Когда наступит «щастье»?

Когда наступит «щастье»?


Вчера резко выросли фондовые рынки в США, сегодня почин поддержали рынки Юго-Восточной Азии, и все газеты вышли с радостными лозунгами о том, что «кризис кончился!». Разумеется, никто при этом не говорит о том, что равномерно падать рынок не может, что рано или поздно он делает «откаты», или, иначе, технические коррекции (хотя при тех изменениях в правилах торгов, которые произошли в последние недели, говорить о «технике» не совсем корректно), что рынок вчера был очень «тонкий» (то есть на нем было крайне мало участников из-за «дня Колумба» в США), и так далее, и тому подобное. Так что действительно получается, что все не просто хорошо, а прямо-таки отлично!


Для читателей настоящего сайта должно быть понятно, что все вовсе не так уж и хорошо. Чтобы не сказать даже – плохо. Поскольку главная причина кризиса состоит в том, что падает совокупный спрос, который на протяжении почти 30 лет активно стимулировался за счет эмиссии. Падает он (пока) из-за высокой инфляции, но общее его снижение отражается и на росте долгосрочных заказов, и на падении цен на ресурсы, и на увеличении безработицы. И кризис финансовых рынков связан как раз с тем, что любой финансовый актив по большому счету по цепочке сводится к тому самому конечному спросу, который сегодня и падает.


Денежные власти всех стран мира, проповедующих «монетаризьм-либерализьм», начинают спасать финансовую систему, для чего вливают в финансовые институты (банки, страховые компании и так далее) колоссальные деньги. Все бы хорошо, но раньше эти деньги вливались через спрос, то есть в основном через домохозяйства, которые покупали товары и услуги, и только затем деньги попадали в банки. А сейчас они попадают в банки напрямую, то есть спрос уже не поддерживают. Более того, эти деньги вызывают (ну, вот-вот вызовут) высокую инфляцию (точнее, убыстряют и без того высокую текущую инфляцию), которая еще более обесценивает спрос.


Таким образом, то, что пресса всего мира называет сегодня «выходом из кризиса», на самом деле представляет собой просто локальную «ремиссию», причем очень короткую – буквально на полтора-два месяца, если не короче. Уже на этой неделе появится статистическая информация о том, что с макроэкономическими показателями все по-прежнему плохо. Да, конечно, статистику можно несколько «подправить», но процесс-то от этого не прекратится, поэтому уже через несколько недель факты придется признавать. Именно по этой причине я не верю даже в то, что «позитивные» показатели на рынках продлятся до конца недели.


А что будет дальше? А дальше к концу года инфляция вырастет настолько, что скрывать ее станет невозможно. Да и бессмысленно это, поскольку, как ни варьируй цифры, реальный совокупный спрос все равно сокращается. Более того. Поскольку темпы инфляции после выборов в США вырастут, то ускорится и падение совокупного спроса – то есть ВВП США.


Аналогичные процессы будут протекать и в Евросоюзе, где инфляция тоже ускорится. Но там процесс будет подкреплен не снижением эмиссии (там она не использовалась для поддержания спроса), а сокращением доходов от продажи в США товаров с высокой долей добавленной стоимости. Как именно ЕС будет компенсировать эти «выпадающие» доходы – совершенно непонятно, но то, что это не самым лучшим образом скажется на бюджете этой организации, совершенно очевидно. А вместе с этим начнется и процесс перераспределения реальных властных полномочий, поскольку кто платит, тот и заказывает музыку. Сегодня основной взнос в казну ЕС делают Германия, Франция, Великобритания и Италия – но как раз за счет американского спроса на европейские товары. А завтра?


В общем, сегодня можно смело констатировать, что так называемые «антикризисные» планы денежных властей «западных» стран только ускорили кризисные процессы. Остановить их полностью, разумеется, совершенно невозможно, но несколько замедлить было можно. Беда состояла в том, что в США 5 ноября выборы, и политические причины требовали срочных мер, которые бы дали результат как можно быстрее. Они и дали – в виде роста фондового рынка, но результаты эти чисто внешние. Некоторым аналогом может стать поведение врача, который тяжелого больного с высокой температурой опускает в ледяную ванну. Да, чисто температурные показатели на время приходят в норму, но вот последствия…


Так что я бы не стал предаваться безудержному оптимизму. В конце концов, после принятия «плана Полсена» все тоже на пару дней выглядело пристойно. А потом… И есть серьезные основания считать, что кризис будет активно продолжаться, а значит, к нему нужно готовиться. И морально, и профессионально. Для последнего, впрочем, нужны специалисты, которых среди денежных властей различных стран мира почти нет.
 

Источникfintimes.ru

Ещё похожие новости