Контрольный выстрел в автомат Калашникова

Контрольный выстрел в автомат Калашникова


Министерство обороны отказалось от закупок своего самого знаменитого оружия


Российская армия более не собирается закупать знаменитые автоматы Калашникова АК-74. По мнению Министерства обороны РФ, они безнадежно устарели. А потому военные, по сути, предъявили ультиматум: если дышащий на ладан завод «Ижмаш», который десятилетиями выпускал это оружие, хочет жить, ему следует разработать и срочно запустить в серию нечто принципиально новое.



Эта новость тут же перешагнула границы нашей страны. Ведь «калашниковы» – такой же бренд России, как водка или Гагарин. Каждый пятый ствол в мире – «калашников». Всего их в разных странах по лицензиям и без таковых наклепали примерно 110 миллионов штук. Сколько их на наших армейских складах, неизвестно. Но по оценкам Генштаба, и без новых закупок лет на 15-20 точно хватит. Этот автомат – общепризнанный эталон надежности и безотказности. И вдруг – устарел?



Увы, это так. И отказ Минобороны от закупок АК-74 – никакая, по большому счету, не новость. Все было предопределено давно. Просто кто-то где-то на каком-то документе поставил решающую подпись. Догадаться, кто именно, несложно. Достаточно вспомнить одно из последних заседаний Государственной думы в минувшем году. На «правительственный час» тогда депутаты пригласили министра обороны Анатолия Сердюкова. Тот и рубанул с думской трибуны: автоматы Калашникова и винтовки СВД признаны руководством министерства морально устаревшими. И в ближайшем будущем Вооруженные силы РФ будут закупать за рубежом не только вертолетоносцы и беспилотники, но и стрелковое вооружение — штурмовые и снайперские винтовки. Тогда это вызвало бурю эмоций.



Если разобраться, ничего нового Сердюков не сказал. В Ижевске и так знали, что выпускают оружие, которым удобно было воевать разве что в 70-е годы прошлого века. Еще советские генералы призывали срочно искать замену АК-74 из-за низкой точности стрельбы очередями. Как показал опыт боевых действий в Афганистане, более или менее пристойная кучность стрельбы из этого автомата обеспечивалась на полигоне. А в условиях горно-лесистой местности и в населенных пунктах его пули со смещенным центром тяжести летели хаотично, меняли направление, едва коснувшись любого препятствия. Поэтому в 1978 году Министерство обороны СССР объявило конкурс «Абакан» для разработки автомата, обладающего кардинально лучшей кучностью стрельбы. Победил автомат конструкции Никонова, получивший индекс АН-94. Его и назвали «Абаканом». В 1997 году детище конструктора Никонова приняли на вооружение Российской армии. Однако в силу сложности конструкции и отсутствия денег у военных в те годы, его закупали гомеопатическими дозами.


Любопытно, как происходящее видится из-за океана. По мнению американского аналитика генерал-майора в отставке Боба Скейлза, «оружие – это не просто техника, это проявление военной культуры. Американская философия всегда заключалась в том, что каждая винтовка это высокоточный инструмент, объединяющий в себе новейшие технологии. Но в России все как раз наоборот. Это должно быть народное оружие. Это должно быть такое оружие, которое любой школьник, любой крестьянин сможет разобрать, собрать и научиться стрелять из него за 10-15 минут. Такова установка российских военных».


Отчего наши генералы слишком долго требовали от промышленности именно такого оружия – понятно. Мы десятилетиями готовились к третьей мировой войне. Заранее заложили в ящики с густой смазкой не только миллионы самых простых в мире и надежных автоматов. Шинелей, ломов и лопат на наших военных складах еще больше. Если нарядить в те шинели полстраны и раздать им автоматы АК-74, пули полетят так густо, что снайперская точность не будет иметь решающего значения для победы. Но оказалось, что не той войны опасались в Москве. Курской дуги больше не будет. А будут мгновенные и внезапные удары с воздуха высокоточным оружием и скоротечные бои небольших, мобильных воинских подразделений с солдатами, похожими на «киборгов» с ноутбуками в руках. Днем и ночью стреляющих по принципу «одна мишень – одна пуля». Для АК-74 это оказалось приговором.


Опомнившись, российская оборонка попыталась вскочить на подножку убегавшего поезда. Ижевцы успели создать еще и АК-100. Его главное отличие от АК-74 в казенной части, рассчитанной на американский патрон калибра 5,56-мм вместо советского калибра 5,45-мм. Но в кучности новый автомат добавил несильно. Тогда на «Ижмаше» начали разработку АК-200. Но тут деньги из гособоронзаказа поступать перестали, и завод оказался в предбанкротном состоянии. Поэтому в войсках этого оружия так и не увидели.


