Как соседи России переписали историю ВОВ

Как соседи России переписали историю ВОВ


22 июня — 70 лет со дня начала Великой Отечественной войны. Народы СССР, волею судеб оказавшиеся ныне в разных государствах, потеряли минимум 27 миллионов человек. Однако сегодня в угоду идее о противостоянии России во многих бывших советских республиках идет активное переписывание истории ВОВ. Многие факты зачастую переворачиваются с ног на голову.


Одна из таких республик — Грузия. Ее территория в годы войны оккупирована не была, но на фронтах сражались порядка 700 тысяч грузин, 300 тысяч из которых погибли. Мингрел Милитон Кантария водружал над рейхстагом Знамя Победы. Однако еще до прихода к власти Михаила Саакашвили 9 мая был объявлен рабочим днем. А нынешний президент просто распорядился взорвать в Кутаиси мемориал в память о погибших в войне. Мол, нечего хранить память о “тоталитарном прошлом”.


Не отстают и авторы учебников. “Германия и Советский Союз предпочли пойти на соглашение друг с другом… Согласно пакту, Германия и Советский Союз поделили между собой сферы влияния. Провал антигерманской коалиции и Пакт о ненападении развязали Германии руки. Но и Советский Союз получил неограниченную возможность осуществления своих агрессивных планов”, — говорится в одном из них.


“Большинством людей… война была воспринята как отечественная… Но другая часть грузинского народа прекрасно сознавала, что Грузия является завоеванной… страной, что именно Россия лишила грузин государственной независимости и Грузия оказалась насильственно объединенной в Советский Союз. И теперь ей предстояло воевать в интересах завоевавшей ее советской империи, жертвовать ради нее жизнью, отдавая свои интеллектуальные и материальные ресурсы”, — жалуются авторы.


В общем, в сегодняшней Грузии постепенно подводят основу для объявления героями 30-40 тысяч грузин, бывших сторонниками нацистов. Еще в 2003 году появилась книга Г. Мамулиа “Грузинский легион в борьбе за свободу и независимость Грузии в годы Второй мировой войны”. Кроме легиона, были еще диверсионная организация “Тамара” и батальон “Бергманн”. В их составе воевали и бежавшие из СССР грузинские эмигранты. В общем, Кантарию отодвигают на второй план, а на первый выходят другие люди…


Перейдем к Молдавии. Эта республика в годы ВОВ была оккупирована союзной нацистам Румынией. Многие молдаване сражались в рядах румынской армии (некоторые — вполне добровольно), но сотни тысяч остались верны СССР. Образ партизанки “смуглянки-молдаванки” из фильма “В бой идут одни старики” не был взят с потолка. Впрочем, Молдавии пытаются навязать других героев. Да и как может быть иначе, если в школах изучают не “Историю Молдавии”, а “Историю румын”.


Главный постулат авторов некоторых учебников таков: союзная Гитлеру Румыния в 1941-м возвращала то, что утратила по пакту Молотова-Риббентропа. Вот что, например, написал Б. Визер: “Москва предпринимает энергичные действия по оккупации Бессарабии и Северной Буковины… румынские и германские войска освободили Бессарабию, север Буковины и район Герца”. И никакой Великой Отечественной — только Вторая мировая.


А вот цитата из другого молдавского учебника: “Находясь между двумя империями, Румыния становилась возможным объектом нападения как со стороны СССР, так и со стороны других соседних стран, территориальной целостности стала угрожать реальная опасность… Основная цель участия Румынии в войне — освобождение захваченных Советским Союзом летом 1940 года территорий была достигнута”. Вот так — Молдавию отождествляют не со страной-победительницей, а с проигравшей войну Румынией.


