Клинтон уходит неудовлетворенной: Россия оказалась слишком строптивой
4 февраля должность государственного секретаря США займет Джон Керри
Джон Форбс Керри (англ. John Forbes Kerry; род. 11 декабря 1943 г., Орора, штат Колорадо) – американский политик, член Демократической партии. С 1985 года – младший сенатор, с 2009 года – старший сенатор от штата Массачусетс, председатель сенатского комитета по иностранной политике. С 21 декабря 2012 года официально выставлен президентом США Бараком Обамой в качестве кандидата на пост госсекретаря США. При администрации Обамы активно содействовал ратификации сенатом нового российско-американского Договора о сокращении наступательных стратегических вооружений. Ветеран Вьетнамской войны. Награжден орденом «Серебряная звезда», медалью «Бронзовая звезда» и тремя медалями «Пурпурное сердце» за ранения.
Так, она выразила мнение, что Россия нанесла поражение самой себе, когда изгнала Агентства по международному развитию (USAID). Не обошла она вниманием и «закон Димы Яковлева». «Я считаю трагедией то, что они запретили усыновления, особенно те, что находились в процессе, особенно для детей, у которых никогда не будет шанса обрести семью. Они будут жить в приютах, пока не станут взрослыми. Мы знаем, как это бывает сложно и трагично», – сказала Клинтон.
Но если встать на ее точку зрения и рассматривать этот вопрос как трагедию, то становится ясно, что вторая половина вины за нее лежит на американской стороне, которая своими действиями и вызвала запрет. Может быть, о судьбе детей следовало подумать еще на этапе подготовки «акта Магнитского»? Ведь ясно же было, что без ответа он не останется, да и информация о том, в какой плоскости он поступит, наверняка, до американских политических деятелей доходила. Но очень уж хотелось, видимо, заменить поправку Джексона-Веника чем-то равноценно эффективным. Вот и заменили.
«Мы считаем провальным для России решение выкинуть из страны USAID, работавшее над всем, от борьбы с распространением туберкулеза до помощи в создании первых ипотечных компаний в России, – говорит Клинтон. – Это по-настоящему вредит российскому народу. Тогда как мы с нашими деньгами и помощью можем просто отправиться куда-то еще, где нам будут рады».
Ну что ж, любовь, как говорится, без радости была – разлука будет без печали.
Дальше о наболевшем. Клинтон обвинила российское руководство в поддержке сирийского режима Башара Асада. Москва же этого не признает, уверяя, что действует в интересах сторонников как власти, так и оппозиции, и неизменно придерживается точки зрения, что противоборствующие стороны должны прийти к национальному согласию и вместе определять будущее страны.
Америке, видимо, хотелось бы, чтобы все происходило намного быстрее, чего можно добиться лишь безоговорочной поддержкой одной из сторон. По словам Хиллари Клинтон, после прошлогодних женевских договоренностей и переговоров по вопросу Сирии с российским коллегой Сергеем Лавровым она надеялась, что дальше будут предприняты действенные политические шаги и одобрены экономические санкции Совета Безопасности ООН. «Мы выработали позицию, которая не предусматривает военного решения», – сделала она оговорку.
«Но, к сожалению, русские вновь оказались на стороне Асада, ведь если бы нам удалось реализовать женевское соглашение, это изолировало бы Асада еще больше и послужило бы сигналом для его окружения, его войск и для всего региона», – резюмировала пока еще госсекретарь. И сделала вывод: «Русские решили по-прежнему поддерживать его на погибель сирийскому народу».
Разочарование США понять нетрудно — ранее РФ уже отказалась от поддержки законных режимов Ирака и Ливии. Логично было предположить, что и Сирией будет то же самое. Но не вышло. С другой стороны, а поставлять оружие сирийским боевикам — это разве не действовать «на погибель сирийскому народу»? И позиция России здесь предпочтительнее, поскольку она все-таки на стороне легитимного правительства Сирии, а не смутьянов.
