Колос на глиняных ногах
11 сентября Дмитрий Медведев провел в Кремле совещание, на котором обнародовал планы по формированию в России международного финансового центра. Перед правительством поставлена задача – к концу 2009 года завершить разработку и принятие правовой базы, необходимой для создания нового финансового института.
Заявление, сделанное российским президентом в день годовщины крушения «башен-близнецов» в Нью-Йорке и одновременно начала военной экспансии США в стратегически важные точки планеты, с одной стороны, можно расценивать как мощнейший дипломатический удар по администрации Джорджа Буша, доведшей американскую экономику до кризиса… А с другой – нам действительно давно пора позаботиться о том, чтобы рубль стал одной из ведущих региональных резервных валют, т.е. чтобы крупнейшие финансовые участники держали бы свои сбережения в рублях.
Глава государства отметил, что создание в России международного финансового центра позволит модернизировать финансовую инфраструктуру страны, превратит российский рынок в универсальную финансовую площадку в регионе, способную в перспективе конкурировать на глобальных рынках, и повысит уровень интеграции с СНГ и другими странами.
Президент также считает роль США в мировой экономике «чрезмерно большой». По его словам, попытка американской финансовой системы подменить собой глобальные товарные и финансовые рынки является одной из причин нынешнего экономического кризиса.
«Несоответствие формальной роли США в мировой экономической системе её реальным возможностям и было одной из центральных причин текущего кризиса», – сказал Медведев. – «Сколь ни был бы велик американский рынок, и сколь надежна ни была бы американская финансовая система – они не в состоянии подменить собой глобальные товарные и финансовые рынки».
На фоне заявлений о вероятном банкротстве, поступивших от руководства Lehman Brothers, четвёртого по величине инвестиционного банка США, инициатива Кремля прозвучала весьма своевременно. По мнению аналитиков, банкротство Lehman Brothers может надолго дестабилизировать ситуацию на мировых финансовых рынках, что вынудит финансистов обратить внимание на Россию как на относительно «тихую пристань для своих капиталов». Согласитесь, такой ход событий звучит заманчиво и главное – правдоподобно.
Сегодня нашей стране действительно даётся уникальная возможность, отняв пальму первенства у США и ЕС, стать мировым финансовым центром. Но воспользуемся ли мы своим преимуществом, достаточно ли будет воли Дмитрия Медведева, чтобы воплотить свой план в жизнь? Дело в том, что российская экономика на текущий момент представляет собой колоса ни глиняных ногах. У России есть впечатляющий золотовалютный запас, есть природные ресурсы, есть огромные территории с устаревшей инфраструктурой, способные «проглотить» любой объём инвестиций, одного не хватает – порядка, законных судебных решений, гарантий на право собственности, пресловутой «прозрачности». А без этих недостающих звеньев мечтать о финансовом лидерстве не только смешно, но и опасно, по крайней мере, для нашей национальной экономики.
В подобных условиях добросовестные российские собственники рискуют стать жертвами международных финансовых спекулянтов, стремящихся за чужой счёт преумножить свои активы, а страна, в погоне за фондовыми показателями, рискует потерять реальный хозяйственный сектор – сельское хозяйство, транспорт, промышленность. Впрочем, «кому беда, а кому – мать родна».
Так, к примеру, глава инвестиционной компании «Тройка Диалог» Рубен Варданян расценивает мировой финансовый кризис как «время новых возможностей», предрекая России очередную волну слияний и поглощений, причём данный процесс рассматривается им как нечто положительное. Оно и неудивительно, ведь «Тройка Диалог» является одним из крупнейших российских рейдеров.
Вынашивая планы о создании мирового финансового центра и, готовясь стать тяжеловесным игроком на фондовом рынке, правительство РФ усиливает госкорпорацию «Ростехнологии» активами предприятий, разоряемых с помощью высокопоставленных чиновников. В настоящее время идёт активная работа по поглощению авиаальянса AiRUnion. Я не знаю, насколько это хорошо для фондового рынка, а вот, по мнению авиационной общественности, в частности Международной ассоциации руководителей авиапредприятий (МАРАП), допущение банкротства авиаперевозчиков, входящих в AiRUnion, может повлечь за собой целую цепь банкротств других хозяйствующих субъектов и серьезные социальные последствия. Думаю, что и в других отраслях практика госрейдерства будет приносить такие же результаты.
Ещё раз повторюсь: я целиком и полностью разделяю идею создания в России мирового финансового центра, я также ничего не имею против вмешательства государства в экономику, когда оно оправдано и приносит положительные плоды, я лишь хочу обратить внимание читателя на то, что за глобальными планами по модернизации финансовой инфраструктуры страны наша власть забывает о такой маленькой детали, как правовая защита добросовестного национального собственника. Более того, если слушать главу ИК «Тройка Диалог» Рубена Варданяна или смотреть на агрессивную политику, проводимую «Ростенологией», складывается впечатление, что власть расценивает процесс слияний и поглощений как явление крайне важное и полезное, а это далеко не так…
Экономика – это не только вечно колеблющиеся фондовые рынки, это ещё и сотни тысяч реальных предприятий, которым для эффективной работы нужны не только инвестиции, но и гарантия, что завтра их активы не перейдут в собственность какого-нибудь финансового спекулянта или рейдера, заручившегося поддержкой государства.
Источник: газета «Крестьянский Фронт», Сергей Чибисов