Россия, гигант холодной войны, превратилась в неэффективную силу, слова Путина о военной мощи являются лишь хвальбой и сабельным бряцанием. Пространнейшую статью на эту тему опубликовала британская Daily Mail. Ее публикация основана на рассказе корреспондента Ника Холдсуорта, который побывал на военных учениях на севере России.
Если обобщить впечатления журналиста, то вместо армии великой страны он увидел антикварные снарядные гильзы, один-единственный авианосец, кое-как скрипящий – и военнослужащие, питающиеся свиным салом и серым хлебом (полный текст на сайте InoPressa.ru).
Холдсуорт побывал в Каменке, что в Карелии. Там, по его признанию, “ужасно холодно” (минус 8 градусов по Цельсию). От места, где он находился, недалеко ехать до плацдарма, где происходила одна из самых тяжелых кампаний в истории Красной армии – поначалу катастрофическая зимняя война с Финляндией 1939-1940 годов.
Журналист описывает учения с использованием настоящих боеприпасов, имевшие кодовое название “Снежинка”, – на полигоне 138 Гвардейской мотострелковой бригады ВС РФ.
Менее чем за час были выпущены бесчисленные тысячи пуль, истрачены 1 тыс. снарядов, 100 выстрелов к гранатомету, 45 ручных гранат и еще 200 единиц боеприпасов.
Как он свидетельствует, на первый взгляд эта учебная битва впечатляла. Россия может поставить под ружье армию из миллиона человек, пятую по численности в мире, рядом с которой все другие европейские армии покажутся карликовыми. (По численности вооруженных сил Россию превосходят Китай (более 2 млн лиц на военном учете), США (1,4 млн), Индия (1,3 млн) и Северная Корея (1,1 млн)).
Но если присмотреться, истинная картина не пугает. Контраст так и бросается в глаза: дорогостоящая, отлично пошитая полевая форма шведов и российский грубый брезент цвета хаки.
Даже новые легкие, пуленепробиваемые каски из керамического материала наподобие кевлара, которые носят россияне, не отличаются сверхсовременным лоском шведских касок, у которых всего лишь примитивная сетчатая подкладка под цельным куполом.
Россияне надевают каски поверх шерстяных шапок, совсем как их деды – стальные каски поверх фетровых ушанок под Сталинградом, Кенигсбергом, Веной и Берлином более 60 лет тому назад.
На поле боя, взглянув на дату, отчеканенную на стреляных гильзах, разбросанных по мерзлой грязи, – это гильзы снарядов, выпущенных из крупнокалиберных пушек бронетранспортеров – все они помечены “71” и двумя советскими звездами: значит, были сделаны в 1971 году.
Армейская столовая отапливается дровяной печкой, конструкция которой не изменилась со времен Сталина. В столовой подали завтрак, который британец описывает так: приторно-сладкий черный чай, серый, как положено по уставу, хлеб и куски сала.
Далее британец знакомит свою аудиторию с РПГ. Это оружие, по его словам, представляет собой дешевую трубу из стали и пластмассы, которая стреляет 40-миллиметровыми снарядами. Его максимальная дальность – 500 метров, наиболее эффективная – 300, снаряды могут пробить дыру в бронированной стальной плите толщиной два сантиметра.
Но это динозавр, сконструированный в 70-е годы и с тех пор почти не модернизированный. Если вооруженный им солдат надеется вывести танк из строя, ему придется подобраться к противнику на опасно близкое расстояние.
Что случилось с армией
Гниение в российской армии, согласно версии Daily Mail, началось в 90-е годы, когда недофинансируемая армия перестала отдавать приказы внутри страны и переключилась на экспорт запасов оружия, которые у нее уже имелись.
Эффективная современная армия такого большого государства, как Россия, нуждается в эффективной отечественной оружейной промышленности, а у России такой промышленности больше нет. Производители и поставщики компонентов для электронного оборудования, беспилотных самолетов, артиллерии, боеприпасов и пороха – этого “хлеба с маслом” военно-промышленного комплекса – разорились с голода и прекратили свое существование.
Сегодня у России есть всего один кое-как работающий завод пороха и ракетного топлива на Урале, производящий в ограниченных объемах боеприпасы для ПЗРК, бортового оружия вертолетов и управляемых ракет, говорит доктор наук Павел Фельгенгауэр, московский независимый военный аналитик. По его словам, при Владимире Путине расходы на оборону выросли почти на треть, но российская оборонная промышленность находится в глубоком кризисе.
“Она попросту утратила свои производственные возможности, и, несмотря на щедрые денежные вливания, снабжение едва ли улучшилось”. Плоды замораживания производства оружия в 90-е годы означают, что российская армия все более зависит от артиллерии и танков, сконструированных в 50-е годы или еще раньше, как 122-миллиметровая полевая гаубица “М-30” времен Второй мировой.
У страны есть крупные запасы артиллерийских снарядов и других боеприпасов, но в значительной мере они были сделаны, когда в Кремле все еще работал Сталин.
После почти 20 лет неэффективного управления и небрежения России понадобится долгий срок, чтобы нагнать день сегодняшний.
В международном контексте дела обстоят еще мрачнее, нагнетает газета. США на данный момент тратят на оборону почти в 20 крат больше, чем Россия. В 1991 году у России было 1398 межконтинентальных баллистических ракет, а ныне осталось всего 489. У нее всего 12 атомных подлодок, 20 крупных надводных кораблей и один авианосец.
В торговле оружием Россия также не преуспевает
Государства мира приобретают оружие самыми быстрыми темпами, чем когда-либо после распада СССР в 1991 году. Ведущее место в торговле оружием в мире занимают США. В 2006 году они реализовали оружия на 17 миллиардов долларов. На их долю пришелся 51% продаж оружия в мире.
На втором месте – Россия с объемом продаж в 6 млрд долларов. На первый взгляд, цифра впечатляющая, однако данные обманчивы.
По словам Фельгенгауэра, крупнейшие сделки касаются не высокотехнологических вооружений, а громадных арсеналов “перекрашенных единиц”, оставшихся со времен СССР. В числе покупателей – Иран, Китай, Сирия и Судан; эти страны считают Россию чем-то вроде военного магазина “Все за 1 фунт”; много чего можно приобрести по дешевке, если только вы не настаиваете на сверхсовременном техническом уровне.
Со своей стороны, верховное командование вооруженных сил и Кремль по-прежнему зациклены на “количестве вместо качества” в период, когда Россия практически не имеет возможностей обеспечивать ни первое, ни второе, несмотря на рост расходов на оборону, пишет газета.