банке.

 

Другими словами, британские финансово-политические элиты, прекрасно осознающие в отличие от своих российских коллег масштабы предстоящей глобальной рецессии и значимость борьбы за привлечение иностранного капитала (в том числе и сомнительного происхождения), открыто декларируют презумпцию невиновности иностранных инвестиций. По сути дела, они заявляют, что готовы принимать средства не только добросовестных предпринимателей и состоятельных граждан (учёных, актёров, спортсменов, звёзд шоу-бизнеса и т.д.), но также разного рода олигархов, монополистов, коррумпированных чиновников, этнической мафии, организованной преступности и прочих паразитов, выкачивающих соки из экономик третьих стран.

 

С макроэкономической точки зрения это совершенно верное и правильное решение – при всём цинизме, по большому счёту, не имеет никакого значения источник происхождения финансовых средств. Главное, чтобы, в конечном счёте, эти самые ресурсы работали на повышение конкурентоспособности твоей экономики, модернизацию промышленности, стимулирование научно-технического прогресса, создание новых рабочих мест и рост уровня жизни граждан твоей страны. В спокойные времена Британия, возможно, и не пошла бы на этот шаг и существенно строже подходила к вопросу изучения источников происхождения средств инвесторов. Однако кризисное состояние мировой экономики, разбалансированность международной валютно-финансовой системы и обострение глобальной конкуренции толкают на крайние шаги – доступ к финансовым ресурсам становится важнее вопросов этики и морали.

 

И далеко не факт, что незаконный, преступный и даже откровенно криминальный характер происхождения сбережений является помехой и такого рода финансовыми ресурсами стоит бороться. Наоборот, полученные в результате незаконной предпринимательской деятельности, коррупционных поборов, монополистического беспредела и криминальных операций финансовые ресурсы лишь ослабляют экономики и финансовые системы других стран. Которые в условиях скатывания мировой экономики в новую фазу глобальной рецессии становятся стратегическими конкурентами. В таком случае приходится выбирать между двух зол – либо борьба за чистоту финансовых ресурсов. Либо возможность использовать этим самые финансовые ресурсы с откровенно сомнительной репутацией и тёмной историей в интересах национальной экономики и бизнеса.

 

Притом что банковская система Великобритании, также как и США, даже по оценкам ООН во многом держится на плаву благодаря легализации и прокручиванию преступных доходов от незаконной предпринимательской деятельности, торговли оружием, наркотиками, проституции и т.д. В данном случае принцип «умрём оба, но ты умрёшь первым» становится доминирующим.

 

Единственное, что требуется сделать потенциальному инвестору и гражданину Великобритании, чтобы отвести от себя подозрения британского финансового регулятора, так это просто подержать свои средства, в том числе незаконно приобретённые, на счетах в банке свыше 3 месяцев. Это позволит британским пограничным властям сделать вывод о легитимности финансовых ресурсов потенциального инвестора и юридической чистоте источников их происхождения. Гениальность ситуации состоит в том, что, привлекая финансовые ресурсы (в том числе криминального и незаконного происхождения), британские власти не несут вообще никакой ответственности за источник их происхождения и, соответственно, снимают с себя все репутационные риски.

 

В случае, если по каким-либо причинам (глобальную конкуренцию в том числе и на уровне стран никто не отменял) выяснится криминальный характер происхождения сбережений вновь зарегистрированного гражданина Великобритании, то совершенно ничто не помешает британским правоохранительным органам найти стрелочника. Без всяких трудностей они смогут переложить всю ответственность на правоохранительные органы и систему банковского надзора тех стран, на территории которых были получены эти средства. Так как именно на счетах и депозитах коммерческих банков этих самых стран первоначально и размещались в течение как минимум 3 месяцев средства будущего инвестора и гражданина Туманного Альбиона.

