Рождение от воды и духа и для нас, родившихся через два тысячелетия после описываемых событий – вещь совершенно непостижимая. Как можно, будучи в совершенных летах, а совершеннолетия еврейские мужчины достигали к 30 годам, родиться заново. Но именно как бы «заново рожденными» мы ощущаем себя порой после важных судьбоносных событий нашей жизни. Не случайно это выражение присутствует в нашей русской фразеологии уже не одно столетие. Можно проанализировать это казалось бы обычное русское слово. РОДИТЬ-СЯ, то есть РОДИТЬ-СЕБЯ. «Родить себя» означает не столько быть рожденным родителями, хотя и это – великое чудо, но родить себя заново, духовно переродиться из мальчика в мужа, из индивида – в личность. Сделать это самостоятельно невозможно. Нужен посредник, Предтеча – тот кто переродился первым. Это перерождение – Таинство, Великая Тайна жизни, необъяснимая и влекущая, как и всякая тайна. Живой Бог, посетивший нашу землю по обетованию, после своего совершеннолетия не пожелал поскорее жениться и рожать детей физически, как делаем это мы, а пошел к пророку, от которого и должен был принять Великую Тайну Богоявления. Вся предшествующая жизнь Его осталась позади, мы не знаем о ней практически ничего. История Его началась как бы с чистого листа. Позади годы земные, полные впечатлений, впереди Царство Благословенное, Благая Весть, Евангелие.
Иисус, которому едва за 30, привычно объясняет Никодиму, пожилому уже человеку, одному из начальников иудейских, фарисею, изучившему Писания вдоль и поперек, начала Царствия Небесного. Как это возможно? Устами младенца…? Но Иисус к тому времени совершил много чудес. Но как, каким образом, какою силою? И кто же они такие – пророк Иоанн Предтеча, сам Иисус, ученики их? Горячая иудейская молодежь, пытливые еврейские юноши, сторонники религиозной реформации, подвижники подлинной религии иудейской, или же Посланники Небес. Позже Гамалиил — единственный христианский святой, упомянутый в Новом Завете, учитель апостола Павла, когда в Синедрионе встал вопрос о том, что делать с заключенными в темницу за проповедь о Распятом Иисусе, скажет в Синедрионе: «Если это дело от человеков, то оно разрушится; а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками» (Деян.5:34-39)
Фарисеи считали, будто уже только по одному тому, что они по рождению иудеи и, тем более фарисеи, тем самым каждый из них – непременный и достойнейший член будущего славного Царства Мессии. Сам же Мессия, по воззрению фарисеев, должен быть знаток Торы, рьяный исполнитель Закона. Он должен быть подобным им иудеем, который освободит всех иудеев от чужеземного ига и создаст всемирное царство, в котором они, займут господствующее положение. Никодим, разделявший, очевидно, эти общие для них воззрения, в глубине души, возможно, чувствовал ложность их, и потому пришел к Иисусу, о Котором уже ходило так много слухов, чтобы узнать, не Он ли – тот ожидаемый Мессия. Господь же с первых слов начинает свою беседу с того, что рушит все фарисейские притязания на избранность: «Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия». Мало быть иудеем по рождению, нужно полное нравственное перерождение, которое дается человеку свыше, от Бога, надо как бы заново родиться, стать новой тварью. Так как фарисеи представляли себе Царство Мессии царством физическим, земным, нет ничего удивительного в том, что Никодим понял эти слова Господа буквально. Тогда Иисус объясняет, что речь идет не о плотском рождении, а об особом духовном рождении, которое отличается от плотского как причинами, так и плодами.
Это — рождение «от воды и Духа». Вода — средство или орудие, а Дух Святой — Сила, производящая новое рождение, и Виновник нового бытия: “Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие”. “Рожденное от плоти есть плоть”, — когда человек рождается от земных родителей, то наследует от них грех Адамов, гнездящийся в глубинах плоти, он мыслит плотски и угождает своим плотским страстям и похотям. Эти пороки плотского рождения можно исправить только рождением духовным: “Рожденное от Духа есть дух”. Тот, кто принял возрождение от Духа, сам вступает в жизнь духовную, возвышающуюся над всем плотским и чувственным. В духовном возрождении самому человеку доступна наблюдению только перемена, которая происходит в нем самом, но та возрождающая сила и способ, которым она действует, а также пути, по которым она приходит, для самого человека таинственно и неуловимо. И действие Духа Божия, нас возрождающего, хотя очевидно и ощущаемо, но таинственно и необъяснимо.
