Косово вносит раскол в ряды Евросоюза
Обнародованный 12 октября в Брюсселе доклад Еврокомиссии о перспективах расширения Европейского союза зафиксировал раскол в ЕС. Если Франция и Италия отнеслись к приему в Евросоюз балканских стран, в том числе Сербии, вполне терпимо, то Великобритания и Германия заняли гораздо более жесткую позицию. Главный пункт разногласий – ситуация вокруг самопровозглашенной независимости Косова и отношения к ней Сербии… Представители Франции и Италии предлагали предоставить Сербии статус страны-кандидата, констатировав, что Белград выполнил ключевые требования ЕС, выдав Международному уголовному трибуналу по бывшей Югославии в Гааге бывшего командующего армии боснийских сербов генерала Ратко Младича и бывшего лидера хорватских сербов Горана Хаджича. Что же касается отказа Сербии признать независимость Косова, то, по мнению Парижа и Рима, данное обстоятельство не должно служить препятствием для получения статуса кандидата.
Однако британцы и особенно немцы пока не склонны смягчать свою позицию, смысл которой в том, что без признания Косова Сербия не может стать членом Евросоюза.
Промежуточным итогом продолжающихся дискуссий стала рекомендация Еврокомиссии Европейскому союзу «рассмотреть вопрос» о предоставлении Белграду статута кандидата. Такая «рекомендация» не возлагает на еврочиновников никаких обязательств и может быть легко пересмотрена на ближайшем же саммите ЕС. Тем более что Еврокомиссия все-таки предложила властям Сербии проявить более «конструктивный» подход к Косову. Доклад рекомендует Совету ЕС предоставить Сербии «статус кандидата при одновременном понимании того, что Сербия возобновит диалог с Косовом и проявит волю к выполнению достигнутых до сих пор соглашений». Данная формулировка предоставляет оппонентам сербской заявки удобную зацепку. Ведь переговоры между Белградом и Приштиной под эгидой Евросоюза были прерваны за несколько дней до обнародования доклада Еврокомиссии. Германия уже пригрозила наложить вето на рекомендации Еврокомиссии в случае, если переговоры не возобновятся в самое ближайшее время.
Впрочем, и соседям Сербии по региону доклад Еврокомиссии не принес особой радости. Албания изначально не питала иллюзий. Европейские дипломаты констатировали, что в этой стране все еще «отсутствует культура консенсуса и компромисса». Еще более негативную оценку получила Босния и Герцеговина – страна, которая вступила во второй год существования без центрального правительства. По меткому выражению председателя комиссии по европейской интеграции боснийского парламента Халида Геняца, «Босния плетется позади всех остальных Западных Балкан в деле европейской интеграции». Впрочем, еще дальше от приема в ЕС остается Косово. По мнению Еврокомиссии, этот вопрос нельзя даже рассматривать до тех пор, пока независимость края не признают все страны-члены ЕС: «Различия в вопросе о статусе представляют собой препятствия для ведения контрактных отношений». [1]
На этом фоне более привлекательными выглядят заявки Македонии и Черногории, уже располагающих статусом официальных кандидатов. В частности, Еврокомиссия рекомендовала начать с Черногорией «переговоры о приеме». Однако и данное обстоятельство ничего не гарантирует: достаточно вспомнить аналогичный статус Турции, которая с каждым годом не приближается к членству в ЕС, а отдаляется от него. [2]
Учитывая углубляющийся кризис в рядах Евросоюза, этой организации удобно как можно дольше держать балканские страны в «подвешенном» состоянии, выдвигая все новые требования и избегая принятия на себя конкретных финансовых и политических обязательств. Как показывает пример Сербии, ультимативное давление приносит плоды. Албания и без членства в Евросоюзе является верным членом НАТО. Что же касается Боснии и Герцеговины и Косова, то они важны для Запада в качестве плацдармов для НАТО, а не как полноправные члены ЕС. Как полагают многие в руководстве Евросоюза, постановив принять в свои ряды Хорватию – да и то с июля 2013 года, – Брюссель может теперь взять паузу в расширении и сосредоточиться на решении более актуальных для себя финансовых проблем.