 

Более того, не стоит забывать, что одно дело – не знать источник происхождения финансовых ресурсов инвестора и потенциального претендента на гражданство. И совсем другое – знать (или по крайней мере догадываться), но в силу коммерческой заинтересованности до поры до времени закрывать глаза на незаконный или, что ещё хуже, криминальный характер происхождения сбережений иностранцев, желающих получить инвестиционную визу в Великобританию.

 

По мере разрастания кризисных явлений в мировой экономике и обострения глобальной конкуренции (как на уровне корпораций, так и на уровне целых стран) за доступ к финансовым и природным ресурсам, а также на рынки сбыта третьих стран, ничто не помешает британским разведывательным службам использовать наличие информации о незаконном и криминальном происхождении активов инвесторов-нерезидентов.

 

В таком случае логично предположить, что наличие компромата на высокопоставленных российских чиновников, их родственников и аффилированных с ними бизнесменов может стать инструментом продвижения геоэкономических и геополитических интересов Великобритании и британского капитала на территории России за счёт шантажа российских чиновников. То, что коррупционеров рассматривает как личное благо (предложение о взятке), иностранные спецслужбы расценивают как инструмент установления контроля за чиновником страны-конкурента, который позволит направлять действия отдельно взятого клептомана в интересах финансово-политических элит третьих стран.

 

Принимая во внимание масштабы коррупции, которая из общественно порицаемого социального недуга превратилась в сущностный смысл существования критически значимой части чиновников и стала чуть ли не основой нынешнего государственного строя, исключать такого рода вероятность и сопряжённые с ними риски для финансово-экономического суверенитета России было бы просто преступной халатностью. По крайней мере, ничем иным, кроме как внешним управлением отечественными чиновниками, нельзя объяснить тот факт, что в России на протяжении 22 лет последовательно и целенаправленно проводится политика разрушения финансово-экономического суверенитета, уничтожения отечественной несырьевой промышленности и осознанного отказа от борьбы с коррупцией.

 

Неудивительно, что после существенного упрощения процедуры получения британской инвестиционной визы в 2011г. многократно возрос поток россиян, желающих выехать на постоянное место жительство в Соединённое Королевство. Согласно оценкам всё того же Пограничного агентства Великобритании, на долю состоятельных граждан России, представленных далеко не лучшим светом общества (коррупционерами, олигархами и обслуживающими их интересы «эффективными менеджерами», криминальными структурами) приходится свыше 24% всех положительных решений по предоставлению инвестиционных виз.

 

Другими словами, именно россияне первыми откликнулись на призывы правительства Туманного Альбиона конвертировать свои активы и сбережения (в том числе и незаконно приобретённые в ходе разворовывания бюджетных средств, криминала, силового рэкета, распродажи невосполнимого минерального сырья и злоупотребления монопольным положением на рынке) в британскую прописку.

 

Принимая во внимание тот факт, что по оценкам самих продавцов недвижимости, на долю чиновников приходится от 40 до 60% продаж элитной и сверхдорогой недвижимости как на территории  России (в «Рублёвско-Куршевельском» федеральном округе), так и в элитных районах Лондона, Парижа, Монако, Ниццы, Канн и прочих фешенебельных столиц Старого Света, не сложно догадаться, что в подавляющем большинстве бегут в Британию именно коррумпированные чиновники и клептоманы. Которые на полном серьёзе считаю, что государство призвано служить не абстрактным интересам общества и преумножать общественное благосостояние, а вполне конкретным  коммерческим интересам глобального бизнеса и доморощенных олигархов.

 

Насколько можно судить, из с тонущего корабля российской экономики бегут «крысы» – именно те чиновники, которые своей преступной халатностью, коррупцией, профессиональной непригодностью и просто злым умыслом довели Россию до края социально-экономической пропасти. Они прекрасно отдают себе отчёт в том, что сколько верёвочки ни виться, но конец будет. Масштабы коррупционного беспредела и произвола чиновников достигли таких масштабов, что отечественная деиндустриализированная «экономика трубы» затухает даже на фоне растущих и стабильно высоких цен на энергоносители.