Человек древности не знал таинственных свойств воды, но чувствовал их. Вода — это загадка, вода — это не только вещь, необходимая для жизни, вода — это сама жизнь, каждый из нас во многом состоит из воды. Жизнь зародилась в воде. Сама вода сохраняет информацию каким-то загадочным образом: у воды есть своя память. Вода, обнимая нашу землю, дает возможность существования на ней человека, и животного, растения и всего. Поэтому омовение водой было очень важным ритуалом в древности.
ОМОВЕ́НИЕ в иудаизме (טְבִילָה, твила, буквально `окунание`, `погружение`) – обряд, предназначенный для восстановления ритуальной чистоты, а также для тех случаев, когда необходима большая ритуальная чистота, а также для особого освящения. Омовение не надо путать с купанием: совершающий омовение должен предварительно выкупаться. Тем не менее, между омовением и купанием существует некоторая символическая связь. Как омовение, так и виды скверны и нечистоты, от которых оно очищает, установлены библейским законом и осмыслены законоучителями как ритуальные, а не гигиенические или магические предписания. В иудаизме ряд сект, ессеи и Кумранская община настаивали на частом совершении омовения.
В еврейской традиции существуют три типа омовений, соответствующих типу скверны: полное омовение, омовение рук и ног и омовение рук. Полное омовение человека или предмета, требующего очищения, должно совершаться либо в «живой воде», то есть в воде реки, природного источника или моря. Человек или предмет, подлежащий омовению, должен быть физически чистым, и вода должна соприкасаться со всей поверхностью тела или вещи. По закону достаточно одного такого омовения, однако стало обычным совершать троекратное омовение. Полное омовение требуется в большинстве случаев ритуальной нечистоты, установленных в Пятикнижии. Особую важность омовение имело для священников, так как для участия в храмовой службе и принятия в пищу «священного» они должны были быть чисты. Даже сам вход в Храм был дозволен лишь тем, кто был ритуально чист. Однако среди фарисеев вошло в обычай поддерживать ритуальную чистоту все время.
Омовением в индуизме и других индийских религиях называют ритуальное омовение и елеопомазания, проводимые во время крупных фестивалей в индуистских храмах в воде священных рек, таких как Брахмапутра, Ганг, Ямуна и др. В ведической религии омовение являлось одним из основных моментов обряда царского посвящения. Раджу, выступавшего жертвователем, омывали водой из различных священных рек.
Иордан — священная река. Омовение в ней имеет особую силу. Больной или грешник принимая веру в единого Бога, очищался и исцелялся, совершая омовение, которое по-гречески произносится как «баптисма» — священное омовение. В русском переводе Евангелия баптизма называется уже крещение, чтобы подчеркнуть, что это было не рядовое, а священное омовение. В оригинале евангельском было написано, что «пришел Иоанн Креститель совершать баптизму, священное омовение».
Откуда происходит русское слово «крещение»? Уже от слова крест, от другого Крещения, истинного Крещения, когда человек уже надевает на себя Крест Христов. То Крещение было крещением покаяния, но связь между ними существует совершенно определенная. Иоанн Креститель говорил перед пришествием Христа: вы должны мысленно оглядеть свою жизнь и порвать с прошлым, измениться. «Опомнитесь, обдумайте всю свою жизнь!». По-гречески этот призыв звучит как «метаноите» — передумайте все, или по-русски — покайтесь.
Иисус Христос в основание своей Церкви и положил покаяние и Крещение, Он принял как вступительный знак в нее священное омовение, «баптизму», но уже христианскую, которая совершается как Таинство, и мы его уже называем по праву Крещением, а не просто священным омовением. Крещением, потому что это сопровождается возложением креста на грудь крещаемого.
«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Марк 8:34,35).
Крещение является таинством Церкви, таинством вхождения человека духовный организм Церкви. Иисус говорит апостолам: «Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам». Начните свой Крестный путь так, как некогда начал его Он Сам.
«Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.»