Особенно старался закрепить этот подход к истории бывший и.о. президента, лидер Либеральной партии Михай (Михаил) Гимпу. Провозгласив себя “румыном”, он отказался ехать в Москву на 65-летие Победы. Его стараниями одна из улиц в пригороде Кишинева получила имя союзника Гитлера, румынского диктатора Иона Антонеску. Другие члены нынешней правящей коалиции не настроены столь радикально, тем более иначе считают оппозиционные коммунисты. Но “Историю румын” пока никто в стране не отменил.


Но впереди всех бывших республик по части переписывания истории Великой Отечественной — государства Прибалтики. Среди них выделяется Литва, которая благодаря итогам война обрела треть (!) своей нынешней территории, включая Вильнюс и Клайпеду. В отличие от соседей, литовских дивизий СС создано не было. Сегодня литовские коллаборационисты не ходят парадами по улицам городов, подобно латышским и эстонским. Но советскую символику в стране официально приравняли к нацистской.


В Литве 13 лет назад создали интегрированный учебник по новейшей истории. Вот несколько цитат из него: “Литовцы войну встретили с радостью, ибо она спасла от советского террора”; “Русские партизаны самопроизвольничали собирая продовольствие, одежду, также убивали литовцев, работавших в немецких учреждениях или институциях самоуправления”. О том, что вообще-то среди партизан-антифашистов были и литовцы, не было сказано ни слова.


Во второй редакции учебника наиболее одиозные места, вроде “русских партизан”, убрали, но общий смысл сохранился. Советские партизаны и партизаны, связанные с польской Армией крайовой, изображены с негативной стороны. То, что обе эти силы связаны с державами-победительницами во Второй мировой, литовских историков, похоже, не сильно беспокоит. А те литовцы, которые воевали в рядах Красной армии, в пантеоне героев современной Литвы отсутствуют.


Литовские историки стараются представить тех, кто сражался против СССР, борцами за независимость. Так, антисоветское восстание 23 июня 1941 года, по их мнению, “имело целью восстановление независимости”. “Восстание в Каунасе продолжалось до 25 июня, в провинции сопротивление отступающей Красной Армии тянулось всю первую неделю войны, то есть все то время, пока немецкая армия не прошла через Литву на восток”, — пишут они. Комментарии к такой трактовке излишни.


И дальше начались жалобы на немцев. “Надежды восстановить независимость Литвы не оправдались: немцами была создана оккупационная администрация, было ликвидировано просуществовавшее шесть недель правительство Литвы и запрещен Фронт литовских активистов”, — пишут авторы. Зато они стараются обойти вниманием деятельность литовских батальонов, участвовавших в операциях против белорусских партизан, в истреблениях евреев в Вильнюсе, подавлении восстания в Варшавском гетто. Не вписывается это в образ жертвы двух тоталитарных режимов.


В соседней Латвии героизация нацистских преступников происходит куда откровеннее, чем в Литве. Охраняемые полицией марши легионеров 15-й и 19-й латышских дивизий СС 16 марта стали чуть ли не ежегодным событием с участием многих видных политиков. Бывший президент Вайра Вике-Фрейберга в 2005 году пожаловалась: “Мы не переубедим, не изменим сознание тех пожилых россиян, которые 9 мая будут класть воблу на газету, пить водку, а также вспоминать, как они геройски завоевали Балтию”.


В том же году при поддержке посольства США в Риге появилось издание “История Латвии: ХХ век”, ставшее одним из основных учебных пособий. В нем концлагерь в Саласпилсе, где погибло до 100 тысяч человек, назван “исправительно-трудовым”. И далее по тексту: “В лагерях содержались преступники, дезертиры, бродяги, евреи и прочие”. И, наконец, следующий пассаж: “Латышские легионеры отличались в боях особой выносливостью, умением и отвагой”.


Латвия предстает в трудах местных историков жертвой. Параллельно подчеркивается “виновность Советского Союза в развязывании войны с Германией”. И они стараются обойти стороной тот факт, что “борцы за свободу Латвии” участвовали в карательных операциях нацистов “Болотная лихорадка” и “Зимнее волшебство” в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях России, а также в Белоруссии. Такие вот у Латвии сегодня герои, о “подвигах” которых рассказывают школьникам в рижском Музее оккупации. О латышах, воевавших в рядах Красной армии, предпочитают не говорить.


