Конкордат. Битва за Белоруссию
В своей предыдущей статье «Русский мир может потерять Белоруссию» я говорил о серьёзных изменениях в общественно-политической и конфессиональной структуре общества, принципиальным образом влияющих на перспективы восточнославянской интеграции. Изменения, происходящие в Белоруссии и, как правило, не видные внешнему наблюдателю, отдаляют эту страну от Русского мира, от перспективы конфедеративного объединения с Россией и Украиной. Эти незаметные изменения во многом обусловливают колебания «генеральной линии» Минска в отношениях с Москвой, хотя в массовом сознании такие «колебания» связываются чаще с экономическими войнами, различиями в общественном строе и конфликтами руководителей…
Исторически на территории Белоруссии сотни лет длилось и длится до сих пор религиозное соперничество католицизма и православия, дополнительную окраску которому в последнее время придают усиление протестантизма и попытки возрождения униатства. Католическая церковь в период государственной независимости Белоруссии усилила своё влияние и всё настойчивее заявляет свои права на определение нравственно-духовных ориентиров развития Белоруссии и даже на выбор проводимой республикой внешней политики. И, надо сказать, небезуспешно. В этом католики находят поддержку протестантов, что значительно отличается от ситуации на территории Белоруссии до разделов Речи Посполитой – тогда протестанты и православные боролись в союзе друг с другом за равноправие с католиками (такого равноправия удалось достичь только после отхода белорусских земель под скипетр русского царя).
Религиозное соперничество в Белоруссии в настоящее время практически никогда не принимает открытые формы. Белорусы инстинктивно стремятся избежать любой войны и открытой внутренней смуты, памятую о колоссальных человеческих жертвах таких столкновений в прошлом. К тому же православные и католики (как и протестанты) работают, служат и учатся бок о бок, многие семьи являются смешанными. Практически все мало-мальски значимые населённые пункты (в том числе и сельские) имеют и костёлы, и православные храмы. В быту представители различных конфессий, как и национальностей (белорусы, украинцы, русские, поляки, евреи, литовцы), практически не отличаются друг от друга – говорят на русском языке, поддерживают одни и те же традиции (за исключением дат религиозных праздников). Речь о другом – о влиянии на умы и души, о борьбе за направление развития, от которой напрямую зависит, быть ли будущей конфедерации России, Украины и Белоруссии как основе развития Русского мира в ХХIстолетии.
Если раньше, в 90-е годы прошлого века, в Белоруссии чаще говорили о главенстве православия и курсе на интеграцию с Россией, то примерно с середины первого десятилетия нынешнего века преобладают речи о главенстве христианских ценностей и №многовекторности» внешней политики. Разница существенная, и она прямо отражает изменения в белорусском обществе за два десятилетия после распада СССР.
12 июня 2003 года произошло событие, которое должно было ознаменовать новую эпоху во взаимоотношениях Православной Церкви и белорусского государства. Председатель Правительства Белоруссии Г.В.Новицкий и Патриарший Экзарх всея Беларуси, митрополит Минский и Слуцкий Филарет подписали соглашение между Белорусской Православной Церковью и Республикой Беларусь. Республика Беларусь юридически признала и подтвердила де факто роль Православной Церкви как одного из важнейших социальных институтов, оказывающих существенное влияние на формирование духовных, культурных, национальных традиций. Церковь же подтвердила, что государство выступает в качестве гаранта сохранения и преумножения этих традиций. «…Взаимодействие государства и Церкви в интересах общества, семьи и отдельной личности, – заявил тогда глава белорусского правительства (2003 г.), – никоим образом не ущемляет неотъемлемые конституционные права иных конфессий и деноминаций, сохраняя для всех религиозных общин республики равные возможности для взаимополезного сотрудничества с государством. Ныне подписанное соглашение является лишь подтверждением общепризнанной исторической роли Православной Церкви в становлении и развитии общественной и духовной жизни Белоруссии». Митрополит Филарет в свою очередь заявил: «Испокон века целительницей человеческой души, духовным наставником народа на Руси была Православная Церковь. …Ныне государство и Церковь подошли к такому важному этапу своих взаимоотношений, как подписание основополагающего Соглашения, в котором определяются принципы и цели их сотрудничества, намечены главные направления их взаимодействия».
Подписание соглашения 2003 года стало важным шагом в развитии отношений Церкви и государства в Белоруссии. Статья 3 соглашения прямо гласит: «Государство и Церковь признают, что приоритетными направлениями их сотрудничества являются общественная нравственность, воспитание и образование, культура и творческая деятельность, охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия, здравоохранение, социальное обеспечение, милосердие, благотворительность, поддержка института семьи, материнства и детства, попечение о лицах, находящихся в местах лишения свободы, воспитательная, социальная и психологическая работа с военнослужащими, охрана окружающей среды». Я сознательно выделил в тексте основные направления – фактически, для православия в Белоруссии в 2003 году были открыты двери к ключевым государственным институтам. В числе соисполнителей данного соглашения наряду с Православной Церковью фигурируют Национальная Академия Наук Беларуси министерства образования, культуры, здравоохранения, труда и социальной защиты, информации, природных ресурсов и охраны окружающей среды, а также министерства внутренних дел, обороны, государственный комитет пограничных войск, министерство по чрезвычайным ситуациям. Координация всей этой деятельности была возложена на Комитет по делам религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь.
