Site icon ИА Русские новости

Конец свободной Европе

Конец свободной Европе


Глава ЕЦБ Жан-Клод Трише предложил ввести в зоне евро единое министерство финансов. Эксперты полагают, что это “пробный шар” на пути лишения европейских стран части финансового, а значит – и политического, суверенитета.


Евро на прошлой неделе получил поддержку от главы ЕЦБ Жана-Клода Трише, предложившего свою точку зрения на вопрос решения финансового кризиса в Еропе в виде создания единого министерства финансов еврозоны. В результате курс единой европейской валюты к завершению прошлой недели повысился до максимума с 5 мая и достиг 1,4640 долл.


Ж.-К. Трише в немецком Ахене на церемонии вручения ему премии короля Карла Великого за особые заслуги в становлении единой Европы предложил ряд возможных радикальных мер, способствующих улучшению ситуации в еврозоне, многие члены которой борются с долговыми проблемами.


По мнению Ж.-К. Трише, если страны, которым оказывается финансовая помощь, не достигнут намеченных налогово-бюджетных целей, им может потребоваться “второй этап”, который, возможно, будет предполагать “предоставление властям еврозоны более веского слова при формировании их экономической политики, если эта политика собьется с курса во вред экономике”.


При таких условиях глава ЕЦБ предложил предоставить властям еврозоны “право вето на некоторые решения, касающиеся национальной экономической политики”. В частности, право вето может распространяться на “основные бюджетные расходы и вопросы, жизненно важные для конкурентоспособности страны”.


Подведя такую грамотную базу, Ж.-К. Трише задался вопросом: “И в этом будущем союзе … будет ли это слишком смело в области экономики… предусмотреть создание в еврозоне собственного министерства финансов для региона, который уже характеризуется наличием единого рынка, валюты и центрального банка?”.Это решение призвано повысить способность 17-ти стран, входящих в зону евро, сдерживать долговой кризис, который грозит распространиться по региону, следует из речи Ж.-К. Трише.


По его словам, такое министерство вовсе не обязательно должно управлять “большим федеральным бюджетом”. Ему может быть поручено исполнение обязанностей по трем основным направлениям.


Первым из них будет наблюдение за налоговой политикой государств для повышения конкурентоспособности экономики стран региона единой европейской валюты. Вторым – исполнение всех функций, которые обычно возлагаются на министерство финансов.


Кроме того, в функции минфина еврозоны, по мнению Ж.-К. Трише, следует включить содействие дальнейшей финансовой интеграции экономик 17 стран зоны евро и представительство региона в международных финансовых институтах.


Глава ЕЦБ предложил также наделить регулирующие органы ЕС правом накладывать вето на принятие бюджета отдельными странами, если оно может негативно отразиться на экономике союза. Для этого, однако, придется вносить изменения в существующее европейское законодательство.


В октябре истекает восьмилетний срок пребывания Ж.-К. Трише на своем посту. Формально, его заявления не имеют юридической силы для правительств отдельных стран ЕС, поэтому глава европейского Центробанка подчеркнул, что решение о создании нового органа должно быть принято “народом Европы”. Он отметил при этом, что президент ЕС, глава Еврокомиссии и министры финансов стран зоны евро “имеют право на свою точку зрения”.


В настоящее время каждая страна-участница еврозоны и ЕС управляет своими финансами индивидуально. Такая модель, как показывают примеры Португалии, Ирландии и Греции, не всегда оказывается эффективной. Правительство последней обнаружило неспособность вывести страну из долгового кризиса самостоятельно, несмотря на внешнюю финансовую поддержку в размере 110 млрд евро, которая не способствовала сокращению дефицита бюджета, предотвращению оттока инвесторов и возвращению Греции на фондовые рынки.


По-видимому, в этой связи и запускаются подобные “пробные шары”, призванные начать дискуссию о том, в каком направлении еврозоне выходить из кризиса. Германия, конечно, имеет существенные резервы, однако, растрачивая их на помощь периферийным странам еврозоне, ей хотелось бы заручиться более широкими полномочиями по управлению их финансовыми системами.


Таким образом, налицо попытки федерализации еврозоны и первые попытки построения в ней “вертикали власти”, которая, конечно, уменьшит суверенитет отельных стран, зато спасет идею единой европейской валюты, полагают эксперты.


В частности, главный экономист банка LombarfOdier Пол Марсон отмечает, что единая федеральная налогово-бюджетная политика – наиболее реальный ключ к спасению евро и еврозоны от распада. Если в финансовой системе появляются доноры и акцепторы /как это обозначилось во время кризиса даже в евросоюзе/, то и ответственность субъектов этих отношений должна также более жестко регламентироваться, полагает эксперт. В результате, мы получаем систему, как в США, Великобритании, России, где есть богатые субъекты федерации и не очень, но все они живут единым обществом по общим правилам, добавляет он.


Как оценивает начальник аналитического отдела фондового центра “Инфина” Александр Иванищев, мера, предложенная Ж.-К. Трише, актуальная и давно ожидаемая. “Именно проведение назревших структурных реформ является лучшим средством преодоления кризиса. Главное – быстрее переходить от разговоров к конкретным делам”, – советует А.Иванищев.


Начальник управления инвестиционных операций Ланта-Банка Олег Поддымников также полагает, что предложение Ж.-К. Трише создать министерство финансов Еврозоны – вполне логичный путь. “Если Европа хочет сохранить Евросоюз в долгосрочной перспективе, ей придется превратиться в “соединенные штаты Европы” с единым руководством”, – поясняет свою точку зрения О.Поддымников.


Впрочем, начальник аналитического отдела компании “ЦерихКэпитал Менеджмент” Николай Подлевских заметил, что Ж.-К. Трише сейчас является “хромой уткой”.”Однако со временем и “коренные рысаки” тоже будут вынуждены начать поднимать и решать вопросы более жесткой интеграции Евросоюза”, – соглашается Н.Подлевских.

Exit mobile version