​Конец Света как генеральная проблема нашего времени

​Конец Света как генеральная проблема нашего времени

Конец Света как генеральная проблема нашего времени

(к осмыслению идеи А.Дугина, что «У конца света нет даты»)

«Всё горит, горит заря над Смольным...

Это с нами, это на века!

Залп «Авроры» никогда не смолкнет,

Вдаль простёрта Ленина рука»

Из песни советских времен, 1967

Наблюдаемый ныне 30-летний застой в жизни РФ, намеченный в своем историческом начале застоем и распадом СССР, продолжает порождать по периметру государственных границ страны новые политические разломы. Возникающие социальные трещины заполняются в прибалтийско-украинском регионе боевыми ресурсами и подразделениями НАТО, углубляются очередной вспышкой военного конфликта между Арменией и Азербайджаном, расширяются политической нестабильностью в среднеазиатских республиках с непредсказуемой сменой власти в Киргизии. Эти частные угрозы в развитии постсоветской России обрели в уходящем 2020 году глобальный размах в распространении смертельной пандемии Коронавируса и консолидации антироссийских сил Западной цивилизации во главе с США.

Общее нарастание напряженности в современном мировом сообществе все более явно ставит человечество перед угрозой нового глобального военного конфликта, близкого по своему разрушительному потенциалу к реализации событий Апокалипсиса как мифологического пророчества Конца Света. Реальный уровень нарастания такой угрозы получил свое концептуальное осмысление в интервью А. Дугина «У конца света нет даты», опубликованном на сайте «Изборский клуб» 14 декабря 2020 года (izborsk-club.ru/20371). «Ведь в Апокалипсисе речь идет о том, что есть не один фиал гнева Господня…… Но коронавирус — одно из предупреждений». Как пели в недавнем советском прошлом «большевики-ленинцы», «есть у Революции начало, нет у Революции конца!»

Должен признать достаточно убедительным вывод А. Дугина об искусственном характере появления Коронавируса на мировой арене, обозначившем возникновение глобальной угрозы будущему для всего человечества: «Коронавирус — идеальный способ регулирования численности населения Земли через истребление, геноцид определенной его части». Но мы не можем согласиться с главным тезисом авторитетного ученого, что «нет даты» свершения и «завершения» мировой трагедии. К сожалению, эта «Черная дата» указывает на нынешние реалии XXI века, в пространстве которого мы с вами уже находимся. Объективным основанием нашего утверждения служит общая ускоряющаяся историческая динамика развития миррой целостности.

Представляя мир в качестве целостной, внутренне единой реальности, мы должны допустить в ее развитии действительность универсальной закономерности, определяющей общую логику ее эмпирических изменений, исторически зримых модификаций. Одной из таких «рационально-эмпирических» моделей мировой целостности является хронографическая картина эволюции структурных уровней материи, разработанная А.А.Мироненко [26: 5, 13–14, 15]. Автор рисует многоуровневую картину генезиса организационных и управленческих структур материального мира, наглядно раскрывающую закономерный процесс его поступательного развития от простого к сложному. Подчеркивая многокачественный потенциал исторического генезиса видов организации материи, исследователь полагает в то же время наличие на каждом из уровней бытия некоторой постоянной величины темпоральной динамики присущих ему организационных форм [26: 29]. Поскольку при переходе с одного уровня бытия на другой происходит усложнение способов организации материи, постольку развитие ее содержания обнаруживается в удвоении скорости эволюционных изменений по сравнению с предшествующим этапом. «Из этого следует, что время развития (длительность) определяющей роли каждого данного уровня вдвое меньше предыдущего, а последующего – вдвое меньше данного» [26: 29]. Однако установленная исследователем регулярность в темпоральной динамике мирового развития тут же претерпевает у автора существенную деформацию, эмпирическую «поправку», отвергающую логику соответствия усложнения и ускорения эволюционного процесса. Чрезмерная усложненность, искусственность, предлагаемой схемы расчета мирового времени становится очевидной при моделировании автором параметрических факторов общественной жизни [26: 47–50].

Стремление к определению универсальных параметров социального развития обнаруживается в программе математического моделирования общественной жизни С.П.Капицы. При этом интегральным показателем социальной динамики для него служит рост численности народонаселения [17: 207–208]. Найденный закон «квадратичного роста», по мнению С.П.Капицы, удовлетворяет требованиям формального единства реализуемого процесса, его независимости от локальных условий окружающей среды [17: 220–221]. Однако автор, определив математический алгоритм роста численности населения в мире, тут же вынужден ввести эмпирические поправки и ограничить действие закона внешними обстоятельствами. Следовательно, разработанная С.П.Капицей модель «квадратичного роста» населения Земли сама должна опираться на прочное эмпирическое основание, обладающее действительно всеобщей необходимостью, самоочевидной достоверностью [17: 223–224].