В то же время, Клинтон отметила и положительные сдвиги в двухсторонних отношениях, к которым отнесла договор о сокращении стратегических наступательных вооружений, сотрудничество в доставке военных грузов в Афганистан, санкции против Ирана и КНДР. По Ирану у США вообще не было уверенности, что Россия согласится хоть на какую-то их поддержку.
США будут и дальше гнуть свою линию и хотели бы, чтобы Россия время от времени ее поддерживала, следует из слов Клинтон, хотя она и постаралась максимально смягчить их. Звучит это так: «Думаю, нужно четко разъяснить: есть определенный круг действий и политических вопросов, в которых Соединенные Штаты будут продолжать свою линию, потому что они в наших интересах. Мы не ждем от России согласия с нами по всем вопросам, но нам необходимо вновь действовать сообща».
Джону Керри, который уже 4 февраля сменит ее на посту госсекретаря, Хиллари Клинтон посоветовала выждать некоторое время, чтобы понять, каковы «истинные цели» российского руководства. «Есть проблемы, над которыми мы продолжим совместную работу, но мы также четко обозначим области наших разногласий и будем высказывать свою точку зрения, когда это потребуется», – заключила она. Иными словами, призвала того не давать слабины и проводить прежний курс. Посмотрим, насколько Керри, производящий впечатление мягкого интеллигента, сможет соответствовать ее пожеланиям.
Тем временем, сотрудничество между Россией и США сокращается. Так РФ выходит из соглашения о взаимодействии в правоохранительной деятельности и сфере контроля над оборотом наркотиков. Распоряжение об этом было опубликовано на сайте правительства РФ.
Соглашение действовало с 25 сентября 2002 года, и в его рамках «американская сторона регулярно предоставляла российским компетентным органам на основе соответствующих писем-соглашений финансовую помощь на реализацию антикриминальных проектов». В то время это было необходимо из-за «недостаточного бюджетного финансирования соответствующих правоохранительных программ», поясняется на сайте.
Теперь же МИД РФ решил, что документ «не отвечает реалиям сегодняшнего дня и исчерпало свой потенциал» и выступил инициатором его отмены. Через 90 дней после извещения американской сторон действие документа будет остановлено.
А за два дня до этого, 28 января США объявили о выходе из группы по развитию гражданского общества, которая входила в российско-американскую президентскую комиссию, созданную в 2009 году в рамках «перезагрузки». В Вашингтоне прокомментировали, что пошли на это «в свете недавних шагов правительства РФ по ограничению гражданского общества».
«Речь идет о законах, принятых Москвой прошлым летом», а «непропорциональный ответ РФ на «акт Магнитского» лишь укрепил Вашингтон в своем решении», – пояснил источник «Коммерсанта» в Госдепартаменте.
Американскую сторону раздражает закон об НКО – «иностранных агентах». Ожидая от него неприятных последствий, она решила подстраховаться и закрыла российские отделения некоммерческих организаций National Democratic Institute (NDI) и International Republic Institute (IRI). Газета узнала, что сотрудников этих структур числом семь на всякий случай вывезли в Литву, да не одних, а вместе с семьями.
Толчком к эвакуации стали участившиеся визиты сотрудников ФСБ к руководителям отделений NDI и IRI, а также поправки к статьям Уголовного кодекса РФ о государственной измене и шпионаже, принятые Госдумой осенью 2012 года. Согласно им, лицам «осуществлявшему консультационную помощь иностранной организации», может грозить до 20 лет тюрьмы, если будет доказано, что эта структура занималась «деятельностью, направленной против безопасности РФ».
Что касается Джона Керри, то Сенат Конгресса США утвердил 69-летнего политика в качестве нового руководителя американского внешнеполитического ведомства 94 голосами против 3. Напомним, в 2004 году Керри баллотировался на пост президента США, но проиграл выборы республиканцу Джорджу Бушу-младшем, набравшему на 34 голоса выборщиков больше.
После прихода Барака Обамы в Белый дом Джона Керри называли его «ближайшим союзником в сенате». Тем не менее, Обама до последнего избегал выдвигать того на должность госсекретаря. После Хиллари Клинтон он собирался отдать пост Сюзан Райс, представителю США при ООН, но против этого выступили сенаторы-республиканцы и место досталось Керри.