В то же время при внимательном чтении данного соглашения обращаешь внимание, что в нём нигде не указывается на то, что Православная Церковь в Белоруссии является органической частью Русской Православной Церкви, находится с ней в каноническом единстве, как не говорится и об общерусском прошлом и духовной общности белорусов с православными России и Украины. Последний абзац Статьи 1 соглашения гласит: «Церкви гарантируются свобода внутренней организации, исполнения культовых обрядов и иных видов деятельности, а также право церковной юрисдикции на своей канонической территории в рамках Конституции и законодательства Республики Беларусь». Такое дистанцирование от общерусского прошлого достаточно симптоматично, и я бы не стал здесь винить только БПЦ. По сути, эти уступки сделаны в обмен на материальную и иную поддержку самостоятельного белорусского государства, также не слишком довольного «зависимостью» БПЦ от Москвы, хотя и в недрах БПЦ немало сторонников дальнейшей «автономизации» вплоть до автокефализации (особенно на западе Белоруссии – в Гродненской области).
Однако эти уступки не помогли защититься от критики. Заключённое соглашение сразу же стало предметом активной атаки – против него выступили целые общественные группы – католики заговорили о конфессиональном неравенстве, националисты – о засилье Москвы, интеллигенция – о наступлении мракобесия и обязательном церковном обучении атеистов. В результате многие программы были частично выхолощены и смягчены, хотя даже и изначально они были зачастую поверхностными.
Усиливающиеся католические структуры немедленно повели борьбу за свои «ущемлённые» права. Смена курса белорусских властей на «многовекторность» оказалась для этого как нельзя более кстати. А.Г.Лукашенко, как известно, испытывает трудности в прямых контактах с Запада в целом. Тем важнее был для него визит в Ватикан 27 апреля 2009 года, когда он встретился с папой римским Бенедиктом XVI. Встреча белорусского Президента и Понтифика проходила в папской библиотеке Апостольского дворца – официальной резиденции Папы Римского в Ватикане. Очевидно, уже тогда были оговорены какие-то этапы продвижения к конкордату.
Если говорить о конкордате как юридическом понятии, то он регулирует отношение государства с Ватиканом и правовое положение католической церкви. Конкордат подписывается лично Папой и является межгосударственным договором. Первым из таких договоров стал Вормсский конкордат1122 года между римским папой Каликстом II и императором Священной Римской империи Генрихом V, который завершил длительную борьбу между папой и римским императором за раздел сфер политического влияния и властных полномочий. В дальнейшем конкордаты были преимущественно политическими договорами, определявшими права и сферу ответственности католической церкви. При любом удобном случае Ватикан старался упрочить свои политические позиции. Так было во времена Наполеона (конкордат между папой римским и Наполеоном в 1801 году, согласно которому Рим признавал новую французскую власть, а католицизм объявлялся религией большинства французов), так было и во времена фашизма в Италии и Германии при папе Пие XI(Латеранские соглашения с фашистской Италией в 1929 году и рейхсконкордат с фашистской Германией в 1933 году). Хотя ещё в 1937 году Пий XI опубликовал энциклику, критиковавшую нацизм, конкордат Ватикана с Германией, подписанный при Гитлере, действует до сих пор (!), хотя и не в полном объёме. Новый конкордат с Италией был подписан в 1984 году.
Конкордат – это не просто договор между Ватиканом и другим государством. Католики воспринимают его как соглашение, регулирующее положение католического населения в конкретной стране, которое заключается между данным государством и (внимание!) – всем католическим сообществом. Из этого вытекает, что вся католическая церковь (а не только Ватикан, как государство) вправе требовать исполнения статей и положений конкордата. Католики любят повторять, что римско-католическая церковь – единственная из конфессий, которая обладает международной правосубъектностью.
Есть любопытная особенность конкордата в сравнении с соглашением, например, с Православной Церковью. Если соглашение с БПЦ является внутренним, регулируется исключительно законодательством Республики Беларусь и на практике приводит к практическому взаимодействию митрополита Филарета и уполномоченного по делам религий и национальностей, то в случае заключения конкордата его положения сразу выводит отношения католической церкви и белорусского государства на международно-субъектный уровень. А это означает, что все внутренние законодательный акты Белорусского государства, в том числе указы президента РБ А.Г.Лукашенко, не могут противоречить требованиям конкордата, что за спиной папы в качестве гарантов конкордата стоят все главы государств, в той или иной степени связанные требованиями национальных конкордатов.