Свою версию глобальной модели мировой темпоральности – «вселенского времени, геологического времени, оси истории человечества» – разрабатывает А.Е.Кулинкович [19]. «Применительно к проблемам геологии эта версия легла в основу конкретных методик, существенно важных при поисках и разведке месторождений нефти, газа, угля – методик «геотаймерного анализа». В литературе… эта версия «уравнения Рока» получила название «уравнения Хлебникова–Кулинковича»» [20].

Характерные контуры действительно всеобщей, объективной зависимости темпоральной динамики были намечены в материале живой природы Ф.Энгельсом, увидевшим здесь действие закона постоянства ускорения биотической эволюции: «По отношению ко всей истории развития организмов надо принять закон ускорения пропорционально квадрату расстояния во времени от исходного пункта» [40: 620]. Эта установленная Ф.Энгельсом эмпирическая закономерность с некоторым уточнением может быть экстраполирована на всю доступную нашему наблюдению Вселенную: по отношению ко всей истории мировой целостности следует принять закон циклического ускорения эволюционного процесса пропорционально двойному расстоянию по времени от исходного пункта» [11: 35; 8]. В соответствии с данным обобщением можно построить математическую прогрессию темпоральной динамики мировой эволюции в ее ретроспективной направленности от настоящего к прошлому. Исходной мерой намечаемой исторической ретроспекции будет интервал времени в 1 век (100 лет). Отложим последовательно 6 отрезков мирового времени, из которых каждый последующий в ретроспекции этап будет охватывать удвоенное время предшествующего. Сумма элементов данного числового ряда – 1, 2, 4, 8, 16, 32 – составит 6300 лет, указывая в своем итоге на такой узловой момент истории человечества, как становление на рубеже V–IV тысяч лет до н.э. раннеклассовых цивилизаций Востока – Древнего Египта и Месопотамии. Если к полученной сумме в 63 столетия прибавить десятикратное увеличение 6-го шага нашей прогрессии (320 веков), то полученная величина в 38 300 лет будет соответствовать примерному возрасту «человека разумного», определившего идеальные перспективы социально-исторической практики человечества и создавшего современную техногенную цивилизацию.

Повторим ту же процедуру, но уже с единицей измерения, равной десятикратному увеличению 6-го шага первого числового ряда (32000 лет): 32, 64, 128, 256, 512, 1024. Сумма этих величин обозначит отрезок мировой истории в 2016000 лет. Согласно данным современной антропологии, примерно 2 млн. лет назад на Земле появились первые представители человеческого рода, возник вид «человека умелого». Если сложить полученный результат (2016000) с десятикратным увеличением 6-го шага данного числового ряда (10240000) и возрастом «социализированного человечества» (38000), то величина в 12294000 лет будет указывать на период существования в истории земной фауны такого ископаемого вида антропоидов, как «рамапитек», отделившего около 12 миллионов лет назад человека от ныне существующих человекообразных обезьян, ставшего прародителем человеческого рода.

Проделаем вновь вычисления, но уже с исходной единицей, равной десятикратной величине 6-го шага предшествующего ряда (10240000 лет): 10240, 20480, 40960, 81920, 163840, 327680. Сумма величин этого ряда (645120000 лет) указывает на эпоху кардинального преобразования в развитии живой природы, обозначившую переход от примитивных форм жизни к сложноорганизованным, целостным существам животного мира. Если к этой величине (645120000) прибавить десятикратное увеличение 6-го шага данного ряда (3276800000 лет) и возраст человечества в его максимальных границах (12294000 лет), то интервал в 3934214000 (3,9 млрд) лет укажет в общих чертах длительность существования жизни на Земле.

Достаточно «точные» попадания установленной прогрессии в узловые точки мировой эволюции, характеризующие «социальную» историю человечества, его биосоциальную предысторию и биотическую эволюцию, позволяют предположить, что на следующем этапе наших построений мы должны будем зафиксировать начальный момент физического зарождения Вселенной. Проделаем еще раз ту же операцию, но с исходной единицей, равной десятикратному увеличению 6-го шага предшествующего числового ряда (3277000000 лет): 3277, 6554, 13108, 26216, 52432, 104864. К сумме этих чисел (206451000000 лет) прибавим десятикратное увеличение 6-го шага данного ряда (1048640000000 лет) и возраст существования жизни на Земле (3934214000 лет). В соответствии с эмпирической логикой мировой прогрессии возраст Вселенной составит интервал времени в 1259000000000 (1,2591012, то есть 1 триллион 259 миллиардов) лет.