Наконец, Эстония. О том, как относятся ее власти к Великой Отечественной, напоминать излишне. Чего стоят только демонтаж в Таллине памятника Воину-освободителю (“Бронзового солдата”), появление “самодельных” музеев, посвященных бойцам 20-й эстонской дивизии СС, или участие высших должностных лиц в зарнице по имени “Эрна”. Так назывался состоявший из эстонцев диверсионный батальон “Абвера”, “отличившийся” летом 1941 года походом по тылам отступавшей Красной армии.


В отличие от других стран, в Эстонии есть конкретный человек, создавший новую версию ее истории. Это историк по образованию, бывший премьер, а ныне министр обороны Март Лаар. Вот что он писал: “Надежда на освобождение вспыхнула 22 июня 1941 года, когда немецкие войска перешли границу СССР… Нашлись эстонцы, которые не удовлетворялись пассивным ожиданием конца войны и пытались внести свой вклад в уничтожение коммунизма. Так, в 1941 году с немцами на Восточный фронт ушло около десяти тысяч эстонцев.


А вот как оцениваются им коллаборационисты: “В 1942 году началось формирование Эстонского легиона “Ваффен-СС”, который… должен был стать ядром будущей Эстонской армии… Но немцы не сдержали слово, направив 1-й батальон легиона (“Нарва”) на Украину. Здесь “Нарва” принесла известность эстонскому оружию, но понесла тяжелые потери. После этих боев эстонцы поднялись в немецкой “табели о расах”. Как говорится, без комментариев. Никакой армии Эстонии Гитлер создавать не планировал.


Есть и более “умеренный взгляд” на историю Эстонии. Вот, например, учебник Адамсона и Валдмаа: “Большинство эстонцев воевало во Второй мировой войне в немецких мундирах, на стороне проигравшего войну… и это определяет наши мнения и чувства. Нам пришлось больше страдать под полувековой советской оккупации”. Правда, авторы признали, что “победа Гитлера была бы для человечества более страшным несчастьем, чем победа Сталина”.


О “героизме” приспешников нацистов эстонские историки стараются не писать. А вспомнить есть что. Например, что Эстония была еще в 1941-м объявлена первой страной, “свободной от евреев”. Что на территории страны было 140 больших и малых лагерей, где в роли палачей были преимущественно эстонцы. Что эстонские каратели отличились в сопредельных областях России, в Польше и еще много где. А герой Советского Союза, ветеран ВОВ Арнольд Мери в современной Эстонии считается предателем.


Сегодня в Грузии, странах Прибалтики и (в несколько меньшей степени) Молдавии идет откровенное переписывание истории Великой Отечественной. В угоду курсу на “борьбу со всем русским” героями объявляются те, кто так или иначе воевал против СССР, правопреемницей которого является Россия. То, что эти новые “герои” почти сплошь были военными преступниками — это власти этих стран не очень-то заботит.


Объяснение тому, почему появились коллаборационисты, отчасти найти можно. Грузинские эмигранты бежали из Советской Грузии и ненавидели СССР. Молдавские и прибалтийские крестьяне были раскулачены, и у них был повод не любить Советскую власть. Но одно дело — объяснять какие-то явления, и совсем другое — оправдывать преступления приспешников нацизма и объявлять их героями. В Германии и Австрии за подобное можно загреметь на нары.


Но пока странам “новой демократии” ЕС и США прощают все. И они продолжают переписывать историю на антироссийский лад. Ключевое звено в этом переписывании — как раз подача материала о годах Великой Отечественной войны. Или, если угодно, Второй мировой, частью которой ВОВ и была.

ИсточникПравда

Ещё похожие новости