14 (27) сентября Святая Православная Церковь празднует Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня. Поздравляя все наших читателей с этим Великим праздником, “Русские новости” предлагают вашему вниманию материал под заглавием Воздвижение Креста Господня – символа победы над смертью, ранее опубликованный на сайте “Русская идея” в рубрике: “календарь “Святая Русь”, а также приводим тропарь, кондак и величание Празника.
Воздвижение Креста Господня – символа победы над смертью
Римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить в человечестве воспоминания о священных местах, где пострадал за людей и воскрес Господь наш Иисус Христос. Император Адриан (117–138) приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. На это место собирались язычники и совершали идольские жертвоприношения.
Однако через 300 лет Промыслом Божиим великие христианские святыни – Гроб Господень и Животворящий Крест были вновь обретены христианами и открыты для поклонения. Это произошло при равноапостольном Императоре Константине Великом (306–337), первом из римских императоров, прекратившем гонения на христиан. Константин после победы в 312 г. над Максентием, правителем Западной части Римской империи, и над Ликинием, правителем Восточной ее части, в 323 г. сделался единодержавным правителем огромной Римской империи. В 313 г. он издал так называемый Миланский эдикт, по которому была узаконена христианская религия, и гонения на христиан в Западной половине империи прекратились. Правитель Ликиний, хотя и подписал в угоду Константину Миланский эдикт, однако фактически продолжал гонения на христиан. Только после его окончательного поражения и на Восточную часть империи распространился указ 313 г. о веротерпимости.
Император Константин, содействием Божиим одержавший в трех войнах победу над врагами, видел на небе Божие знамение – Крест с надписью “Сим победиши”. Это было также предуказание его великой миссии христианизации Империи и создания Второго Рима. Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, Император Константин направил в Иерусалим свою мать, благочестивую Царицу Елену, снабдив ее письмом к Патриарху Иерусалимскому Макарию. Хотя Елена к этому времени была уже в преклонных годах, она с воодушевлением взялась за исполнение поручения. Языческие капища и идольские статуи, наполнявшие Иерусалим, Царица повелела уничтожить.
Разыскивая Животворящий Крест, она расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю. Вскоре были обнаружены Гроб Господень и неподалеку от него три креста, дощечка с надписью, сделанной по приказанию Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа. Чтобы узнать, на котором из трех крестов был распят Спаситель, Патриарх Макарий поочередно возложил кресты на покойника. Когда был возложен Крест Господень, мертвец ожил. Увидев воскресшего, все убедились, что найден Животворящий Крест.
Христиане, во множестве пришедшие поклониться чудесно обретенному Святому Кресту, просили святителя Макария поднять, воздвигнуть Крест, чтобы все могли, хотя бы издали, благоговейно созерцать Его. Тогда Патриарх и другие духовные лица начали высоко поднимать Святой Крест, а народ, взывая: “Господи, помилуй”, благоговейно поклонялся Честному Древу. Это торжественное событие произошло в 326 году.
При обретении Животворящего Креста совершилось и другое чудо: тяжело больная женщина, при осенении ее Святым Крестом, сразу исцелилась. Старец Иуда и другие иудеи уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Иуда получил имя Кириак и впоследствии был рукоположен во епископа Иерусалимского. В царствование Юлиана Отступника (361–363) он принял мученическую смерть за Христа (память священномученика Кириака 28 октября).
Царица Елена ознаменовала места, связанные с земной жизнью Спасителя, основанием более 80 храмов, воздвигнутых в Вифлееме – месте Рождества Христова, на горе Елеонской, откуда Господь вознесся на небо, в Гефсимании, где Спаситель молился перед Своими страданиями и где была погребена Божия Матерь после Успения. В Константинополь Царица Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди. Император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм строился около 10 лет. Святая Елена не дожила до освящения храма; она скончалась в 327 г. Храм был освящен 13 сентября 335 г., и на следующий день, 14 сентября, установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста.
Части св. древа Креста Господня хранятся в Успенском соборе в Москве, там же в особом ковчеге находится и Гвоздь, коим был пригвожден ко Кресту Иисус Христос.
Крест – символ победы над смертью и мощное оружие защиты христиан и христианских Государей от сил зла. После революции тропарь этого праздника соответственно отцензурировали, устранив из текста упоминание о Государе. Однако православные монархисты произносят его сегодня так:
Спаси, Господи, люди Твоя
и благослови достояние Твое,
победы грядущему православному Государю
на сопротивныя даруя
и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство
и благослови достояние Твое,
победы грядущему православному Государю
на сопротивныя даруя
и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство
Напоминаем, что сегодняшний день по уставу Православной Церкви – постный.
Ниже приводим тропарь, кондак и величание праздника:
Тропарь, глас 1-й:
Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое,
победы православным христианом (грядущему православному Государю)
на сопротивныя даруя
и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Кондак, глас 4-й:
Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству, щедроты Твоя даруй,
Христе Боже, возвесели силою Твоею верныя люди Твоя,
победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу
Величание
Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Крест Твой Честный,
имже нас спасл еси от работы вражия.