Кризис еврозоны будет углубляться
Я, как и многие другие эксперты, уже неоднократно говорил о том, что перспектив сохраниться в своем нынешнем виде у еврозоны нет в силу продолжения финансового кризиса.
Но вот официальные лица Евросоюза эту тему старались не затрагивать, в лучшем случае вскользь упоминая о том, что альтернативы евро нет. И вот буквально на днях канцлер Германии Ангела Меркель дала достаточно подробный комментарий ситуации.
«Мы не вернемся к немецкой марке. ФРГ верна единой валюте и продолжит обеспечивать условия стабильности евро», – приводит Reuters слова Меркель. Канцлер также подчеркнула необходимость более слаженной работы стран еврозоны. «Нам следует более активно согласовывать налоговую политику и социальную проблематику, а также темы трудового законодательства и заработной платы чиновников. Нам требуется преодолеть разногласия, которые порой весьма существенны», – считает немецкий лидер.
Кроме того, Меркель совершенно определенно высказалась по поводу спекуляций о разделении еврозоны на «северную» и «южную»: «При мне этого не случится. Представляя всю Германию, я совершенно четко говорю: «Нет». Сложившаяся ситуация далеко не так критична».
Отметим, что это – не просто заявление о судьбах евро, но и (пусть и неявное) описание главных проблем еврозоны, о которых я тоже писал. Во-первых, это приоритет национального законодательства в финансовой сфере, что в условиях кризиса ведет к попыткам отдельных политических сил улучшить ситуацию в своей стране за счет интересов еврозоны в целом. Во-вторых, это принципиально отличающиеся экономические модели Севера и Юга Европы (отметим, что с некоторых пор прибавилась и третья проблема: что делать с малыми и «новыми» странами ЕС?). Поговорим о них чуть подробнее.
Первая проблема в условиях ужесточения кризиса не решается никак. Ну, т. е. вообще никак. Формальный механизм т. н. «демократии» (суть ее, как понятно, любой ценой оставить у власти правящую элиту и сохранить капиталистический строй) состоит в чередовании разных частей политической элиты (которая только часть элиты страны) по результатам выборов. Но продолжение кризиса ведет к естественному сокращению общего объема элиты, поскольку, выражаясь словами Окуджавы, «пряников сладких всегда не хватает для всех», а в условиях кризиса – тем более.
Народ очень не любит падения уровня жизни, и для любого неудачливого политика всегда тихим кошмаром является перспектива потерять свой статус и уйти в «небытие» (с соответствующим падением доходов). В общем, старая шутка из фильма «Бриллиантовая рука», пожелание «Чтоб ты жил на одну зарплату!» для любого политика есть самый страшный кошмар, который он только может себе представить. И в этой ситуации поддерживать какой-то там евро ценой падения уровня жизни своих избирателей, перед выборами (а выборы там идут почти постоянно)… Такое себе даже представить невозможно!
Что касается «южной» и «северной» экономических моделей, то они просто объективно имеют место, нравится это Меркель или нет. Более того, об этом все всегда знали, просто считали, что общие доходы ЕС будут достаточны, чтобы эту проблему решить. Сегодня стало ясно, что денег на это нет, так что тут все, в общем, понятно. Деньги или появятся (правда, непонятно, откуда), или нет. И тогда южные страны, рано или поздно, по одной или все врозь, из зоны евро уйдут.
Что касается малых стран и стран Восточной Европы, некоторые из которых в зону евро не входят, но входят в ЕС, то ситуация тут – примерно такая же, как и с южными странами (т. е. их нужно банально кормить и поддерживать в них некоторый минимальный уровень жизни), но еще при этом у населения стран старой Европы нет ощущения, что они – «свои». Выводы тут делайте сами, я про это уже много раз писал.
То, что Меркель все эти проблемы озвучила, демонстрирует как минимум три вещи. Первое – что она это все знает. Теоретически это было ясно и раньше, но она подтвердила. Второе – что у нее пока есть ресурсы, чтобы отложить эти проблемы «на потом». Это – тоже полезная информация, хотя и в меру, поскольку о том, каков объем этих ресурсов, никто не знает. И третье, главное, – что молчать на эти темы уже невозможно. Следовательно, тот анализ, который мы делали последние два года на эту тему, был правильным.
Отметим, что Меркель – не единственный крупный европейский политик, который выступил на эту тему. Чуть ранее премьер-министр Франции Франсуа Фийон призвал Великобританию сделать свой вклад в спасение единой европейской валюты и продолжить курс на более глубокую евроинтеграцию, поскольку коллапс еврозоны обернется крахом для королевства на фоне его крепких связей с блоком. В тонкости он не вдавался, деталей не объяснял, а просто намекнул Великобритании, что лучше немного заплатить сейчас, чем существенно больше – завтра. Поверят ему или нет – вопрос другой, но предложение сделано, причем, ясное дело, не от хорошей жизни.
В заключение остается отметить, что поскольку «погоды стоят предсказанные», что и подтвердили уважаемые политики, то и развитие событий пойдет по предсказанному пути, т. е. проблемы зоны евро будут усугубляться до тех пор, пока не наступит срок ее серьезно переконфигурировать. И единственным вопросом, который пока не нашел ответа, являются сроки. Но тут ничего определенного утверждать нельзя, причем не только нам, но и европейским политикам, поскольку уж больно велика доля субъективного фактора в дальнейшем развитии событий, и фактор этот во многом находится за пределами Европы.