Кошмар для Запада
Европейские лидеры боятся того, что Ливия может стать следующим Афганистаном
Европейцы и американцы хотят помочь мятежникам в Ливии, но уроки, которые они извлекли из Ирака и Афганистана, вызвали опасения в отношении военного вмешательства. До сих пор единственное, что Европейский Союз смог сделать – это одобрить финансовые санкции. В Германии лидеры боятся ввязаться в гражданскую войну.
Бывают времена, когда некоторые политики и дипломаты Европы и Соединенных Штатов желают чьей-то смерти. Они хотят, чтобы глава государства или правительства отдал приказ направить авиацию или запустить несколько ракет. Конечно, они не говорят об этом открыто, но говорят об этих вещах шепотом. “Почему бы кому-нибудь просто не застрелить его?” – задаются вопросом они. Обычно этого ожидает Европа от Америки. Подобное время наступило опять. Многие политические деятели и дипломаты спокойно надеются на то, что они услышат однажды утром по радио, что ливийский диктатор Моаммар Каддафи умер ночью. По этому сценарию, из новостей слушатели узнают о том, что американская эскадрилья бомбардировщиков безопасно вернулась на авианосец в Средиземноморье. Нынешняя ситуация напоминает бывшего президента США Рональда Рейгана.
Он попытался устранить Каддафи в апреле 1986 года. В то время Рейган распорядился сбросить 36 бомб с лазерным наведением на военный объект Бэб аль-Азизии – центр управления Каддафи в пригороде Триполи. Каддафи выжил. За провальную миссию Рейган был высмеян и резко раскритикован за эту попытку. Некоторые западные страны рассматривают такой поступок как убийство, и таким образом, это недопустимо. Когда дело доходит до войны и Запада, это всегда сводится к вопросу этики. Теперь все глаза устремлены в сторону президента США Барака Обамы. Что он будет делать? У него есть оружие для еще одной попытки, но у него, очевидно, также есть огромные сомнения.
Скептическое отношение Меркель
То же самое касается и европейцев. В пятницу на саммите в Брюсселе лидеры стран-членов Европейского Союза призвали Каддафи уйти в отставку. Несмотря на то, что военная операция не была исключена, она зависит от одобрения Организации Объединенных Наций, Лиги Арабских Государств и Африканского Союза. Выступая после встречи, канцлер Германии Ангела Меркель подчеркнула, что она скептически относится к созданию зоны, запретной для полетов. В настоящее время ЕС полагается на экономические санкции.
Это кошмарная ситуация для Запада. В течение многих лет Европа и Америка ухаживали за Каддафи и расценивали его как ценного делового партнера, не вдаваясь в размышления о страданиях его народа. Теперь значительная часть этого угнетенного населения борется за свою свободу, но Запад мало что делает для того, чтобы остановить череду удач сторонников Каддафи. Запад хочет помочь, но он остается беспомощным.
В этой ситуации страны Запада, независимо оттого, примут ли они какие-то меры или нет, все равно будут подвергаться проклятьям. Если они будут сидеть и наблюдать, то это станет их молчаливым признанием того, что Каддафи, вероятно, подавит восстание и отомстит. Если они вмешаются – то они должны быть готовы к его устранению, а невинные люди могут умереть. А если они ввяжутся в этот конфликт, то им будет необходима конкретная стратегия выхода.
Ирак и Афганистан
Поскольку политические деятели Европы и Америки пытаются урегулировать проблему в Ливии, они будут находиться под влиянием пагубных войн в Ираке и Афганистане. Эти две мусульманские страны подверглись нападению и были оккупированы, а целью так же было создание лучшего мира по западным моделям. Но эти истории не были успешными. Режимы, которые поддерживают Запад, были по меньшей мере сомнительны, ситуация в сфере безопасности также остается сомнительной. Спустя девять лет противостояния, война в Афганистане все еще продолжает бушевать.
Отрицательный опыт, полученный в Ираке и Афганистане, посеял сомнение в Америке и Европе относительно этики этих миссий. Каддафи получает преимущество от этих предчувствий, но это не означает, что они неправильные.
Так или иначе, нет никакого легкого решения для Ливии “а-ля Рейган”, чья провальная миссия с бомбежкой ничего не решала. Есть только долгий и трудный поиск способа, которым можно помочь населению страны, не расстраивая население Европы, которое хотело бы любой ценой избежать другой длительной войны в мусульманской стране.
В качестве предварительного шага США оборвали все связи с “ливийским посольством” в Вашингтоне, но продолжают поддерживать дипломатические отношения с Ливией. Госсекретарь США Хиллари Клинтон намерена посетить на этой неделе Северную Африку, чтобы встретиться с противниками Каддафи. По сведениям Государственного департамента США, она уже связалась с определенными лицами оппозиции, которые находятся как внутри, так и за пределами Ливии.
Обама исключает одностороннее действие
Также обсуждаются военные действия. В прошлый четверг на встрече министров обороны стран НАТО в Брюсселе министр обороны США Роберт Гейтс сказал: “Мы согласны с тем, что будем продолжать планировать всевозможные военные варианты”.
Но правительство Обамы исключило односторонние действия. Руководитель аппарата Белого Дома Билл Дэйли недавно сказал: “Все варианты находятся на рассмотрении. Но это должна быть международная миссия”.
Поскольку получение разрешения ООН в настоящий момент кажется маловероятным, НАТО стало единственной организацией, которая обдумывает вопрос объединенной военной операции. В прошлую среду высокопоставленный правительственный представитель США сказал в Брюсселе: “Америка полагает, что НАТО является тем союзником, с которым можно будет провести военную операцию”.
Но Обама продолжает колебаться, и эта нерешительность все больше вызывает критику. Глава Управления национальной разведки США Джеймс Клэппер недавно предупредил комитет Сената, что оппозиция не сможет свергнуть диктатора самостоятельно. Сенатор-республиканец и бывший кандидат в президенты Джон Маккейн вместе с независимым сенатором Джо Либерманом раскритиковали нежелание Обамы вмешаться в ситуацию. Они говорят, что он должен сделать больше, чтобы поддержать оппозицию. Маккейн, со своей стороны, призывает создать зону, запретную для полетов.