Что конкретно хотят католики оговорить в конкордате Ватикана и Белоруссии? В открытой печати отсутствует проект конкордата, но если просмотреть многочисленные интервью католических иерархов и ксендзов, то видишь, что помимо чисто попечительских проектов католиков интересует духовное окормление единоверцев в силовых структурах, наука, культура, государственные СМИ, католическое обучение на факультативной основе школьников, учащихся средних специальных учебных заведений, студентов ВУЗов. По сути, речь идёт о принятии политического решения о придании католицизму в Белоруссии совершенно нового – полугосударственного а в ряде случаев и надгосударственного статуса.
Вот, например (в переводе с белорусского), любопытный и весьма показательный пример высказываний ксендза Андрея Зноски (г. Берёзовка Гродненской области) относительно реакции ряда представителей Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви по поводу возможного подписания конкордата в интервью католическому порталу Catholic.by: «Полагаю, необходимо различать официальную позицию Православной Церкви от высказываний конкретных личностей: духовных или светских. Действительно, периодически появляются высказывания, которые критикуют саму идею возможного заключения конкордата между Республикой Беларусь и Апостольской Столицей. Нужно сказать, что чаще всего это научно необоснованные, эмоционально окрашенные мнения людей, далёких от глубокого знания истории белорусской государственности и права. Конституция нашего государства гарантирует каждому свободу мнений, убеждений и их свободное проявление, однако вызывает удивление то, что издания и страницы, которые публикуют зачастую радикальные мнения, могут беспрепятственно выдавать плоды своих частных рассуждений за позицию Церкви. Что касается официального отношения Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви к возможному подписанию соглашений между Республикой Беларусь и Апостольской Столицей, то, насколько мне известно, оно никогда не было публично высказано. Это и неудивительно, так как религиозные организации, зарегистрированные на территории Республики Беларусь, должны действовать в границах правового поля белорусского законодательства. А оно не предусматривает необходимости предварительных консультаций с представителями религиозных организаций при заключении Республикой Беларусь межгосударственных договоров, к которым, без всякого сомнения, должен быть отнесён возможный конкордат с Апостольской Столицей. Кстати, в последнем Послании Президента Республики Беларусь Национальному Собранию и народу Белоруссии была высказана ясная позиция относительно того, что руководство государства способно самостоятельно и без советов других определять и реализовывать как внутреннюю, так и внешнюю политику, которая должна быть многовекторной и направленной исключительно на пользу белорусского народа».
В том же интервью ксёндз Андрей Зноска недвусмысленно предупреждает: «Ответственность за невыполнение норм конкордата наступает в соответствии с нормами как внутригосударственного, так и международного права, а выход из договора происходит в результате достаточно сложной процедуры денонсации». Это означает, что Ватикан в случае подписания конкордата намерен добиваться его безусловного исполнения, и, однажды опрометчиво заключённое соглашение будет трудно расторгнуть.
Увы, представители Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви хранят молчание по поводу планов заключения конкордата между Ватиканом и Минском. Трудно сказать, чего здесь больше – нерешительности, опасений испортить отношения с властями, страха активизации сторонников автокефализации, но в любом случае ясно, что такая позиция предотвратить возможную сдачу позиций православной веры не может.
Возможно, эта пассивность частично объясняется успехами широкого международного наступления Ватикана. Так, казалось бы, Черногория является древним оплотом православия на Балканах – черногорцы одними из первых с оружием в руках отстояли своё православное вероисповедание в борьбе с турками. Между тем, недавно премьер-министр Черногории Игор Лукшич посетил Ватикан и подписал конкордат, который вскоре будет ратифицирован парламентом. Черногорско-Приморская митрополия Сербской Православной Церкви выступила резко против такого шага. Это сразу же осложнило отношения Православной Церкви и нынешнего правительства Черногории. Министерство внутренних дел Черногории вообще заговорило о том, что такой церкви в государстве официально нет (?!), а черногорское правительство обвинило Церковь во вмешательстве во внутриполитическую жизнь страны. При такой политике властей парламент Черногории, видимо, уже в ближайшее время ратифицирует подписанный конкордат с Ватиканом.
Многие в Белоруссии до сих пор не верят, что А.Г.Лукашенко может подписать конкордат, но факты – упрямая вещь, и факты говорят о том, чтосейчас в Минске полным ходом идёт подготовка к подписанию конкордата с Ватиканом… Так что напомню ещё раз слова, сказанные Патриархом Московским и всея Руси Кириллом на встрече с А.Г.Лукашенко, во время визита Святейшего в Белоруссию 25-28 сентября 2009 года: «Белоруссия – это никакой не мост, никакой не шлюз, а западная часть Святой Руси, исторической Руси».
Ясная, мудрая, единственно верная позиция!