 

Коррупционеры и «либеральные фундаменталисты», служащие карману глобального бизнеса и российских олигархов, не хотят и не готовы нести персональную ответственность за разрушительные результаты своей деятельности. И по этой причине в массовом порядке бегут туда, где живут их дети, семьи и любовнице. Именно по этой причине мы видим взрывной рост вывоза капитала (свыше 360 млрд. долл. за период с 2008г. и 110 млрд. с сентября 2011г.) и скачок обращений за инвестиционными визами в Великобританию – клептоманы бегут поближе к своему карману, оффшорным счетам, яхтам, виллам и замкам.

 

Да, безусловно, на втором месте после коррумпированных чиновников и членов их семей, сумевших создать какой-то бизнес по разворовыванию бюджетных средств на распределении госзаказов и управлении государственным имуществом, идут добропорядочные предприниматели, уставшие от произвола чиновников, коррупционных поборов и беспредела монополистов. Они прекрасно отдают себе отчёт в том, что норма рентабельности от вложений капитала в Великобритании в разы ниже, чем в России, а уровень конкуренции существенно повышает риски коммерческих неудач. Но все эти риски более-менее просчитываемые и поддаются количественному измерению. Тогда как просчитать маразм политического руководства России, метания в макроэкономической политике и масштабы предстоящего изменения коррупционного и налогового бремени представляется просто невозможным.

 

Следом за Россией в списке наиболее активных желающих получить британскую инвестиционную визу с возможностью получения вида на жительства и гражданства идут граждане Китая. На них приходится порядка 23% от всего числа положительно рассмотренных заявок на визу. Однако, во-первых, численность населения Китая в 10 раз превышает аналогичный показатель России и в относительном выражении численность эмигрантов является незначительной.

 

Во-вторых, в Китае коррупция открыто признаётся ключевой угрозой экономическому процветанию общества и социально-политической устойчивости. По крайней мере, с ней там борются во всех эшелонах власти. Пускай и с переменным успехом и в весьма шокирующей и неприемлемой для современных европейцев форме – публичными казнями и расстрелами.

 

В-третьих, в Китае официально провозглашена стратегия вывоза и дальнейшего проникновения (инфильтрирования) китайского капитала и китайских диаспор в экономику и общественную систему других стран. В отличие от своих российских коллег, руководство Китая рассматривает вывоз капитала за рубеж в качестве действенного инструмента расширения финансово-экономического и политического влияния Поднебесной в мире, а не в качестве инструмента для уклонения от уплаты налогов и легализации наворованных активов.

 

Да, безусловно, проблема коррупции в Китае стоит крайне остро. Однако в Поднебесной она не является смыслом существования чиновников и при принятии стратегических решений в области экономики, социальной сферы, внешней политики и т.д. коррупционные интересы не могут играть основной роли. В России же иначе как шкурными интересами чиновников и коррупционным беспределом многие решения объяснить не получается вовсе – начиная от закупки вертолётоносцев класса «Мистраль» и заканчивая монетизацией льгот и приватизацией бюджетной сферы.

 

В-четвёртых, в отличие от России в Китае норма накопления капитала в 2 раза превышает российский показатель (43-45% ВВП против 21-22%), идёт активная модернизация производства и масштабное финансирование наукоёмких отраслей обрабатывающей промышленности, развиваются передовые технологические уклады, государство расширяет финансирование науки, образования, здравоохранения, ЖКХ и прочей базовой технологической инфраструктуры. А износ производственных мощностей и основных фондов в инфраструктуре в 2 раза ниже критически отметок России (30-35% против 70-80%).

 

В отличие от России, Китай может позволить себе вывозить излишки капитала, полученные от торговли промышленными товарами и прочей готовой продукцией (а не нефтью, газом и металлами, как в случае с Россией), за рубеж и вкладывать их в зарубежные экономики с целью импорта современных производственных и управленческих технологий.

 

Exit mobile version