К тому же обеспечить приемлемую кучность стрельбы – это полдела. Чтобы убить врага, его надо вначале обнаружить. Для этого необходимо оснастить автоматы современными приборами ночного видения, оптическими либо коллиматорным прицелами. Крепить все эти чудеса инженерной мысли на старом добром АК-74 просто некуда. Ведущий эксперт в области стрелковых вооружений, профессор Академии военных наук Виктор Кораблин полагает, что выход есть: «Имеющиеся на вооружении автоматы АК-74 можно модернизировать простой установкой планки для оптических и электронно-оптических прицелов, что существенно повысит точность стрельбы». Что мешало это проделать раньше – непонятно. А теперь, похоже, поезд уже ушел. Вместе с деньгами гособоронзаказа.


Минувшим летом из Удмуртии еще доносились какие-то всхлипы на эту тему, которые, очевидно, должны были не дать угаснуть последним надеждам. Так, в июле временно исполняющий обязанности генерального директора «Ижмаш» Максим Кузюк сообщил, что там приступили к разработке стрелкового автоматического вооружения нового поколения, принципиально отличающегося от устаревшей системы Калашникова. По словам Кузюка, речь идет о «новой платформе, которая позволит конкурировать с самими современными аналогами стрелкового оружия в мире». ВРИО гендиректора пообещал «привлекать новые технологии и перспективных сотрудников». Интересно, на какие шиши, если для Минобороны «Ижмаш» больше не интересен?


Что все уже предопределено, стало ясно даже раньше, чем Сердюкова вызвали на «правительственный час». За несколько дней до этого, в декабре 2010 года, президент Удмуртии Александр Волков заявил, что на «Ижмаше» будет закрыто все стрелковое подразделение, которое, помимо автоматов Калашникова, производит также автоматы Никонова АН-94, снайперские винтовки Драгунова СВД и множество других видов оружия. Это решение, по словам Волкова, обусловлено плачевным финансовым состоянием завода. Занавес начал опускаться еще тогда.


Теперь неизбежно вслед за печально знаменитыми «Мистралями» Россия станет закупать на Западе и современное стрелковое оружие. Единственный, кто этого не знает, – сам знаменитый конструктор Михаил Калашников. Старику 91 год и от него печальные новости тщательно скрывают. Опасаются – не переживет.



«Свободная пресса» попросила прокомментировать отказ от закупок АК-74 руководителя Центра военного прогнозирования полковника запаса Анатолия Цыганка.


«СП»: – Анатолий Дмитриевич, вы согласны с тем, что у нашей страны единственный выход – переходить на масштабные закупки стрелкового оружия за рубежом?


– Не согласен. Да, АК-74 – старый автомат. Это давно всем известно. Но вывод делается совершенно неверный. Надо не на Запад поворачиваться с протянутой рукой, а начинать срочно разрабатывать собственное современное оружие. Опыт, школа – все есть. Но Министерство обороны этим совершенно не занимается. Наоборот, оно разгоняет военные НИИ и академии. Конструкторов держит на голодном пайке. Люди разбегаются, потенциал страна стремительно теряет. В чем корень зла? В том, что Сердюков набрал команду людей, которые ни в тактике, ни в стратегии ничего не понимают и понимать не хотят. Умеют только считать деньги. Поэтому им все равно, где покупать. Что в Ижевске, что во Франции.


«СП»: – Существует ли опасность навсегда потерять знаменитую школу оружейников Ижевска?


– Мы ее уже в значительной мере потеряли. Я пять лет назад был на «Ижмаше», все видел своими глазами. Последний крупный заказ, который выполнял этот завод, – поставка 100 тысяч автоматов в Венесуэлу. После многолетнего простоя на некоторое время конвейер заработал на полную мощность. Но для этого пришлось уговаривать вернуться к станкам 70-летних пенсионеров. Потом снова все встало. Разбежались не только пенсионеры.


«СП»: – Но Россия еще способна создавать современные винтовки и автоматы или все стало совсем безнадежно?


– Стало очень трудно. Но не безнадежно. Вот на недавно закончившейся выставке вооружений в Нижнем Тагиле московские оружейники представили снайперскую винтовку ORSIS Т-5000. Впервые за последние два десятилетия мы сделали в этой области что-то свое. И не хуже западных образцов. Примерно в это же время начальник Генерального штаба Макаров объявил, что в каждой мотострелковой бригаде будут создавать специализированные снайперские подразделения. Казалось бы, заказывайте для них винтовки у москвичей! Нет, собираются закупать в Великобритании.


«СП»: – Может, у британцев и вправду лучше?


– В любом случае, это надо доказать. Чтобы сохранить приличия, собирались в сентябре провести сравнительные стрельбы. Месяц кончается, ничего нет. Говорят перенесли на октябрь. Думаю, не состоятся и тогда.


«СП»: – Почему?


– Потому что руки чешутся закупить именно в Великобритании.


«СП»: – Вы можете это объяснить?


– Возможно, связано с откатами. Других объяснений у меня нет.


«СП»: – С автоматами так же будет?


– А вы сомневаетесь?

Ещё похожие новости