«Какая модель экономического жизнеустройства необходима России»
Модель экономического жизнеустройства России
Спрос рождает предложение
Для всех нас должен быть очевиден урок СССР: основной экономической задачей является обеспечение потребностей населения страны в основных потребляемых товарах собственным российским производством. Безусловно, в условиях интеграции в мировой рынок нет необходимости производить абсолютно всё и допустимы осознанные исключения – то, что мы осознанно планируем покупать у наших торговых партнеров. В остальном же отечественная экономика должна удовлетворять потребности государства и населения. Т. е. для начала необходимо обеспечить потребности собственного населения.
Реальный потребительский внутренний рынок в нашей стране оценивается примерно в 30 трлн руб. в год или $1 трлн. К примеру, в США эта цифра составляет более $10 трлн. А в стране, сопоставимой по населению с нашей – в Японии, – внутренний рынок оценивается более чем в $5 трлн, т. е. более чем в пять раз, чем у нас. Учитывая расстояния и инфраструктурные затраты, сегодняшний уровень внутреннего потребления не способен обеспечить создание большинства крупных внутренних рынков с конкурирующими между собой субъектами.
Для обеспечения роста экономики в условиях России обязательным и необходимым условием является обеспечение значительного повышения потребительского спроса. Стимулирование спроса позволит увеличить потребление и тем самым запустить машину предложения, которое, в свою очередь, станет локомотивом национальной экономики.
Экономика, развивающаяся на постоянном спросе в условиях относительно свободного рынка, находясь в конкурентной среде, обречена проявить свои сильные и слабые стороны, заняв, как следствие, именно свое место в мировом разделении труда.
Что можем дать мы миру?
Россия занимает специфичное географическое положение, предполагающее разделение на несколько рынков, влияние на которые оказывают рынки ближайших стран. Плохо развитая логистическая инфраструктура фактически отрезает, скажем, Центральную Россию от товаров, производящихся или импортируемых на Востоке. Уже сейчас очевидно разделение России на локальные рынки: Центральная Россия + Северо-Запад – с давлением со стороны западноевропейских рынков, Южная Россия – с явным давлением южноевропейского рынка, Сибирь и Урал – доминирует рынок Китая, и Восток – это рынки Японии и Кореи. Глобальной экономической задачей, решение которой первостепенно, является создание возможностей для минимизации логистических затрат: перемещения населения, товаров и услуг внутри страны. Задача, решение которой упрочит государство, создаст предпосылки для развития экономики, создаст миллионы рабочих мест. Нерешение данной задачи ведет, вероятнее всего, к экономической, а в перспективе – и к политической разобщенности России как целостной державы.
Классическая постиндустриальная модель экономик подразумевает, что одни создают технологии, а другие трудятся, чтобы на основе технологий создать товары. Т. е., грубо говоря, одни работают головой, а другие – руками. В большинстве развитых стран уже давно ничего не производится, кроме технологий и услуг. Производства размещены в странах с дешевой и относительно квалифицированной рабочей силой. Практически все страны, выполняющие функции мировой фабрики, переживают бум урбанизации и обладают огромным населением избыточной дешевой рабочей силы. Россия не может выполнить эту функцию, т. к. обладает крайне малым населением в сопоставлении с занимаемой территорией. Мы могли бы предложить технологии мировому рынку, учитывая образованность населения и остатки научного потенциала, но исключительно в обмен на товары, с которыми, как известно, нас нигде не ждут.
Каждый человек в отдельности – основной участник экономики России
Роль государства в экономике неразрывно связана с паритетом концентрации финансовых ресурсов и административных возможностей. Необходимо сформировать возможности для создания частного национального капитала, где большая часть населения будет иметь возможности инвестировать и, как следствие, управлять инвестициями. Это, собственно говоря, и создаст возможность быть участниками экономики не только государству, но и ее гражданам, а управлять экономикой – не только и не столько государственным чиновникам, а в большей степени жителям страны. Т. е. здесь работает формула «у кого деньги, тот и участник экономики».
Основное, что характеризует экономическую модель России, – это высокая концентрация реально получаемых экономикой страны доходов в бюджетную и государственную сферу. Т. е. большая часть средств от ВВП страны поступает в государственные бюджеты всех уровней или на счета государственных организаций. Из ВВП, полученного в 2010 году, равного около 45 трлн руб., на счета бюджетов всех уровней и 20 крупнейших государственных компаний поступило более 30 трлн. Обеспечены эти поступления были усилиями чуть более 2,5 млн человек, что составляет около 3,3% от всего экономически активного населения страны, фактически создающих почти 70% ВВП, преимущественно, конечно же, от продажи природного сырья развитым странам.
Чем же заняты 96,7% или примерно 73 млн человек экономически активного населения и еще 50 млн детей, пенсионеров и прочих не считающихся экономически активным населением? И какую цель преследует государство, выделяя на фактическое содержание более чем 85% населения страны более 10 трлн ежегодно? Не хочется называть вещи своими именами, но, как известно, если государство платит обществу, значит, в этом есть какая-то цель. И не это ли – залог сегодняшней стабильности? Если развить эту очевидную теорию в любой из плоскостей – социальной, демографической и т. д., то с ярчайшей очевидностью является портрет сегодняшнего времени, имеющий, так сказать, экономическую основу.
Те колоссальные средства, которые государство тратит на многочисленные услуги и сервис, необходимо передавать населению целевым образом, чтобы оно само определило, куда и как потратить эти средства. А сервис переместить в большинстве своем в рыночную среду. Нет, не передать в частные руки, а обеспечить альтернативу. Результатом станет не только значительное сокращение коррупции, но и снижение себестоимости услуг государственного сервиса, повышение его конкурентоспособности, его качества, повышение благосостояния населения и много других полезных результатов. В этом есть большая опасность утери власти чиновниками в том виде, который есть сейчас, но ради благосостояния народа это того стоит.
Итак, по моему глубокому убеждению, жизненно важной задачей для России является построение такой модели экономического жизнеустройства страны, когда минимум 50% ее населения будут создавать не менее 80% ВВП, и лишь 20% ВВП должно приходиться на долю крупнейших государственных и частных корпораций. И именно это должно стать основополагающим базисом для построения процветающей России.