Что характерно – в Косове весьма сдержанно оценили рекомендации Еврокомиссии. Так, ведущая албаноязычная газета «Коха диторе» назвала «позитивным сообщением для Косово» заявленное еврочиновниками намерение начать в конце текущего года диалог о либерализации визового режима для Приштины. [3] А по оценкам издания «Эпока э рэ», Еврокомиссия пришла к заключению, что Косово «выполнило требования для визовой либерализации», однако получило несколько дополнительных заданий, которые надо выполнить в течение ближайших месяцев. В этом случае переговоры Брюсселя и Приштины по либерализации визового режима могут начаться ориентировочно 13-17 декабря. На эти дни запланировано заседание Совета министров ЕС.
Между тем министры внутренних дел стран-членов Евросоюза вполне могут не ограничиться обсуждением визовой проблемы, а задать вопросы относительно того, что происходит у их косовских коллег. Ведь буквально за несколько дней до доклада Еврокомиссии на косовской политической сцене разгорелся новый скандал. Гражданско-полицейская миссия Европейского союза в Приштине (EULEX) начала расследование злоупотреблений в краевом министерстве внутренних дел при закупке оружия и боеприпасов для местной полиции. Международные полицейские уже задержали несколько чиновников. В их числе – начальник отдела закупок Джевахир Ватовци и заместитель директора подразделения обеспечения полицейский службы Рагип Буньяку. А газета «Коха диторе», в свою очередь, сообщила, что в материалах следствия упоминается имя премьер-министра Косова Хашима Тачи.
В сообщении Миссии ЕС говорится, что произведенные аресты «являются частью «крупного расследования по обвинениям в коррупции и мошенничестве в сфере закупок», относящимся к «закупочным процедурам в полиции Косово и бизнесменам, поставляющим полиции оружие и боеприпасы». [4]
По данным газеты «Коха диторе», речь идет не только о финансовых нарушениях в ходе оружейных тендеров (когда за оружие уплачивалась двойная цена), а о том, что действующей под наблюдением ЕС косовской полиции оружие продавала «организованная криминальная группа». [5] Газета «Экспресс» дает понять, что под ударом следователей Евросоюза может оказаться не только косовское МВД во главе с министром Байрамом Реджепи, но и «косовское государство как таковое, подозреваемое в коррупции». [6] Так что появление в материалах дела Хашима Тачи вполне понятно. Следователи ЕС имеют информацию о том, что именно премьер давал добро на закупки без консультаций с международными представителями, включая миссию ООН, хотя должен был делать это согласно «Закону о государственных закупках».
Скандальные закупки оружия и боеприпасов начались, по данным миссии ЕС, еще в 2008 году – сразу после провозглашения независимости Косова. Хашим Тачи подписывал документы, по крайней мере, в марте 2009 года. Почему же расследование запущено именно сейчас? Похоже, оно явилось следствием общего ухудшения отношений Евросоюза и Приштины, последовавшего за операцией косовского спецназа против косовских сербов в конце июля. Односторонние действия Приштины были одобрены США и НАТО, но у многих в руководстве Евросоюза они вызвали смятение. Директор европейских программ «Международной кризисной группы» Сабина Фрейзер даже полагает, что, похоже, впервые с 2008 года международное сообщество вынуждено выбирать, чью сторону занять: «НАТО поддерживает правительство Косова, а ЕС критикует его». [7] Если же учесть, что глава МВД Байрам Реджепи известен как главный евроскептик в Приштине, однажды изрекший «Спаси нас, Всевышний, от Миссии ЕС!», картина вырисовывается примечательная. [8] Евросоюз ради спасения прерванных переговоров Белграда и Приштины может пойти на «зачистку» косовского пространства от некоторых скомпрометировавших себя в глазах Европы фигур.
Однако неясно главное: пойдет ли Евросоюз против Хашима Тачи? Несмотря на инициированное ранее ПАСЕ и Миссией ЕС расследование о его причастности к «черной трансплантологии», позиции косовского премьера пока выглядят прочными. Правда, в случае нового обострения ситуации на севере края европейские кураторы Косова могут принести в жертву и его.