Наше прочтение темпоральной динамики мировой эволюции при всей меткости математических попаданий в узловые точки исторического процесса все же остается в количественной форме довольно абстрактной моделью действительной истории, требуя дополнительного подтверждения своей эмпирической достоверности. Таким подтверждением будет служить ее качественная интерпретируемость. Проясним качественный смысл первого цикла представленной схемы: 1 – 2 – 4 – 8 – 16 – 32. Эта последовательность обозначает продолжительность возрастных формаций в развитии мировой цивилизации. Так, современный «капиталистический мир», рожденный в огне наполеоновских войн, существует около 2-х столетий (XIX–XX вв.). Предшествовавшее ему общество «просвещенного абсолютизма» жило 4 столетия (ХV–ХVШ вв.). Эпоха «средневековья», утвердившись в полноте своей религиозной идеи в арабо-исламском натиске на древний мир, охватила 8 веков (VII–XIV вв.). Античное общество, взращенное эстетикой древнегреческого миросозерцания, пережило 16 столетий своей истории (X в. до н. э. – VI в. н. э.). Социальный уклад раннеклассовых цивилизаций «эпохи бронзы» («азиатский способ производства») просуществовал около 3-х тысячелетий (IV–II тыс. л. до н.э.), тогда как «первобытнообщинный строй» времен Варварства растянулся на 30 тысячелетий – от появления «человека разумного» до утверждения ремесленного способа хозяйственной деятельности в ходе овладения тайнами металлургического производства.

Соответствие величин геометрической прогрессии возрастным параметрам реальной истории мировой цивилизации позволяет сделать прогноз, что «посткапиталистическая» эпоха нарождающегося глобально-информационного общества продлится всего одно столетие, захватит лишь ХХI век. «Так, мгновенность распространения информации в сетевом обществе ведет к постоянно возрастающему ускорению перемен на социальном уровне. Быстротечность становится новой временной размерностью современной жизни. Схождение многообразия с быстротечностью и новизной обусловливает кризис адаптации, который в условиях, диктуемых сетевой логикой, выводится на уровень резонанса» [38: 33]. Информационный глобализм ХХI века преодолевает в своем максимуме порог времени как «протяженной», длительной, растянутой реальности и определяет мир как чистый феномен творческой силы жизни, как непрерывное возрождение первородной энергии сущего из «небытия», из глубин мирового вакуума. Действительным выражение скрытых энергий «исторического вакуума» и становится глобальный социум, способный «разрядить» свой свободный потенциал и в разрушительном взрыве новой мировой войны, и в созидательном преображении действительности. В контексте наблюдаемого сжатия социально-исторического времени в интервал нулевой длительности онтологическая структура времени теряет качественную однородность, однозначную непрерывность и становится дискретным пространством разнородных сил, антиномических возможностей, действительная динамика которых будет определяться потенциалом духовной свободы человека в претворении желанного будущего, когда ход мирового времени оказывается производной функцией очеловеченного пространства.

Таким образом, темпоральная динамика мировой целостности обозначает реалиями современного социума точку бифуркации в историческом развитии человечества — перехода от естественной необходимости к духовной свободе, к сознательному выбору своего будущего: свет творчества становится направляющим лучом в утверждении вселенского будущего человечества, а социальное безумие грозит ему глобальным самоуничтожением.

Использованная литература:

1/ Авченко О.А. Прозрение Пьера Шардена // Философия и космология. Спецвыпуск №2. Универсум–Винница; Пороги–Днепропетровск, 2005. С. 12–35.

2/ Ахундов М.Д. Проблема прерывности и непрерывности пространства и времени. М.: Наука, 1974. 256 с.

3/ Базалук О. Модели мироздания // Философия и космология. Спецвыпуск №2. Универсум–Винница; Пороги–Днепропетровск, 2005. С. 67–89.

4/ Барашенков В.С. О возможности элементарных процессов со сверхсветовыми скоростями // Вопросы философии. 1976. № 5. С. 90–99.

5/ Бердяев Н.А. Философия свободы // Сочинения. М.: Раритет, 1994. С. 11–244.

6/ Борисковский П.И. Древнейшее прошлое человечества. Изд. 2-е. М.: Наука, 1980. 240 с.

7/ Владимиров Ю.С., Мальцев Н.В., Хорски Я. Пространство, время, гравитация. М.: Наука, 1984. 204 с.

8/ Гореликов Л.А. Возраст Вселенной в современной научной картине мира // Пространство и время в научной картине мира: сб. науч. тр. Уфа, 1991. С. 88–91.

9/ Гореликов Л.А., Гореликов Е.Л. Время как ведущая определенность общественного развития. Уфа, 1985. 43 с. Деп. в ИНИОН АН СССР 30.10.85, № 22857.

10/ Гореликов Л.А. Исторические основы глобального социума в темпоральной динамике мировой целостности // Вестник Карагандинского университета. Серия «История. Философия. Право». № 2 (62). 2011. С. 124–135.

