Константин Кинчев: “Лукавство раздражает”
О своей особенной любви к городу на Неве, о том, что является для него самым ценным в людях, о том, какой дорогой он и его группа пойдет дальше, читателям «Петербургского дневника» рассказал музыкант, поэт, композитор, лидер рок-группы «Алиса» Константин Кинчев.
“Петербургский дневник”: Помнится, в 1988 году, когда я проходил срочную службу в Тбилиси, меня вызвал командир полка и, швырнув мне ленинградскую газету «Смена» с материалом-пасквилем «Алиса» с косой челкой», произнес: «Посмотри, что твои фашисты там в Питере вытворяют». И вот, спустя 25 лет, нечто подобное происходит в петербургской прессе снова. Но на этот раз акцент сделан на новомодной теме нездорового поиска «разжигания национальной розни и проявлений экстремизма». Почему подобное происходит именно с вами?
Константин Кинчев: Понятия не имею, видимо, слишком многих раздражаю самим фактом своего существования. Иного объяснения нет… С другой стороны, приходится признать, что неспособность к увиливанию и угодничеству с некоторых пор приравнивается к экстремизму.
“Петербургский дневник”: С одной стороны, вы никогда не попадаете на страницы таблоидов в качестве «героя» липких и сальных скандальчиков, с другой – становитесь объектом бесконечных обсуждений типа «а почему, дескать, Кинчев носит футболку с надписью «Православие или смерть». Согласны ли вы с утверждением, что чем сильнее личность, тем больше ее бьют?
Константин Кинчев: Вы вынуждаете меня быть несколько нескромным, но если говорить о судьбах русских Поэтов, трудно припомнить хоть один безмятежный вариант жизни и судьбы.
“Петербургский дневник”: Константин, а в чем секрет, что за десятки лет вашей концертной деятельности вы не растеряли своей энергетики?
Константин Кинчев: Нет никакого секрета, я просто люблю то дело, которое выбрал, вот и все. Это не значит, что рок-н-ролл не затратный вариант жизни, очень даже затратный, но радость сцены как-то компенсирует все сложности.
“Петербургский дневник”: Если вспомнить почти уже былинные времена, когда герой ваших песен, «болтаясь между Ленинградом и Москвой», чувствовал себя и «здесь и там чужим», то изменилась ли картина сейчас?
Константин Кинчев: Я бы поспорил по поводу «былинности», так как мало что изменилось, разве что география сильно расширилась и года прибавились, но не настолько, чтобы относить меня к «преданьям старины глубокой»… А так как мотался, так и мотаюсь. Не могу сказать, что устал от этих мотаний.
“Петербургский дневник”: Близок ли вам вообще Петербург сегодня?
Константин Кинчев: Я Питер люблю и любил, и вчера, и сегодня, и завтра буду любить. Это мой родной город, не по факту рождения, а по уровню благодарности городу, который сделал меня таким, каков я есть.
“Петербургский дневник”: Сравнивать Петербург и Москву – скорее всего нелепое и бесполезное дело. Тем не менее с каким цветом, запахом, звуком, вкусом у вас ассоциируется Петербург, а с какими Москва?
Константин Кинчев: Тут, вероятно, надо вспомнить корюшку? Это вряд ли. Ассоциации – это встречи с людьми, память о тех, кого уже нет, радость от встречи с теми, кто еще жив, кто еще рядом. А если приземленнее… дрязг трамвая под окнами «Октябрьской», и один и тот же фонарь, свет от которого бьет в окно гостиничного номера и уже много лет мешает мне спать.
А Москва… Кривость переулочков, знакомые с детства маршруты и какая-то непроходящая память о городе, который сейчас изменился почти до неузнаваемости, но все равно остается любимым и родным.
“Петербургский дневник”: Насколько, по вашему личному мнению, вы отличаетесь в обычной жизни от того Кинчева, которого привыкли видеть на сцене?
Константин Кинчев: Это странный вопрос, не очень понятно, о чем вы? Я не сплю в концертной одежде, не хожу по квартире, не выпуская из рук микрофон, и вы удивитесь, не распеваю песни с утра до ночи. Но даже смотря футбол, вполне мирно сидя на собственном диване, я остаюсь тем, кого вы видите на сцене. Вот такой парадокс.
“Петербургский дневник”: Что вы больше всего цените в людях, а что презираете?
Константин Кинчев: Искренность ценю, внятность и понятность. Да-да, нет-нет. Лукавство раздражает, это да. Что касается презрения… Даже не припомню, кто вызывал бы во мне столь сильное чувство.
“Петербургский дневник”: Рок – это протест. В чем заключается ваш личный протест?
Константин Кинчев: Да никакой это не протест. Рок – это правда, честность, искренность. Вполне вероятно, что именно это кому-то кажется протестом, но это слишком упрощенный взгляд и на рок, и на жизнь.
“Петербургский дневник”: Являются ли музыканты группы «Алиса» вашими единомышленниками?
Константин Кинчев: Я могу лишь надеяться на это, но никогда не задавал своим музыкантам такого вопроса и вряд ли буду.
“Петербургский дневник”: Какой дорогой поведет «Алиса» свою Армию в ближайшее время?
Константин Кинчев: Как обычно, только вперед.
_________________
Константин Кинчев родился 25 декабря 1958 года. С 1996 года – бессменный лидер рок-группы «Алиса». За участие в фильме «Взломщик» Константин Кинчев получил звание «Лучший актёр года» на международном кинофестивале в Софии. В 1991 году лидер «Алисы» получил музыкальную премию «Овация» в номинации «Лучший рок-певец». В 2006 году Константин Кинчев победил в номинации «За свободу, искренность и поэтичность творчества» и был награжден премией «Петрополь». В 2007 году музыкант был награжден почетным знаком святой Татианы, учрежденным Советом ректоров вузов города, Санкт-Петербургской епархией и межвузовской ассоциацией «Покров». В 2008 году Константин Кинчев получил премию «Чартова Дюжина» в номинациях «Солист» и «Группа». В 2012 году награжден нагрудным знаком «Почётный сотрудник Войсковой Православной Миссии». С Константином Кинчевым «Алиса» записала 18 альбомов.