Константино-Михайловской церкви исполняется сто лет: Как в честь Государя в Вильнюсе храм-памятник строили (Часть III)
Освящение храма
Торжество началось 8 мая в 6 часов вечера всенощным бдением, совершенным Преосвященным Елевферием, епископом Ковенским.
9 мая в 9 часов 30 минут в храм прибыл архиепископ Литовский и Виленский Агафангел и совместно с духовными лицами принимавшими участие во всенощном бдении, приступил к чину освящения храма. В освящаемом храме находилось большое количество высокопоставленных гостей. На торжество прибыла Ее Императорское Высочество Великая Княгиня Елизавета Федоровна в сопровождении фрейлины К.С. Гордеевой и гофмейстера А.П. Корнилова. Среди гостей были: министр путей сообщения, тайный советник С.В. Рухлов, товарищ главноуправляющего канцелярией Его Императорского Величества, гофмейстер Д.Н.Любимов с супругой, начальник С.-Западной железной дороги, комергер Ф.М. Валуаев, храмоздатель И.А.Колесников с супругой, член Государственной Думы Г.Г. Замыслов, командующий войсками виленского военного округа, генерал-адъютант П.К. фон – Ренненкампф с супругой и другие.
Для того, чтобы дать возможность православным жителям Вильны принять участие в торжествах, из кафедрального собора был совершен крестный ход с перенесением частиц св. мощей во вновь созданный храм.
По пути следствия процессии стояли шпалерами войска от всех частей виленского гарнизона, а вблизи храма расположились юнкера военного училища.
Богослужение в новом храме в 1 час 20 минут дня. В два часа во дворце генерал-губернатора состоялся завтрак на 120 персон, устроенный храмоздателем И.А.Колесниковым в честь приезжих гостей и представителей военного и гражданского ведомств в Вильне.
…Через два дня после освящения храма, на имя Виленского губернатора пришла телеграмма Государя Императора:
«Передайте виленскому православному братству и всем бывшим на освящении храма-памятника Мою благодарность за молитвы и выражения чувства преданности.
Благодарю действительного статского советника Колесникова и прочих, вложивших свою лепту и труд на сооружение новой святыни». «НИКОЛАЙ».
Вместо послесловия
….Представителям династии Романовых предстояло посещение Константино-Михайловской церкви и позднее, но уже по печальному поводу. 1 октября 1914 года архиепископ Виленский и Литовский Тихон (Белавин) служил здесь панихиду по Великому князю Олегу Константиновичу. Корнет русской армии Олег Романов был смертельно ранен в боях с немцами под Ширвинтай и скончался в виленском госпитале. На панихиду приехали из Петербурга отец Олега – Великий князь Константин Константинович Романов, его супруга и трое их сыновей – братьев погибшего. На следующий день здесь же служили заупокойную литургию, после которой от паперти церкви траурный кортеж последовал к железнодорожному вокзалу – хоронить Олега предстояло в Петербурге.
В августе 1915 года стало очевидным, что литовская столица падет под напором немцев, и по распоряжению архиепископа Тихона ценное имущество православных церквей епархии эвакуировалось в глубь России. С куполов Константино-Михайловского храма спешно была снята позолота, в эшелон погрузили и все тринадцать церковных колоколов. Эшелон состоял из восьми вагонов. Два вагона, в которые были погружены Романовские колокола, не дошли до пункта назначения, и их следы затерялись…
Во время Второй мировой войны церковь была действующей. При ней был организован сбор продуктов питания и одежды для нуждающихся. Летом 1944 года, когда советские войска подошли в Вильнюсу, немцы арестовали настоятеля отца Александра Нестеровича вместе с семьей. Во время штурма города советскими войсками взрывной волной вырвало с петель входную дверь Константино-Михайловской церкви. Несколько дней открытый настежь храм оставался без присмотра. Но удивительно – и в этом смог убедиться вернувшийся из плена настоятель, что из церкви ничего не пропало.
За минувшее столетие многое изменилось в облике храма. Cейчас ростово-суздальские главки выкрашены зеленой масляной краской. В звоннице церкви нет колоколов. Не осталось следа и от росписи внутренних стен храма. В первозданном виде сохранился лишь резной дубовый иконостас церкви, изготовленный в начале ХХ века в Москве.
В канун своего 100-летнего юбилея Константино-Михайловская церковь стоит перед новыми испытаниями. На постсоветском пространстве укрепился новый термин – непрактикующие христиане. Немало нынешних прихожан бывает в храме от случая к случаю, чувствуют себя в нем скорее гостями, чем хозяевами. После вступления Литвы в ЕС вильнюсский храм – единственный из памятников рода Романовых оказался на территории Европы. В этом его уникальность и его беда. Вильнюсский православный храм лишен материальной поддержки государства. Приходится рассчитывать на собственные средства и помощь меценатов. Может быть, поэтому икона преподобного Михаила Малеина замироточила?