11/ Гореликов Л.А., Мавдрик О.Д., Трунов А.В. Возраст космологического расширения Вселенной в свете некоторых философских допущений. Кривой Рог, 1990. 41 с. Деп. в ИНИОН АН СССР 18.01.90, № 40730.

12/ Гореликов Л.А. Темпоральная динамика материи в содержании научно-философской картины мира // Философия и общество. М., 2009. № 1. С. 138–151.

13/ Гореликов Л.А. Темпоральная модель глобальной целостности в современной научно-философской картине мира // Credo New: Теоретический журнал. СПб., 2008. № 1(53). С. 68–89; электронный ресурс: http://www.credonew.ru/content/view/677/33/.

14/ Гореликов Л.А. Хронотоп глобальной целостности в научно-философском измерении XXI века // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Философия. 2008. Т. 6. Вып. 1. С. 69‒77.

15/ Ефремов Ю.Н. В глубины Вселенной. Изд. 3-е, перераб. М.: Наука, 1984. 223 с.

16/ Еремеева А.И. Астрономическая картина мира и ее творцы. М.: Наука, 1984. 224 с.

17/ Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. Изд. 2-е. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 288 с.

18/ Козлова М.С. Эволюция человека: прошлое, настоящее, будущее. М.: Наука, 2005. 110 с.

19/ Кулинкович А.Е. Прогноз истории человечества в третьем тысячелетии н.э.: Доклад лауреата медали Н.Д.Кондратьева // Тенденции и перспективы социокультурной динамики. М., 1999. С. 41–77.

20/ Кулинкович А.Е. Системогенетика и фундаментальная революция в философии [Электронный ресурс] // «Академия Тринитаризма». М., Эл. №77-6567, публ. 10417 – 14.05.2003. Режим доступа: trinitas.ru.

21/ Лейзер Д. Создавая картину Вселенной. М.: Мир, 1988. 324 с.

22/ Лесков Л.В. На пути к новой картине мира [Электронный ресурс] // Режим доступа: lib.autsider.ru/item.php?file=nauka_31&ext=txt/.

23/ Лесков Л.В. Нелинейная Вселенная: новый дом для человечества. М.: Экономика, 2003. 445 с.

24/ Лолаев Т.П. Свойства времени: их современная интерпретация // Философия и общество. 2005. № 4(41). С. 158–171.

25/ Льоцци М. История физики. М.: Мир, 1970. 464 с.

26/ Мироненко А.А. Эволюция уровней организации материи. Южно-Сахалинск, 2000. 64 с.

27/ Молчанов Ю.Б. Принцип причинности и гипотеза сверхсветовых скоростей // Вопросы философии. 1976. №5. С. 100–110.

28/ Молчанов Ю.Б. Сверхсветовые скорости, принцип причинности и направление времени // Вопросы философии. 1998. № 8. С. 153–166.

29/ Нарликар Дж. Неистовая Вселенная. М.: Мир, 1985. 256 с.

30/ Новиков И.Д. Как взорвалась Вселенная. М.: Наука, 1988. 176 с.

31/ Олейник В.П. Новая интерпретация релятивистской физики. Об одном из глубочайших заблуждений ХХ века // Физика сознания и жизни, космология и астрофизика. 2007. Т. 7. №4(28). С. 32–64.

32/ Олейник В.П. Новый подход к проблеме движения: ускоренные движения по инерции // Физика сознания и жизни, космология и астрофизика. №3. 2009. С. 24–56.

33/ Олейник В.П. Фундаментальные проблемы физики: сверхсветовая коммуникация, активные тепловые машины, безопорное движение // Физика сознания и жизни, космология и астрофизика. 2008. Т. 8. №4(32). С. 48–57.

34/ Планк М. Единство физической картины мира. М.: Наука, 1966. 287 с.

35/ Спитцер Л. Пространство между звездами. М.: Мир, 1986. 182 с.

36/ Фрадкин В. Нобелевская премия по физике за 2011 год досталась исследователям сверхновых. Deutsche Welle. Наука и техника. 04.10.2011 [Электронный ресурс] // Режим доступа: dw-world.de/dw/article/0,,15435998,00.html).

37/ Хоровиц Н. Поиски жизни в Солнечной системе. М.: Мир, 1988. 187 с.

38/ Хряпченкова И.Н. Тревожные тенденции глобальной информатизации // Полигнозис. 2003. № 4. С. 28–35.

39/ Чернин А.Д. Физика времени. М.: Наука, 1987. 224 с.

40/ Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 20. М.: Госполитиздат, 1961. С. 343–626.

41/ Эйнштейн А. Собрание научных трудов. М.: Наука, 1965–1967. Т. 1. 1965. 700 с.; Т. 2. 1966. 878 с.; Т. 4. 1967. 599 с.

Л.А.Гореликов – д.ф.н., профессор, академик Ноосферной общественной академии наук.

RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...